Цель: Формирование всесторонне развитой,
гармоничной, творческой личности учащегося
через интеграцию гуманитарных предметов и
предметов искусств.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с жизнью и творчеством
западноевропейского композитора XIX века Ф.
Шопена.
- Проанализировать исторические события,
повлиявшие на творчество композитора.
Развивающие:
- Формирование правильного подхода к пониманию
классической музыки.
- Развитие слушательской культуры учащихся.
Воспитательные:
- Воспитание внутрнней отзывчивости на музыку.
- Формирование положительных сторон характера:
гражданственности, патриотизма, чувства
сопереживания, сочувствия.
Оборудование: компьютер, проектор, экран,
акустическая система, мультимедийная
презентация по теме урока.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня тема
нашего урока особенная "Шапки долой, господа,
перед вами гений…” Для того чтобы
познакомиться с таинственным Гением и снять
перед ним шапку, нам нужно совершить перемещение
во времени в эпоху Романтизма. Что же означает
эпоха Романтизма?
Музыка периода романтизма – период истории
музыки, начинающийся приблизительно в первой
трети XIX века и вплоть до начала века ХХ. Принято
считать, что началу становления романтизма в
музыке положил Людвиг ван Бетховен. Этот период,
перехода от классицизма к романтизму считается
предромантическим периодом – сравнительно
короткий период в истории музыки и искусства.
Музыка этой эпохи характеризуется лиричностью,
в произведениях слышны голоса героев,
переживающих судьбу. Но не только изменилось
содержание. Изменилось и понимание музыки, а
также строение, чему во многом способствовал ещё
Бетховен, внёсший огромный вклад в развитие
музыки, и становления романтизма.
Давайте прервемся на некоторое время, откроем
тетрадочки, запишем число.
И сначала каждый запишет в своей тетради то, что
он знает о Шопене.
Потом, что предполагает….
А дома каждый из вас дополнит эти записи тем,
что вы о нем узнаете на нашем уроке или из
каких-либо дополнительных источников
информации. На следующем уроке мы с вами
поделимся своими знаниями друг с другом. Итак,
начинаем перемещение.
Учитель:… В дверях она (мать Шопена)
остановилась, поражённая необычайным зрелищем.
Подложив на стул для удобства фалианты нот,
Фридерик играл! Играл, хоть никто не учил его и не
знаком с клавиатурой.
На следующий день, сразу после завтрака, в дом
пришёл человек с большим фиолетовым носом,
одетый в ярко-зелёный сюртук и весь пропитанный
табаком. Это был Войцех Живный, учитель музыки.
Усадив Фридриха за фортепиано, Живный вынул из
кармана табакерку с изображением филина, засунул
в свои ноздри гораздо больше табаку, чем они
могли вместить, и без всяких предисловий
потребовал:
– Ну, играй!
– А что играть?
– То, что умеешь!
– Но я не умею!
– Этого не может быть!
Фридерик подумал и сыграл песенку "Две
Марыси”. После короткого прослушивания,
началось обучение у Живного. Быстрота, с которой
Фридерик усваивал материал, пугала Живного. С
семи лет Шопен занимается композицией и первое
его сочинение – полонез.
Родители были ошеломлены. Не успели они
опомниться, как увидели, что их сын уже не
принадлежит им: маленьким музыкантом завладели
варшавские богачи. Фридерик очень часто играл в
салонах.
Когда Фридерику исполнилось 14 лет, Живный
сказал ему:
– Дорогой пан! Знаете ли вы, что я открыл? Теперь
уже не я вас обучаю, а вы меня. Но я уже чему надо
выучился, а вам следует продолжать обучение.
Теперь будишь заниматься композицией. Стало
быть, простимся, сохранив дружбу. Поцелуй меня и
скажи спасибо! Он передал Фридерика с рук на руки
Юзефу Эльснеру, первому среди польских
музыкантов. К пятнадцати годам, ещё учеником
лицея, Шопен уже был, бесспорно, лучшим пианистом
в Варшаве. Во время обучения, Шопен встретил свою
прекрасную "музу-вдохновительницу” Констанцию
Гладковскую.
Именно ей он посвящал свои последующие
сочинения и среди них Ноктюрн Es-dur, op.9 № 2 (слушание.)
Учитель: Скажите, удалось ли Шопену
передать своё состояние и чувства, переполнявшие
его к Констанции? Ученики:
Да!
После четырёх лет обучения, Эльснер вынес
вердикт:
– Тебе пора выйти в большой мир. Варшава
всё-таки провинция! Хоть здесь и любят музыку, а
имени себе не создашь! Настоящая известность
приобретается в Париже, в Риме, в крайнем случае,
в Вене. Сначала ты поедешь в Вену, а там посмотрим!
В августе 1829 года Шопен с выдающимся успехом
дважды публично выступал в Вене.
Игра Шопена покорила Вену. На одном из концертов
Р.Шуман, восхищённый игрой Шопена сказал: "Шапки
долой, господа, перед вами гений…” В том
концерте звучала Прелюдия № 7 (Слушание).
