Пятница, 26.04.2024, 01:42                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [34]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [11]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » МУЗЫКА » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Самый русский композитор Сергей Рахманинов
16.07.2012, 14:00

Цель урока: привлечь внимание учащихся к личности крупнейшего русского композитора и величайшего пианиста XX века, дирижера-новатора Сергея Васильевича Рахманинова, познакомить учащихся с его творчеством, более подробно с его знаменитой Прелюдией до-диез минор ор.3 №2, используя нестандартный подход: общение с преподавателями других дисциплин, "живое исполнение музыки" на уроке.

Задачи:

  • Обучающие: закрепить знания учащихся по биографии С.Рахманинова, познакомить с творчеством композитора, его знаменитой прелюдией
  • Развивающие: развивать навыки самостоятельной работы с книжным и нотным материалом; музыкальное мышление
  • Воспитательные: прививать любовь к русской классической музыке.

Оборудование урока: портрет С.Рахманинова, фортепиано, видео и аудио-аппаратура, ПК, иллюстрации, нотный материал. Произведения С.Рахманинова: "Литургия св.Иоанна Златоуста" (видео), романс "Сон", "Вокализ", Прелюдия до-диез минор ор.3 №2 из фортепианного цикла "Пьесы-фантазии", Второй концерт для фортепиано с оркестром, I часть.

Содержание урока.

Вступление (фоном звучит музыкальный фрагмент фортепианного концерта № 3)

Преподаватель музыкальной литературы-ведущий урока.

"Я предсказываю ему великую будущность", - сказал П.Чайковский.

Сергея Рахманинова часто называют "самым русским композитором". В этой краткой характеристике выражен как стиль произведений С.Рахманинова, так и место его наследия в мировой музыке.

"Я - русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка - это плод моего характера, и потому это русская музыка" Сергей Рахманинов.

Творческий путь Рахманинова охватывает большой исторический период. Начало XX века - смутная пора революций и войн. Исторические события не могли не повлиять на формирование взглядов и творчество композитора. Он воспитывался на музыке русских композиторов Чайковского, Римского-Корсакова, Лядова и др. Он жил в эпоху колоссальных перемен. И в музыкальном мире появлялись новые направления и стили, новые имена. Но Рахманинов всегда сохранял свою ярко выраженную творческую индивидуальность, свой неповторимый "колокольный" голос. Это был голос России, глубоко и нежно любимой Родины.

Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми сочинениями композитора, и вы, ребята, сами поймете, в чем же причина популярности музыки Рахманинова. Я пригласила преподавателей нашей школы, которые примут участие в нашем необычном уроке.

Основная часть.

I. Краткий опрос по биографии.

(Перед учениками папки с планом и краткие сведения из биографии композитора, нотный текст прелюдии до-диез минор для фортепиано и сборник романсов).

Ребята, давайте вспомним самые важные и яркие моменты из биографии композитора.

Вопросы для учащихся (курсивом обозначены предполагаемые ответы учеников)

1. Назовите годы жизни композитора. (1873-1943)

2. Где прошло детство композитора? (в имении Онег Новгородской губернии)

3. Известно, что композитор был верующим человеком. Колокольность, пронизывающая все его творчество уходит своими корнями в далекое детство. Кто в семье Рахманинова привил любовь к церковной музыке? (бабушка Софья Александровна Бутакова)

4. Где и какое образование получил Рахманинов? (С 9 лет учится в младшей группе Петербургской консерватории, С 1885-1892г в Московской консерватории и окончил ее по двум специальностям: сначала как пианист, а через год как композитор с Большой золотой медалью (1891г и 1892гг)

5. В Московской консерватории его обучали:(Жил и воспитывался у выдающегося педагога и пианиста Н.Зверева. На старшем отделении учился в классе свободного сочинения у Аренского, в классе контрапункта у Танеева, фортепиано у Зилоти)

6. Назовите ранние сочинения и Дипломную работу композитора?

