Цель: формирование музыкального кругозора
детей через творческое воображение, фантазию,
умение мыслить музыкальными образами
- Познакомить воспитанников с музыкальными
произведениями оперы, созданных на основе
сказочных сюжетов.
- Научить воспитанников слушать и понимать
музыку оперы, получая при этом высокое
эстетическое наслаждение.
- Сформировать навыки осмысления и анализа
музыкального материала.
- Воспитывать у детей.
Тип учебного занятия: комбинированный.
Форма проведения занятия: эвристическая
беседа.
Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный и эвристический,
элементы продуктивного, словесный метод
обучения (объяснение, беседа), наглядный метод.
Методическое обеспечение занятия:
иллюстрации оперы, рисунки иллюстраций из сказки
"Волк и семеро козлят", портрет композитора М.
Коваля, понятийные карточки, наглядный материал.
Оборудование: Музыкальный центр, пианино,
СД-диски.
Музыкальное оформление:М. Коваль фрагменты
из оперы "Волк и семеро козлят": темы Всезнайки,
Топтушки, Бодайки, Болтушки, Малыша, песенка мамы
Козы, хор "Целый день поём, играем",
заключительный хор "Семеро козлят".
Ход занятия
Организационный момент.
Изучение новой темы урока.
Педагог: Всем нам с раннего детства известна
русская народная сказка под названием "Волк и
семеро козлят". Кто помнит её содержание?
Воспитанники: (Дети поочерёдно вспоминают
сюжет сказки).
Педагог: Правильно, там говорится про то, что в
избушке на лесной опушке жила-была коза с
козлятами. Коза каждый день уходила пастись в
лес, а козлята оставались дома. Мама Коза
наказывала своим детям: никому дверь не
открывать, а то придёт серый Волк и утащит их в
лес. Весело играли козлята дома, но однажды
обхитрил их Волк притворилсямамой-козой, запел
тонким голоском:
Козлятушки, ребятушки,
Отопритеся, отворитеся.
Ваша мать пришла,
Молока принесла.
Открыли козлята дверь, впустили Волка. Собрал
он всех в мешок и унёс в тёмный лес. Только самый
маленький козлёнок спрятался в печку и уцелел. Он
рассказал маме-Козе про волка:
Композитор Мариан Викторович Коваль написал на
сюжет этой сказки детскую оперу. Но прежде, чем мы
познакомимся с ней, узнаем, что такое опера.
Опера - это музыкальный спектакль. В нём все
действующие лица поют в сопровождении оркестра.
В опере объединены различные виды искусства:
музыка (солисты, хор, оркестр), драматическое
действие, т.е. какое-то событие, а также
изобразительное искусство (декорации, костюмы,
грим) и танцы. Как я уже сказала, в опере все
действующие лица не говорят, а поют. Основа оперы
- либретто (словесный текст).
Итак, к опере пишутся слова, которые называются
либретто.
Композитор Мариан Викторович Коваль на сюжет
русской народной сказки "Волк и семеро козлят"
написал детскую оперу - такую, чтобы её могли
исполнять не взрослые, а сами дети. Сейчас мы
познакомимся с некоторыми отрывками из этой
оперы.
Педагог: Как мы помним, у козы было семеро
козлят.(показ иллюстрации к сказке).
Но в сказке не называются их имена. А вот в опере
композитор каждому козлёночку дал своё имя.
Имена у них очень смешные: Всезнайка, Топтушка,
Бодайка, Болтушка, Мазилка, Дразнилка и самого
маленького козлёнка звали Малыш. Они все очень
весёлые. И музыка первого отрывка, где мы с ними
познакомимся, тоже весёлая. Это их общая песенка,
которой мы можем подпевать.
Там есть такие слова:
Семеро, семеро, семеро козлят, Весело, весело,
весело шумят:
Весело Всезнайке, весело Бодайке, Весело
Топтушке, весело Болтушке,
Весело Мазилке, весело Дразнилке. Ну, давайте,
братцы, Прыгать и бодаться. (дети разучивают
песенку козлят).
Педагог: Давайте послушаем этот хор, тихонечко
подпевая героям оперы.
(Слушание хора "Семеро козлят", разучивание
текста и мелодии с сопровождением).