Варшава после Вены показалась Шопену неуютной,
неприбранной и какой-то чужой. В
ноябре 1830 года Шопен снова возвращается в Вену.
– И зачем вы явились сюда в это проклятое время?
– сказал Черни. – Классическая музыка в упадке.
Венцы желают только танцевать, да ещё говорят,
что надвигается холера.
Поздно вечером, в день прибытия, Шопен и его
друг Тит Войцеховский, пошли на маскарад, и зашли
в ресторан. Вдруг они заметили какое-то волнение
среди обедающих, и услышали восклицание:
– А ведь поляки – то взбунтовались!
Подумайте-ка, поднялись!
Уже на улице от мальчика, разносчика газет, они
узнают, что восстание началось четыре дня назад,
29 ноября. В отчаянии Фридерик отправился в
посольство, но там его не приняли. С тех пор для
него началась мука. Он был заперт в Вене, как мышь
в мышеловке. О возвращении в Польшу не могло быть
и речи. И в другой город не возможно было выехать
без нового паспорта. К этому присоединилась
мучительная тревога за близких. Ему рисовались
ужасные картины – разрушенный дом,
издевательство над стариками и нищета.
"… Нельзя описать моё горе, я насилу его
переношу!” – говорил Фридерик. Он подбежал к
фортепиано. С яростью набросился на инструмент.
Мелодия была найдена! Из чистой стихии, из
пламени возник до-минорный этюд, получивший
название "Революционный” (слушание), в
котором каждый звук был предельно красноречив.
То было признание сердца и одновременно сжатая
летопись героического народного восстания.
Учитель: Считаете ли вы историю двигателем
культурной жизни? Ученики:
Конечно!
К счастью, Фридерику удаётся покинуть Вену и
переехать в Париж. Столица
Франции являлась в то время крупнейшим центром
европейской художественной и музыкальной
культуры. Но Шопен, впервые публично выступив в
феврале 1832 года, поразил избалованную парижскую
публику сочетанием превосходного
пианистического мастерства с ярко
индивидуальной поэтической вдохновенностью. В
первой половине 1830-х годов он много сочиняет
(мазурки, полонезы, этюды, ноктюрны, вальсы,
прелюдии). Одним из замечательных
произведений того времени считается Полонез 3
(Слушание).
Не смотря на успех, главным источником средств
существования для Шопена стали частные уроки
фортепианной игры. Это отнимало много времени и
физических сил. Тоска по Родине по-прежнему не
покидает Шопена.
Из письма Шопена: " Милая моя, далекая,
единственная! Почему наша жизнь так устроена, что
я должен находиться вдали от тебя!.. Милая Родина,
каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией
не то песни, не то любимого танца – мазурки, и так
хочется, чтобы этот сон никогда не кончался…”
Для Шопена мазурка была подобна странице из
личного дневника, в мазурке он высказывался как
художник и человек, глубоко любящий свою Родину.
Мазурка, соч. 7 № 1 (слушание)
В 1838 году спутницей жизни Шопена на девять лет
стала известная французская писательница Аврора
Дюдеван, взявшая себе мужской псевдоним "Жорж
Санд” (к этому времени роман с Констанцией
Гладковской был завершён, она вышла замуж за
графа Грабовского).
Проводя летние месяцы,
свободные от педагогической работы, в её имении
Ноан, Шопен усиленно сочиняет. Сочинения этого
периода несут в себе образ его возлюбленной
Авроры. Примером тому служит
"Вальс” до-диез минор (слушание).
В эти годы он создал особенно много крупных
произведений: 3 баллады и три скерцо (2–4), 2 сонаты
(2–3), Фантазию фа-минор, Полонез-фантазию, Сонату
для виолончели и фортепиано.
У Шопена рано начал развиваться туберкулёз –
болезнь, не излечимая в те времена. Очень
подорвали его силы тяжёлые события – смерть
друга, отца и разрыв с Жорж Санд. После этого,
больной и одинокий, он уже перестал сочинять.
Приняв предложение своих друзей, вторую
половину 1848 года он провёл в Англии и Шотландии. Концерты его проходили с триумфом, он
выступал и давал уроки. Но климат Англии оказался
вредным для Шопена. Обострение болезни заставило
вернуться Шопена в Париж. Последние своё
сочинение – Мазурку фа минор Шопен уже не смог
сыграть сам – только записал её на бумаге.
17 октября 1849 года Шопена не стало. По завещанию
Шопена, друзья отвезли сосуд с его сердцем в
Варшаву, где эта реликвия бережно хранится в
костёле Святого Креста.
СЕРДЦЕ ШОПЕНА
Сердце Шопена в костеле святого Креста.
Тесно ему в замурованной каменной урне.
Встал бы владелец его, и немедля с листа
В мир полетели бы вальсы, этюды, ноктюрны.
(Виктор
Боков)
Учитель: Сегодня на уроке вы познакомились с
жизнью и творчеством знаменитого польского
композитора Ф. Шопена. Для вас прозвучало много
новой музыки. Изложите в небольшом Эссе, какое из
них в наибольшей степени воспроизвело на вас
впечатление и почему?
– Спасибо за внимание. До новых встреч! |