Среда, 01.05.2024, 22:28                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [34]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [11]

Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » МУЗЫКА » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Сказочная тайна маленького Моцарта (интегрированный урок литературы и музыки по произведению Г.Цыферова “Тайна запечного сверчка”)
25.06.2012, 13:05

Задачи урока:

1. Создать ситуацию "вхождения в эпоху Моцарта”;

2. Раскрыть образ маленького Моцарта на фоне Зальцбурга и Вены;

3. Учить слушать и понимать музыку, определять чувства автора, отраженные в ней, и эмоционально откликаться на характер музыки;

4. Показать связь вымысла и реальности в сказке Г.Цыферова.

Ход урока.

(дети входят в зал под музыку).

Слова и звуки… Звуки и слова,

В них жизни, полной жизни выраженье,

Все, что вмещает сердце, голова

И человека грудь, - все проявленья.

Какая власть сравнится с властью их?

Друг с другом мы через слова и звуки

Сближаемся… Блаженство, радость, муки,

Любовь, вражду – все облекаем в них.

В них мудрости и красоты венец,

В словах и звуках вечный ключ сердец!

Как вы думаете, почему в начале урока прозвучали именно эти поэтические строки? (Название раздела "Наполним музыкой сердца”). Как вы это понимаете?

Встреча с музыкой, поэзией, красотой - это всегда праздник. Почему люди пишут стихи, книги, картины, лепят скульптуры?

Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен, и когда талантливый человек вдруг ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием. И он старается передать красоту мира словами, или красками, или звуками. И люди, которые слушают его музыку или стихи, или смотрят картины, тоже начинают видеть и чувствовать эту красоту, и тогда они сами становятся добрее, красивее, лучше. Настоящие писатели, художники, музыканты умеют выразить то, что чувствуют, переживают люди.

Закройте глаза и вслушайтесь в эту музыку (звучит фрагмент из цикла "Пер Гюнт” Э. Грига).

Что вы себе представили? Какие чувства испытали, слушая эту музыку? (душа отдыхает, музыка успокаивает).

Кто написал эту музыку и кому посвятил? (Э. Григ посвятил Дагни Педерсен).

Из какого произведения мы узнали об этом? (К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками”).

Почему Григ решил написать и подарить девочке музыку?

Почему композитор отсрочил подарок?

Как описывает К. Паустовский переживания уже повзрослевшей девочки? Что она чувствует и представляет себе, слушая музыку? Зачитайте. Какие глаголы помогают автору описать музыку?

Что прекрасного открыл нам в этом рассказе и в этой музыке композитор и писатель? (Композитор сумел в музыке описать родную природу, а писатель описать чувства и переживания, вызванные музыкой).

Какие еще музыкальные произведения Э. Грига вы знаете?

А сегодня мы познакомимся еще с одним волшебником, великим музыкантом и композитором Вольфгангом Амадеем Моцартом (портрет). А расскажет нам о нем Г. Цыферов в своем произведении, а еще великолепная музыка этого композитора.

Г. Цыферов очень любил музыку Моцарта. Он сам часто говорил, что музыка Моцарта – это маленькая сказка. Вот и решил писатель сочинить (а может и не сочинить) маленькие сказки о детстве В. А. Моцарта. Назвал он свою книгу "Тайна запечного сверчка” (показ книги).

Мы с вами прочитаем только две маленькие сказки из этой книги и подумаем, что же здесь выдумка, а что – может быть, правда.

Нам придется перенестись в XVIII век, и некоторые слова в тексте могут оказаться непонятными. Давайте разберем их.

  • Современники – жившие в одно время с композитором.
  • Публика (синоним – зрители).

Чтобы понять значение следующих слов пришлось обратиться к словарю. Может быть, кто-то может объяснить значение некоторых слов.

  • Ореол
  • Стрельчатые окна
  • Сюртук
  • Камзол
  • Бутафорское оружие
  • Маэстрино

Открывайте книги и слушайте.

Вступление читает под музыку учитель (до слов "Прекрасное видение!..”).

Перенесемся в старую Австрию, в город Зальцбург. Великолепный город (слайд). В самой Австрии о нем говорили так: "Да разве это город? Это настоящая музыкальная шкатулка” (слайд).