3. Физминутка. (Исполнение песни "Семеро
козлят" с танцевальными движениями каждого
козлёнка)
Педагог: Теперь мы послушаем и разучим песенки
каждого козлёнка. Обратите внимание на то, что
все песенки весёлые, лёгкие, забавные, задорные. У
козлят всегда хорошее настроение, и они не
привыкли унывать.
(Идет поочерёдное прослушивание и знакомство с
песенками козлят).
Песенка Всезнайки.
Этот козлёнок всегда всё знает, поэтому его так
и зовут - Всезнайка. Вот и своей песенке он
сообщает, что знает, где дома спрятана банка с
вкусным вареньем. Разучим слова песенки:А я знаю
за лежанкой
Прячет мать с вареньем банку.
А спустя некоторое время этот козлёнок
продолжает петь свою песенку с такими словами:
Пусть танцуют, пусть играют,
В сладком толк Всезнайка знает.
(разучивают слова песни с сопровождением)
2. Песенка Топотушки.
Козлёнок по имени Топотушка во время игры
козлят скачет верхом на венике. Вот какие слова в
его песенке:
Я на венике верхом
Объезжаю всё кругом.
Ты беги, Мазилка, вслед,
Ну, догонишь или нет?
3. Песенка Бодайки.
Третий козлёнок - Бодайка. Его песенка самая
простая, она состоит из одного слова: "Забодаю,
забодаю!"
4. Песенка Болтушки.
Запоминайте слова песенки козлёнка по имени
Болтушка:
Вот Всезнайка и Топтушка
Говорят, что я Болтушка,
Говорят, что много вру,
А я правду говорю.
5. Песенка Малыша.
У самого младшего козлёнка по имени Малыш -
самая грозная и решительная песенка. Потому что
все козлята играют в военный парад, а Малыш
назначен в нём командиром. Вот какие слова в его
песенке:
Стойте, друзья,
Командиром стал я
По команде сдвойте ряд
Начинаем наш парад.
После этой песенки идёт большой
инструментальный отрывок, во время которого
козлята маршируют. Вот и мы сейчас вместе с
малышом исполним его песенку, а потом встанем и
промаршируем под звуки военного марша.
(дети разучивают песенку Малыша)
Педагог: Мы познакомились с песенками козлят,
теперь настала пора познакомиться с мамой Козой.
Мы послушаем песенку, которую она поёт своим
козлятам, когда укладывала их спать. А как
называются песни, которые поются детям перед
сном?
Воспитанники: (ответы детей)
Педагог: Правильно колыбельные. И, наверное, ещё
не слыша этой песенки, вы можете угадать, какой у
неё будет характер? Какими бывают колыбельные
песни и как их исполняют?
Воспитанники: (идут ответы детей - тихими,
ласковыми, негромкими, неторопливыми,
спокойными).
Педагог: Верно, вот такую же
песенку-колыбельную написал для мамы Козы в
своей опере композитор М. Коваль. Мама Коза
укачивает деток спать и каждого из них называет
по имени.
Спи, дочурочка, Болтушка,
Спи, забавник, Топотушка,
Не бодайся мой Бодайка,
Баю-баюшки, Всезнайка,
Перестань шалить Дразнилка,
Не мешай уснуть Мазилке,
Крепко спи меньшой Малышка,
Тише, детки, тише, тише.
Педагог: Давайте не только внимательно
послушаем этот музыкальный отрывок, но и немного
покачаем корпусом в такт музыке, словно помогая
маме укладывать детей спать. (прослушивание
"Колыбельной мамы Козы).
Педагог: Мы с вами выучили почти все песенки
козлят, осталось разучить их общий хор, который
называется так - "Целый день поём, играем".
И слов в нём немного: Целый день поём, играем.
Очень весело живём.
(дети разучивают и исполняют хор "Целый день
поём, играем")
4. Итог урока.
Педагог: Итак, сегодня вы познакомились с
оперой, как она называется?
Кто запомнил композитора, который сочинил эту
оперу?
Что такое опера?
Какие виды искусства объединены в опере?
(музыка, драматическое действие,
изобразительное искусство, танцы)
Музыка - солисты, хор, оркестр; драматическое
действие - событие;
изобразительное искусство - декорации,
костюмы, грим; танцы - хореография.
Как называются слова в опере? (либретто).
Домашнее задание: нарисуйте одного из
понравившихся вам козлёночков и опишите его
характер, что он любит, чем занимается. |