Для фортепиано: прелюдия до-диез минор, 1 фортепианный концерт, опера "Алеко" на сюжет поэмы А.Пушкина "Цыганы"-дипломная работа, написана за 17 дней.

Симфоническая музыка: Оркестровая фантазия "Утес", 1 симфония (провал на концерте, дирижер И.Глазунов)

7. После 3-хлетней депрессии, наступает расцвет творчества композитора, душевный подъем. С какими событиями это было связано? (Женитьба по любви на Наталье Сатиной, концертные поездки за границу, успех, пребывание в имении Ивановка)

8. Какие произведения сочинены в этот период (перечислить по жанрам)

Для фортепиано: фортепианные концерты 2-ой и 3-ий, Прелюдии и "Этюды-картины";

Оперы : "Скупой рыцарь", "Франческа да Римини";

Симфоническая музыка: симфоническую поэму "Остров мертвых", , "Элегическое трио" (памяти Чайковского);

Вокальная музыка: кантата "Весна", многие романсы (всего свыше 80) "Литургия св.Иоанна Златоуста", "Всенощное бдение" для хора а капелла, вокально-симфоническая поэма "Колокола".

9. Рахманинов был известен только как композитор? Музыкальные критики его называли "свечей, зажегшейся с трех сторон"

Он был известен как пианист-исполнитель, композитор и дирижер

10. В каких театрах России довелось работать Рахманинову в качестве дирижера?

Сначала по приглашению мецената С.Мамонтова работал в его частном театре (1897- 1898гг) и в Большом театре (1904-1906гг))

11. Какие новшества ввел Рахманинов, работая в должности дирижера Большого театра?

До Рахманинова дирижер сидел спиною к оркестру возле суфлерской будки, т.е. между сценой и оркестровой ямой, а Рахманинов настоял, чтобы дирижер находился между зрительным залом и оркестром, чтобы оркестр видел дирижера;

Добивался строгой дисциплины в оркестре)

12. Чем занимался Рахманинов, находясь в эмиграции: "Уехав из России, я потерял желание сочинять..."

10 лет ничего не пишет. Концертирует в Америке, затем по всей Европе (страны

Скандинави). Завоевывает огромную известность как пианист, исполнитель и дирижер)

13. Рахманинов много трудился, концертировал, не щадил себя. Известно, что он был очень богат. Он получал сначала 300, потом 500 долларов за концерт. Как он поступал со своими гонорарами?

  • занимался благотворительностью: материально поддерживал соотечественников как за рубежом, так и на родине;
  • осенью 1941 г он передал в фонд Красной Армии более 4х тысяч долларов;
  • купил и привез в Ивановку автомобиль;
  • приобретает участок на берегу озера в Швейцарии для строительства виллы;
  • купил яхту

14. Как проводит последние годы жизни композитор?

Продолжает концертную деятельность по Европе, а в1930 г, строит свою виллу в

Швейцарии, которую назвал Сена, облагораживает окрестности, вновь сочиняет)

15. Где похоронен композитор. В Беверли-Хилс (Калифорния)

Назовите его последние сочинения.

Для фортепиано 4-ый фортепианный концерт, "Вариации на тему Корелли"для фортепиано, "Рапсодию на тему Паганини" для фортепиано с оркестром.

Симфоническая музыка: 3-ю симфонию, "симфонические танцы" (в которой композитор в последний раз воплощает образ Родины)

Вокальное творчество: "Три русские песни для хора и оркестра")

Задание. Решить тест-минутку. "Известные люди в жизни С.Рахманинова" 

(ученики работают, фоном звучит фрагмент этюд-картина ля минор ор.39)

II. Портреты и памятники Рахманинову.

Преподаватель ИЗО.

Из биографии ребята, вы узнали, что C.Рахманинов много концертировал, имел огромный успех. Он был настолько популярен, что за ним буквально гонялись и не оставляли в покое репортеры и фотографы. Рахманинов привлекал внимание и известных художников-современников. С некоторыми он был знаком лично: это такие известные имена как Васнецов, Поленов, Серов, Врубель, Коровин. Они в нем видели личность и многие качества его характера запечатлели на своих полотнах.

Преподаватель музыкальной литературы.

Ребята, мы на прошлом уроке видели много фотографий композитора. Каким же все-таки был Рахманинов: его внешность, черты характера?

Ученики:

Первый: "Это был человек громадного роста, с крупными чертами аскетически сухого, гладко выбритого, всегда бледного лица, суровым взглядом, коротко подстриженными на большой голове волосами, длинными руками и пальцами, грубым, низким голосом." 2. Второй: "Всегда безукоризненно опрятно одет:Сильный ум, стальная воля, принципиальность и твердость убеждений, прямота суждений и действий...Он раскрывался только в кругу родных и друзей. Становился обаятельным, простым, милым, искренним, шутил и острил, любил принимать и угощать гостей".

Третий: "Он бережно относился к своей семье, любил своих дочерей. Его увлечения: спорт, катание на коньках, прогулки на лошадях, игра в преферанс и езда на автомобиле"

Преподаватель ИЗО.

После такой яркой характеристики вам легче будет увидеть и понять внутренний мир Рахманинова, состояние души этого великого мастера, вглядываясь в работы художников и скульпторов. Обратите внимание на портреты:Перед вами работы 1.Бориса Григорьева, 2. Константина Сомова,3. Бориса Шаляпина,4.карандашный набросок А.Авинова, портреты работы: 5.Б.Шаляпина, 6.Б.Пастернака, 7.одна из работ известного скульптора С.Т. Коненкова,

8.памятник в Ивановке, бывшее имение Рахманиновых. На протяжении многих лет любимым местом отдыха Сергея Рахманинова было имение Ивановка Тамбовской губернии. Здесь он и женился. Сейчас эта усадьба стала музеем, где регулярно проводятся музыкальные вечера, концерты и встречи.

1. Могила Рахманинова в США (в Кенсико под Нью-Йорком);

2. Памятник возле виллы в Сенаре (Швейцария);

3. Памятник в г.Тамбове. В августе 2006г.состоялось открытие памятника

4. Памятник в Москве на Страстном (Тверском) бульваре. Был установлен в 1999г. Скульпторы: О.Комов и А.Ковальчук

5. В этом году, 14 июня, в Великом Новгороде состоялось открытие памятника композитору. Бронзовый монумент высотой около 3,5 метров и весом более 3-х тонн работы московского скульптора Александра Рукавишникова был привезен из Москвы и установлен в Кремлевском парке Великого Новгорода. Этот памятник поистине всенародный. Он изготовлен на средства, собранные новгородцами, жителями др.городов страны и иностранцами

Преподаватель музыкальной литературы.

Открытие памятника стало знаменательным событием в культурной жизни города. В этот же день состоялся праздничный вечер, в котором принимали участие известные музыканты, заслуженные артисты России, лауреаты международных конкурсов, солисты Санкт-Петербургского Мариинского театра оперы и балета под управлением дирижера Валерия Гергиева. Вел концерт народный артист России, академик Святослав Белза. Празднику предшествовала панихида по всемирно известному музыканту в Софийском соборе, на церемонию приглашены были известные политики, родственники Рахманинова. Из Коста-Рики приезжала его правнучка Натали Хавьер вместе с сыном Сергеем, который назван в честь известного прапрадеда.

III. О вокальном творчестве композитора.

Сергей Васильевич был глубоко верующим человеком. С детства ему запомнились перезвоны колоколов и церковное хоровое пение. Рахманинов создает духовную музыку. Это 2 значимых произведения "Литургия св.Иоанна Златоуста" и "Всенощное бдение" для хора а капелла.

Преподаватель хоровых дисциплин.

1. В 1910 году Рахманинов пишет "Литургию св.Иоанна Златоуста"

Литургия-это православная самая главная служба, она начинается Благодарственной молитвой, написанной на канонический церковный текст. По словам одного известного священнослужителя Александра Меня, "Благодарственная молитва самая прекрасная и чистая. Она не ищет своего, не просит, а переполнена радостным сознанием милосердия Божия, излитого на человека за все: за глаза, которые видят красоту мира;, за уши, которые слышат гармонию звуков и слово Божие: за разум, постигающий тайны; за сердце, способное любить, - за все это благодарит человек"

Сейчас у вас есть возможность послушать и увидеть фрагмент исполнения. Вы услышите хор и солиста. Тема песнопения звучит спокойно и уравновешенно. Для партии хора характерен подголосочный полифонический склад, свойственный русскому народному многоголосию.

(показ фрагмента видеозаписи исполнения Литургии в русском храме)

На фоне затихающей музыки:

Православный храм считается вместилищем красоты: убранство храма, одеяние священнослужителей, лики росписей и икон, звучащие человеческие голоса, и особенно хоровое пение.

Музыку на оригинальные тексты создавали М.Глинка, П.Чайковский, М.Мусоргский и наши современники композиторы Г.Свиридов и В.Гаврилин.

2. Говоря о вокальном творчестве композитора, невозможно обойти стороной его замечательные романсы (написано более 80). Они занимают особое место. Рахманинов следует русским традициям этого жанра. Он отражает чувства и настроение эпохи. Русскому романсу всегда были свойственны особая доверительность и искренность.

Он очень любил весну, природу. Об этом говорят его замечательные романсы "Весна", "Сирень". А я сейчас вам исполню удивительный по красоте романс "Сон". Рахманинов, уехав из России, своими чувствами и мыслями находился на Родине. Об этом и его романс.

(Исполнение романса преподавателем в сопровождении фортепиано)

3. Рахманинов создал шедевр и назвал его "Вокализ" (1915г). Он посвящен русской певице Антонине Васильевне Неждановой, его первой исполнительнице.

Ребята, Вы знаете что такое "Вокализ?" "Вокализ" - это песня без слов. Давайте послушаем.

(звучит фрагмент)

На фоне затихающей музыки:

Вы заметили, что Мелодия как бы вырастает из небольшой интонации и начинает свое развитие, постоянно изменяясь, варьируясь, обретая новые краски и оттенки чувств и переживаний.

Интересно, что вы представили себе, слушая эту музыку?(Природу, богатство лесов, широту полей, русские просторы:)

Великая русская певица А.Н.Нежданова, исполнявшая знаменитый "Вокализ", вспоминала: "Когда я впервые высказала Сергею Васильевичу свое сожаление о том, что в этом произведении нет слов, он сказал: "Зачем же слова, когда вы своим голосом и исполнением сможете выразить все лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами".

Преподаватель музыкальной литературы:

"Вокализ", ребята, можно считать соединяющим звеном между вокальной и фортепианной музыкой. Отсутствие текста придает музыке ту обобщенность, которая характерна для инструментальных жанров. Ребята, как вы считаете какой жанр доминирует, т.е. занимает главное место в творчестве Рахманинова? Почему? (Фортепианная музыка, т.к. Рахманинов был пианистом)

IV. Фортепианные сочинения. Прелюдия до-диез минор ор.3 №2 (разбор)

Фортепианные произведения Рахманинова, впервые в истории русской музыки, заняли центральное место в творчестве композитора. В каждом из жанров, будь то небольшая прелюдия, развернутые этюды-картины или масштабные фортепианные концерты, автор в полной мере проявил неповторимость стиля. В музыке органично сочетаются певучие лирические и экспрессивная, ярко эмоциональная мелодика, властные ритмы и гулкие колокольные звучания и вместе с тем строгая продуманность музыкальной формы.

Мы остановим свое внимание на его знаменитой Прелюдии до-диез минор. Которая стала для Рахманинова неким талисманом и познакомимся "с большой судьбой одной небольшой пьесы"

Рахманинов сочинил эту пьесу в 19 лет, в 1892 году и посвятил ее своему педагогу по классу свободного сочинения Н.Аренскому. Сразу же появилась статья в газете "Новости дня", где автор называл композитора "всеобещающим". "А вы, Сережа, уже шедевры пишите", сказал при встрече великий Чайковский. 

