Цель урока: создать у детей
обобщенное представление о музыкальных особенностях песни, танца, марша и
многообразии их жизненных связей. Актуализация понятий «композитор -
исполнитель - слушатель». Познакомить с тремя разнохарактерными
произведениями; формировать у учащихся понимание эмоционального
состояния музыки. Развитие согласованности, ритмичности, координации
движений, слуховой памяти, внимания, воображения; тренировка органов
дыхания. Воспитывать у учащихся возможности чувствовать разное
эмоциональное состояние человека, которое выражено в музыке. Тип урока:
интегрированный. Методы:
по уровню деятельности - объяснительный, репродуктивный,
частично поисковый; по источнику информации - словесный, наглядный,
практический. Формы работы:
коллективная и групповая, индивидуальная. Музыкальный материал:
«Марш» С.Прокофьева, Ж. Люлли «Марш», П. И.
Чайковский «Старинная французская песенка», «Полька», шуточная песня
«Ай, ай, ай», Л. Бирнов «Праздник в зоопарке». Оборудование:
фортепиано, магнитофон, рисунки, детские музыкальные инструменты.
Ход урока. Вход в класс под «Марш» С.Прокофьева. Музыкальное приветствие.
Учитель:
- Здравствуйте, ребята!
Рада видеть вас. Дети:
- Здравствуйте, учитель!
Добрый день наш класс. Учитель:
Урок начнем с физкультминутки.
В доме нашем две девчушки,
Две веселые подружки
Утром рано умывались
(Показывают процесс умывания сначала правой, потом левой рукой) Полотенцем растирались
(Воображаемое полотенце держат правой и левой руками. Правая рука зажата
в кулачок чуть выше головы, левая отведена назад, ниже поясницы.
Движения руками по диагонали вверх-вниз. Затем положения рук меняется и
движения повторяются.) Ножками топали (Топают ножками) Ручками хлопали (Хлопки) Вправо, влево наклонялись (Наклоны) И обратно возвращались. Раз, два, три, четыре, пять. Выше руки! Шире плечи! Раз, два, три! Дыши ровней! (Глубокие вдохи)
Продолжим упражнения, поиграем в прятки.
Представьте; мы играем в прятки с мальчиком Ваней. Играли-играли, да и
потеряли его совсем, не можем найти. Где же он спрятался? Давайте
позовём его на разные лады: Эти схемы одновременно с пропеванием обязательно рисуем в воздухе.
Дети садятся. Учитель:
Ребята, как возникает музыка? Дети:
Из нот и звуков. Учитель:
Кто нужен для того, чтобы она возникла?
Что делают композитор, исполнитель и слушатель? Ответы детей:
Композитор пишет музыку. Исполнитель исполняет эту музыку, а слушатель - ее слушает. Учитель:
А к кому относимся мы? Дети:
И к слушателям, и к исполнителям. Учитель:
Исполним шуточную песню «Ай, ай, ай». Поем куплет по
цепочке, а припев все вместе. Петь нужно плавно, связно, спокойно и
мягко брать дыхание.
Дети исполняют песню. Учитель:
Молодцы. Вы все старались. А сейчас послушайте новую песенку «Праздник в зоопарке» (сл. В. Викторова, муз. Л. Бирнова).
Какой характер этой песни? О чем поется в песне? Ответы детей:
Характер веселый, радостный, танцевальный. В зоопарке праздник и все звери танцуют и поют. Учитель:
Верно! Вы внимательно слушали. Разучиваем первый куплет песни. (Учитель обращает внимание на дыхание, дикцию, темп мелодии.)
Отдых наш физкультминутка
Занимай свои места
Дружно мы тихонько встали
Так как все чуть-чуть устали
Ручками похлопали -
Раз, два, три!
Ножками потопали -
Раз, два, три!
Посопели, подышали. Сели, встали, сели, встали.
А сейчас мы с вами дети улетаем на ракете (стоят на носках)
Руки вверх, потом опустим вниз,
На носки все поднялись.
Раз, два, три, четыре -
Вот летит ракета ввысь!
(Руки в стороны, тянуться вверх на носочках)
Три, черыре - приземлись! (Приседают)
Дети садятся.
Молодцы, ребята! А сейчас вы услышите очень красивую мелодию. Скажите,
что можно делать под эту музыку. Звучит «Полька» П.И. Чайковского. Ответы детей:
Под эту музыку можно танцевать. При повторном прослушивании дети подчеркивают первую долю на бубне и хлопками в ладоши.
Учитель играет «Марш» С. Прокофьева. На вопрос: «Что звучит?», дети отвечают, что это марш. Учитель:
Что нового на уроке вы узнали? Дети: Разучивали новую
песню, слушали польку и марш. Учитель: Верно! Мы познакомились с тремя
типами музыки - песней, танцем и маршем. На следующих уроках будем встречаться с ними и узнавать о них
много нового и интересного. А сейчас поиграем в игру «Веселые
обезьянки». Будьте внимательны и точно выполняйте то, что будет
показывать учитель. (Прохлопать несложный ритмический рисунок, повторить
мотив и т.д.)
Молодцы! Вы точно выполнили все задания. Вы активно работали на уроке,
старались красиво петь, внимательно слушали музыкальные произведения. Учитель:
Танцевали вы и пели Дети: Любят музыку у нас! Мы бы рады были снова В гости к вам придти не раз!
Выход под музыку из класса. |