И в самом деле, как ни сказочно это, но в славном Зальцбурге каждый второй житель плясал (слайд), каждый третий – пел и каждый четвертый – играл на музыкальном инструменте. И все кругом танцевало.

Вот в один из таких танцующих дней и родился Вольфганг Амадей Моцарт.

И отец новорожденного, скрипач Леопольд Моцарт задумался: "А кем будет мой мальчик? Станет ли он переплетчиком, как все Моцарты, или подобно мне, отдаст свое сердце музыке”.

Так и случилось. Время шло. Среди многих записей старшего Моцарта есть такие волшебные строчки: "Этот менуэт Вольфганг сочинил 26 января 1761 г. в половине десятого вечера в возрасте четырех лет за день до своего рождения”.

Отчего же маленький Моцарт стал так рано музицировать. Может быть здесь есть какая-то сказочная тайна. Хотите узнать эту тайну? Давайте отправимся в дом Моцартов.

Дети читают по ролям вторую часть "О сказочной тайне маленького Моцарта”.

Третью часть "О танцующем снеге, о Вене и серебряной шпаге принца” дети читают логически законченными частями.

Что удивило и поразило вас в рассказе и в волшебной музыке?

Как вы думаете: что же здесь выдумка, а что – нет? Можно ли, слушая сверчка, научиться музыке? Или, может быть, здесь какая-то другая тайна, которую раскрыл запечный сверчок маленькому Моцарту (Сверчок сказал: "По-моему у вас есть и слух и сердце”).

Когда Моцарт стал уже знаменитым, сам король Франции пригласил его на новогодний бал. Там говорили о музыке. И когда король спросил мальчика, что он думает о музыке, юный Моцарт ответил: "Музыка – это голос нашего сердца”.

Как вы думаете, ведь Моцарт не сказочный персонаж, он жил на самом деле, почему же о нем написаны именно сказки?

Дело в том, что мир музыки, мир звуков – это всегда тайна, загадка, всегда немного волшебство. Настоящий, талантливый музыкант может заставить своих слушателей переживать, волноваться, радоваться, страдать. Он может полностью выразить себя в звуках, передать в музыке свои мысли, чувства.

Итак, кончилось детство Моцарта. Кончилась сказка… Началась другая, не похожая на сказку, взрослая жизнь. Она началась с той поры, когда юный Моцарт последний раз простился с Зальцбургом и навсегда уехал в Вену.

Напрасно грустили о нем жители родного города. Напрасно ждали его ночами запечные сверчки, настраивая свои волшебные скрипочки. Вольфганг так и не вернулся.

А вскоре почтовая карета привезла из Австрийской столицы письмо. В нем торжественно извещалось: "Вольфганг Амадей Моцарт стал первым независимым музыкантом XVIII столетия!”

Теперь он подчинялся одной музыке. И только ей!

…Звучит музыка Моцарта. И светлеет мир, и пробуждается сердце, рвущееся навстречу счастью.

Учителя исполняют: "Песню о Моцарте” Б. Окуджавы.

I куплет.

Моцарт на старенькой скрипке играет,

Моцарт играет, а скрипка поет,

Моцарт отечества не выбирает –

Просто играет всю жизнь напролет.

Ах, ничего, что всегда, как известно,

Наша судьба – то гульба, то пальба…

Не оставляйте стараний, маэстро,

Не убирайте ладони со лба.

II куплет.

Коротки наши лета молодые,

Миг – и развеются, как на кострах,

Красный камзол, башмаки золотые,

Белый парик, рукава в кружевах.

Ах, ничего, что всегда, как известно,

Наша судьба – то гульба, то пальба…

Не расставайтесь с надеждой, маэстро,

Не убирайте ладони со лба.

Если вы ребята успели полюбить маленького Моцарта и вам не хочется с ним расставаться, слушайте его прекрасную музыку.

Словарь:

Камзол – часть одежды, длинный жилет.

Сюртук – мужская двубортная одежда с длинными полами,

длинный приталенный пиджак.

Ореол – I значение: световая кайма, похожая на сияние, вокруг ярко освещенного предмета;

II значение: блеск, почет, окружающий кого-нибудь.

Маэстрино – почетное название крупных музыкантов.

Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ | Добавил: admin | Теги: урок музыки в школ, конспект урока, урок музыки, музыкальный инструмент, композитор, педсовет, Поурочное планирование, методика проведения урока, ноты
Просмотров: 5043 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru