Цель урока: привлечь внимание учащихся к
личности крупнейшего русского композитора и
величайшего пианиста XX века, дирижера-новатора
Сергея Васильевича Рахманинова, познакомить
учащихся с его творчеством, более подробно с его
знаменитой Прелюдией до-диез минор ор.3 №2,
используя нестандартный подход: общение с
преподавателями других дисциплин, "живое
исполнение музыки" на уроке.
- Обучающие: закрепить знания учащихся по
биографии С.Рахманинова, познакомить с
творчеством композитора, его знаменитой
прелюдией
- Развивающие: развивать навыки
самостоятельной работы с книжным и нотным
материалом; музыкальное мышление
- Воспитательные: прививать любовь к русской
классической музыке.
Оборудование урока: портрет С.Рахманинова,
фортепиано, видео и аудио-аппаратура, ПК,
иллюстрации, нотный материал. Произведения
С.Рахманинова: "Литургия св.Иоанна Златоуста"
(видео), романс "Сон", "Вокализ", Прелюдия
до-диез минор ор.3 №2 из фортепианного цикла
"Пьесы-фантазии", Второй концерт для фортепиано
с оркестром, I часть.
Вступление (фоном звучит музыкальный
фрагмент фортепианного концерта № 3)
Преподаватель музыкальной литературы-ведущий
урока.
"Я предсказываю ему великую будущность", -
сказал П.Чайковский.
Сергея Рахманинова часто называют "самым
русским композитором". В этой краткой
характеристике выражен как стиль произведений
С.Рахманинова, так и место его наследия в мировой
музыке.
"Я - русский композитор, и моя родина наложила
отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя
музыка - это плод моего характера, и потому это
русская музыка" Сергей Рахманинов.
Творческий путь Рахманинова охватывает
большой исторический период. Начало XX века -
смутная пора революций и войн. Исторические
события не могли не повлиять на формирование
взглядов и творчество композитора. Он
воспитывался на музыке русских композиторов
Чайковского, Римского-Корсакова, Лядова и др. Он
жил в эпоху колоссальных перемен. И в музыкальном
мире появлялись новые направления и стили, новые
имена. Но Рахманинов всегда сохранял свою ярко
выраженную творческую индивидуальность, свой
неповторимый "колокольный" голос. Это был голос
России, глубоко и нежно любимой Родины.
Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми
сочинениями композитора, и вы, ребята, сами
поймете, в чем же причина популярности музыки
Рахманинова. Я пригласила преподавателей нашей
школы, которые примут участие в нашем необычном
уроке.
I. Краткий опрос по биографии.
(Перед учениками папки с планом и краткие
сведения из биографии композитора, нотный текст
прелюдии до-диез минор для фортепиано и сборник
романсов).
Ребята, давайте вспомним самые важные и яркие
моменты из биографии композитора.
Вопросы для учащихся (курсивом обозначены
предполагаемые ответы учеников)
1. Назовите годы жизни композитора. (1873-1943)
2. Где прошло детство композитора? (в имении
Онег Новгородской губернии)
3. Известно, что композитор был верующим
человеком. Колокольность, пронизывающая все его
творчество уходит своими корнями в далекое
детство. Кто в семье Рахманинова привил любовь к
церковной музыке? (бабушка Софья Александровна
Бутакова)
4. Где и какое образование получил Рахманинов? (С
9 лет учится в младшей группе Петербургской
консерватории, С 1885-1892г в Московской
консерватории и окончил ее по двум
специальностям: сначала как пианист, а через год
как композитор с Большой золотой медалью (1891г и
1892гг)
5. В Московской консерватории его обучали:(Жил
и воспитывался у выдающегося педагога и пианиста
Н.Зверева. На старшем отделении учился в классе
свободного сочинения у Аренского, в классе
контрапункта у Танеева, фортепиано у Зилоти)
6. Назовите ранние сочинения и Дипломную работу
композитора?
Для фортепиано: прелюдия до-диез минор, 1
фортепианный концерт, опера "Алеко" на
сюжет поэмы А.Пушкина "Цыганы"-дипломная
работа, написана за 17 дней.
Симфоническая музыка: Оркестровая фантазия
"Утес", 1 симфония (провал на концерте, дирижер
И.Глазунов)
7. После 3-хлетней депрессии, наступает расцвет
творчества композитора, душевный подъем. С
какими событиями это было связано? (Женитьба по
любви на Наталье Сатиной, концертные поездки за
границу, успех, пребывание в имении Ивановка)
8. Какие произведения сочинены в этот период
(перечислить по жанрам)
Для фортепиано: фортепианные концерты 2-ой и
3-ий, Прелюдии и "Этюды-картины";
Оперы : "Скупой рыцарь", "Франческа да
Римини";
Симфоническая музыка: симфоническую поэму
"Остров мертвых", , "Элегическое трио" (памяти
Чайковского);
Вокальная музыка: кантата "Весна", многие
романсы (всего свыше 80) "Литургия св.Иоанна
Златоуста", "Всенощное бдение" для хора а
капелла, вокально-симфоническая поэма
"Колокола".
9. Рахманинов был известен только как
композитор? Музыкальные критики его называли
"свечей, зажегшейся с трех сторон"
Он был известен как пианист-исполнитель,
композитор и дирижер
10. В каких театрах России довелось работать
Рахманинову в качестве дирижера?
Сначала по приглашению мецената С.Мамонтова
работал в его частном театре (1897- 1898гг) и в Большом
театре (1904-1906гг))
11. Какие новшества ввел Рахманинов, работая в
должности дирижера Большого театра?
До Рахманинова дирижер сидел спиною к оркестру
возле суфлерской будки, т.е. между сценой и
оркестровой ямой, а Рахманинов настоял, чтобы
дирижер находился между зрительным залом и
оркестром, чтобы оркестр видел дирижера;
Добивался строгой дисциплины в оркестре)
12. Чем занимался Рахманинов, находясь в
эмиграции: "Уехав из России, я потерял
желание сочинять..."
10 лет ничего не пишет. Концертирует в
Америке, затем по всей Европе (страны
Скандинави). Завоевывает огромную известность
как пианист, исполнитель и дирижер)
13. Рахманинов много трудился, концертировал, не
щадил себя. Известно, что он был очень богат. Он
получал сначала 300, потом 500 долларов за концерт.
Как он поступал со своими гонорарами?
- занимался благотворительностью: материально
поддерживал соотечественников как за рубежом,
так и на родине;
- осенью 1941 г он передал в фонд Красной Армии
более 4х тысяч долларов;
- купил и привез в Ивановку автомобиль;
- приобретает участок на берегу озера в
Швейцарии для строительства виллы;
- купил яхту
14. Как проводит последние годы жизни
композитор?
Продолжает концертную деятельность по
Европе, а в1930 г, строит свою виллу в
Швейцарии, которую назвал Сена, облагораживает
окрестности, вновь сочиняет)
15. Где похоронен композитор. В Беверли-Хилс
(Калифорния)
Назовите его последние сочинения.
Для фортепиано 4-ый фортепианный концерт,
"Вариации на тему Корелли"для фортепиано,
"Рапсодию на тему Паганини" для фортепиано с
оркестром.
Симфоническая музыка: 3-ю симфонию,
"симфонические танцы" (в которой композитор в
последний раз воплощает образ Родины)
Вокальное творчество: "Три русские песни для
хора и оркестра")
Задание. Решить тест-минутку. "Известные
люди в жизни С.Рахманинова"
(ученики работают, фоном звучит фрагмент
этюд-картина ля минор ор.39)
II. Портреты и памятники Рахманинову.
Преподаватель ИЗО.
Из биографии ребята, вы узнали, что C.Рахманинов
много концертировал, имел огромный успех. Он был
настолько популярен, что за ним буквально
гонялись и не оставляли в покое репортеры и
фотографы. Рахманинов привлекал внимание и
известных художников-современников. С
некоторыми он был знаком лично: это такие
известные имена как Васнецов, Поленов, Серов,
Врубель, Коровин. Они в нем видели личность и
многие качества его характера запечатлели на
своих полотнах.
Преподаватель музыкальной литературы.
Ребята, мы на прошлом уроке видели много
фотографий композитора. Каким же все-таки был
Рахманинов: его внешность, черты характера?
Ученики:
Первый: "Это был человек громадного роста, с
крупными чертами аскетически сухого, гладко
выбритого, всегда бледного лица, суровым
взглядом, коротко подстриженными на большой
голове волосами, длинными руками и пальцами,
грубым, низким голосом." 2. Второй: "Всегда
безукоризненно опрятно одет:Сильный ум,
стальная воля, принципиальность и твердость
убеждений, прямота суждений и действий...Он
раскрывался только в кругу родных и друзей.
Становился обаятельным, простым, милым,
искренним, шутил и острил, любил принимать и
угощать гостей".
Третий: "Он бережно относился к своей семье,
любил своих дочерей. Его увлечения: спорт,
катание на коньках, прогулки на лошадях, игра в
преферанс и езда на автомобиле"
Преподаватель ИЗО.
После такой яркой характеристики вам легче
будет увидеть и понять внутренний мир
Рахманинова, состояние души этого великого
мастера, вглядываясь в работы художников и
скульпторов. Обратите внимание на
портреты:Перед вами работы 1.Бориса Григорьева,
2. Константина Сомова,3. Бориса
Шаляпина,4.карандашный набросок А.Авинова,
портреты работы: 5.Б.Шаляпина, 6.Б.Пастернака,
7.одна из работ известного скульптора С.Т.
Коненкова,
8.памятник в Ивановке, бывшее имение
Рахманиновых. На протяжении многих лет любимым
местом отдыха Сергея Рахманинова было имение
Ивановка Тамбовской губернии. Здесь он и женился.
Сейчас эта усадьба стала музеем, где регулярно
проводятся музыкальные вечера, концерты и
встречи.
1. Могила Рахманинова в США (в Кенсико под
Нью-Йорком);
2. Памятник возле виллы в Сенаре (Швейцария);
3. Памятник в г.Тамбове. В августе 2006г.состоялось
открытие памятника
4. Памятник в Москве на Страстном (Тверском)
бульваре. Был установлен в 1999г. Скульпторы:
О.Комов и А.Ковальчук
5. В этом году, 14 июня, в Великом Новгороде
состоялось открытие памятника композитору.
Бронзовый монумент высотой около 3,5 метров и
весом более 3-х тонн работы московского
скульптора Александра Рукавишникова был
привезен из Москвы и установлен в Кремлевском
парке Великого Новгорода. Этот памятник поистине
всенародный. Он изготовлен на средства,
собранные новгородцами, жителями др.городов
страны и иностранцами
Преподаватель музыкальной литературы.
Открытие памятника стало знаменательным
событием в культурной жизни города. В этот же
день состоялся праздничный вечер, в котором
принимали участие известные музыканты,
заслуженные артисты России, лауреаты
международных конкурсов, солисты
Санкт-Петербургского Мариинского театра оперы и
балета под управлением дирижера Валерия
Гергиева. Вел концерт народный артист России,
академик Святослав Белза. Празднику
предшествовала панихида по всемирно известному
музыканту в Софийском соборе, на церемонию
приглашены были известные политики,
родственники Рахманинова. Из Коста-Рики
приезжала его правнучка Натали Хавьер вместе с
сыном Сергеем, который назван в честь известного
прапрадеда.
III. О вокальном творчестве композитора.
Сергей Васильевич был глубоко верующим
человеком. С детства ему запомнились перезвоны
колоколов и церковное хоровое пение. Рахманинов
создает духовную музыку. Это 2 значимых
произведения "Литургия св.Иоанна Златоуста" и
"Всенощное бдение" для хора а капелла.
Преподаватель хоровых дисциплин.
1. В 1910 году Рахманинов пишет "Литургию
св.Иоанна Златоуста"
Литургия-это православная самая главная
служба, она начинается Благодарственной
молитвой, написанной на канонический церковный
текст. По словам одного известного
священнослужителя Александра Меня,
"Благодарственная молитва самая прекрасная и
чистая. Она не ищет своего, не просит, а
переполнена радостным сознанием милосердия
Божия, излитого на человека за все: за глаза,
которые видят красоту мира;, за уши, которые
слышат гармонию звуков и слово Божие: за разум,
постигающий тайны; за сердце, способное любить, -
за все это благодарит человек"
Сейчас у вас есть возможность послушать и
увидеть фрагмент исполнения. Вы услышите хор и
солиста. Тема песнопения звучит спокойно и
уравновешенно. Для партии хора характерен
подголосочный полифонический склад,
свойственный русскому народному многоголосию.
(показ фрагмента видеозаписи исполнения
Литургии в русском храме)
На фоне затихающей музыки:
Православный храм считается вместилищем
красоты: убранство храма, одеяние
священнослужителей, лики росписей и икон,
звучащие человеческие голоса, и особенно хоровое
пение.
Музыку на оригинальные тексты создавали
М.Глинка, П.Чайковский, М.Мусоргский и наши
современники композиторы Г.Свиридов и
В.Гаврилин.
2. Говоря о вокальном творчестве композитора,
невозможно обойти стороной его замечательные романсы
(написано более 80). Они занимают особое место.
Рахманинов следует русским традициям этого
жанра. Он отражает чувства и настроение эпохи.
Русскому романсу всегда были свойственны особая
доверительность и искренность.
Он очень любил весну, природу. Об этом говорят
его замечательные романсы "Весна", "Сирень". А
я сейчас вам исполню удивительный по красоте
романс "Сон". Рахманинов, уехав из
России, своими чувствами и мыслями находился на
Родине. Об этом и его романс.
(Исполнение романса преподавателем в
сопровождении фортепиано)
3. Рахманинов создал шедевр и назвал его
"Вокализ" (1915г). Он посвящен русской певице
Антонине Васильевне Неждановой, его первой
исполнительнице.
Ребята, Вы знаете что такое "Вокализ?"
"Вокализ" - это песня без слов. Давайте
послушаем.
(звучит фрагмент)
На фоне затихающей музыки:
Вы заметили, что Мелодия как бы вырастает из
небольшой интонации и начинает свое развитие,
постоянно изменяясь, варьируясь, обретая новые
краски и оттенки чувств и переживаний.
Интересно, что вы представили себе, слушая эту
музыку?(Природу, богатство лесов, широту полей,
русские просторы:)
Великая русская певица А.Н.Нежданова,
исполнявшая знаменитый "Вокализ", вспоминала:
"Когда я впервые высказала Сергею Васильевичу
свое сожаление о том, что в этом произведении нет
слов, он сказал: "Зачем же слова, когда вы своим
голосом и исполнением сможете выразить все лучше
и значительно больше, чем кто-нибудь словами".
Преподаватель музыкальной литературы:
"Вокализ", ребята, можно считать соединяющим
звеном между вокальной и фортепианной музыкой.
Отсутствие текста придает музыке ту
обобщенность, которая характерна для
инструментальных жанров. Ребята, как вы считаете
какой жанр доминирует, т.е. занимает главное
место в творчестве Рахманинова? Почему? (Фортепианная
музыка, т.к. Рахманинов был пианистом)
IV. Фортепианные сочинения. Прелюдия до-диез
минор ор.3 №2 (разбор)
Фортепианные произведения Рахманинова,
впервые в истории русской музыки, заняли центральное
место в творчестве композитора. В каждом из
жанров, будь то небольшая прелюдия, развернутые
этюды-картины или масштабные фортепианные
концерты, автор в полной мере проявил
неповторимость стиля. В музыке органично
сочетаются певучие лирические и экспрессивная,
ярко эмоциональная мелодика, властные ритмы и
гулкие колокольные звучания и вместе с тем
строгая продуманность музыкальной формы.
Мы остановим свое внимание на его знаменитой Прелюдии
до-диез минор. Которая стала для Рахманинова
неким талисманом и познакомимся "с большой
судьбой одной небольшой пьесы"
Рахманинов сочинил эту пьесу в 19 лет, в 1892 году и
посвятил ее своему педагогу по классу свободного
сочинения Н.Аренскому. Сразу же появилась статья
в газете "Новости дня", где автор называл
композитора "всеобещающим". "А вы, Сережа, уже
шедевры пишите", сказал при встрече великий
Чайковский.
Послушайте эту знаменитую прелюдию в
исполнении преподавателя фортепианного
отделения.
(Звучит прелюдия до-диез минор, ор.3 №2)
учащиеся слушают и следят по нотам.
Преподаватель фортепианного отделения:
"Однажды прелюдия просто пришла, и я записал
ее. Она подступила с такой силой, что я не смог бы
отделаться от нее, если бы даже попытался", -
писал Рахманинов.
Ребята, давайте подробно разберем это
технически сложное и виртуозное произведение.
Сколько частей в прелюдии? (Три части).
Прелюдия начинается с лаконичного
трехзвучного мотива-тезиса: ля - соль?- до? в
темпе Lento (исполнение фрагмента).
На что похож мотив, с чем он у вас ассоциируется?
(Мотив тревожный, суровый, похож на удары
колокола)
Верно, этот краткий мотив ассоциируется с
темами рока. Это спор грозной судьбы с неугасимой
человеческой надеждой. Вначале мы слышим
приглушенный диалог. Несколько раз звучит этот
мотив в виде тяжелого октавного баса в низком
регистре (в левой руке). Ему отвечают аккорды
скорбного характера, звучащиеся на ppp, которые
выстраиваются в нисходящую мелодическую линию и
своим звучанием создают гармоническую
напряженность
(исполнение фрагмента)
В среднем разделе прелюдии происходит смена
темпа (Agitato).Это смелый порыв надежды, прерываемый
грозной катастрофой. Середина построена на
развитии короткого четырехзвучного
хроматического мотива ми-ре?-ре-до?. Мелодия
преобразуется в мятежно порывистую тему,
стремящуюся вверх. Здесь мы наблюдаем четыре
волны развития, которые приводят сначала к
первой кульминации-лавине нисходящих аккордов.
Создается общее напряжение на ffff , приводящее
к репризе прелюдии (проигрываются фрагменты
развития )
В репризе драматизм достигает высшей точки.
Рояль звучит как целый оркестр, охвачен весь
диапазон. Грозно звучит многократно усиленный
октавами мотив-тезис ffff , происходит
укрупнение фактуры, главная тема изложена
восьмизвучными аккордами. Это яростная битва, в
которой человек стремится бороться с судьбой.
(исполнение фрагмента).
Кто же победит в этой схватке? Показав
бесстрашную непокоренность человеческой
надежды, композитор предоставляет слушателю
решить это самому. Он заканчивает пьесу
задумчиво стихающими аккордами, напоминающими
удары колокола
(исполнение фрагмента)
Преподаватель музыкальной литературы:
Завершая наш урок, хочется подвести некую
черту, итог. Скажите, ребята, почему прожив всю
жизнь за границей, Рахманинов был и остается
именно русским композитором? (Он родился в
России, все детство было связано с русским бытом
и русскими традициями, он получил образование у
русских композиторов)
Очень точно написал об этом в своем очерке
известный дирижер XX века Евгений Светланов и дал
высокую оценку его творчества: "Крупнейший
композитор, величайший пианист века,
несравненный дирижер-новатор".
Сейчас прозвучит фрагмент I части Второго
концерта для фортепиано с оркестром, написанного
в традиционной 3-х частной форме. Это
произведение, которое во всей полноте раскрыло
гений Рахманинова и стало подлинным его
триумфом. Он посвящен Н.Далю - врачу, который
вернул композитору душевные силы и веру в талант
в трудный период его жизни.
Друг Рахманинова, скрипач и композитор Н.Метнер
охарактеризовал это произведение такими
словами:
"Тема его вдохновеннейшего Второго концерта
есть не только тема его жизни, но неизменно
производит впечатление одной из наиболее ярких
тем России и только потому, что душа этой темы
русская.., каждый раз с первого же колокольного
удара чувствуешь, как во весь рост подымается
Россия"
(звучит фрагмент I части Второго фортепианного
концерта) |