Послушайте эту знаменитую прелюдию в исполнении преподавателя фортепианного отделения.

(Звучит прелюдия до-диез минор, ор.3 №2)

учащиеся слушают и следят по нотам.

Преподаватель фортепианного отделения:

"Однажды прелюдия просто пришла, и я записал ее. Она подступила с такой силой, что я не смог бы отделаться от нее, если бы даже попытался", - писал Рахманинов.

Ребята, давайте подробно разберем это технически сложное и виртуозное произведение. Сколько частей в прелюдии? (Три части).

Прелюдия начинается с лаконичного трехзвучного мотива-тезиса: ля - соль?- до? в темпе Lento (исполнение фрагмента).

На что похож мотив, с чем он у вас ассоциируется? (Мотив тревожный, суровый, похож на удары колокола)

Верно, этот краткий мотив ассоциируется с темами рока. Это спор грозной судьбы с неугасимой человеческой надеждой. Вначале мы слышим приглушенный диалог. Несколько раз звучит этот мотив в виде тяжелого октавного баса в низком регистре (в левой руке). Ему отвечают аккорды скорбного характера, звучащиеся на ppp, которые выстраиваются в нисходящую мелодическую линию и своим звучанием создают гармоническую напряженность

(исполнение фрагмента)

В среднем разделе прелюдии происходит смена темпа (Agitato).Это смелый порыв надежды, прерываемый грозной катастрофой. Середина построена на развитии короткого четырехзвучного хроматического мотива ми-ре?-ре-до?. Мелодия преобразуется в мятежно порывистую тему, стремящуюся вверх. Здесь мы наблюдаем четыре волны развития, которые приводят сначала к первой кульминации-лавине нисходящих аккордов. Создается общее напряжение на ffff , приводящее к репризе прелюдии (проигрываются фрагменты развития )

В репризе драматизм достигает высшей точки. Рояль звучит как целый оркестр, охвачен весь диапазон. Грозно звучит многократно усиленный октавами мотив-тезис ffff , происходит укрупнение фактуры, главная тема изложена восьмизвучными аккордами. Это яростная битва, в которой человек стремится бороться с судьбой.

(исполнение фрагмента).

Кто же победит в этой схватке? Показав бесстрашную непокоренность человеческой надежды, композитор предоставляет слушателю решить это самому. Он заканчивает пьесу задумчиво стихающими аккордами, напоминающими удары колокола

(исполнение фрагмента)

Преподаватель музыкальной литературы:

Завершая наш урок, хочется подвести некую черту, итог. Скажите, ребята, почему прожив всю жизнь за границей, Рахманинов был и остается именно русским композитором? (Он родился в России, все детство было связано с русским бытом и русскими традициями, он получил образование у русских композиторов)

Очень точно написал об этом в своем очерке известный дирижер XX века Евгений Светланов и дал высокую оценку его творчества: "Крупнейший композитор, величайший пианист века, несравненный дирижер-новатор".

Сейчас прозвучит фрагмент I части Второго концерта для фортепиано с оркестром, написанного в традиционной 3-х частной форме. Это произведение, которое во всей полноте раскрыло гений Рахманинова и стало подлинным его триумфом. Он посвящен Н.Далю - врачу, который вернул композитору душевные силы и веру в талант в трудный период его жизни.

Друг Рахманинова, скрипач и композитор Н.Метнер охарактеризовал это произведение такими словами:

"Тема его вдохновеннейшего Второго концерта есть не только тема его жизни, но неизменно производит впечатление одной из наиболее ярких тем России и только потому, что душа этой темы русская.., каждый раз с первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь рост подымается Россия"

(звучит фрагмент I части Второго фортепианного концерта)

Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ | Добавил: admin | Теги: урок музыки в школ, конспект урока, урок музыки, музыкальный инструмент, композитор, педсовет, Поурочное планирование, методика проведения урока, ноты
Просмотров: 10088 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru