Цели и задачи урока:Образовательные: Повторение признаков оперного жанра и элементов оперного спектакля. Более подробное знакомство с оперой Н.А. Римского-Корсакова "Садко”. Укрепление понимания взаимосвязи литературы и музыкального искусства. Воспитательные: Приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики. Развивающие:
Формирование музыкального вкуса, понимания синтетической природы и
художественных особенностей оперного искусства, умения слушать и
анализировать фрагменты оперных спектаклей. Методы: повторение пройденного методом устного опроса; повторение пройденного методом устного опроса; рассказ
учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности
(рассматривание презентации, слушание музыки); анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы; хоровое исполнение песен ("Пора начать урок”, муз. Е. Попляновой, «Родина» Муз. Хрисаниди вокальные упражнения (исполнение интонации вступления к опере); Пластическое интонирование Учитель:
Итак, мы с вами в театре меркнет свет, стало совсем темно, только
оркестр чуть светится. За пультом дирижер. Опера началась, занавес
закрыт. Звучит вступление к опере. Обратить внимание на повторяющийся
краткий трёхзвучный мотив. Спеть его с пластическим интонированием по
динамической нарастающей. Мы с вами сейчас в
великом граде Новгороде. На иллюстрации вы видите, картину новгородского
торга. Пересказ либретто до момента торга. Вслушайтесь в музыку и
скажите, откуда приехал первый гость. Теперь давайте послушаем, что он рассказывает о своей стране, Звучит «Песня Варяжского гостя» ^ Сейчас выйдет второй гость. Куда он позовёт Садко? Звучит вступление к «Песне Индийского гостя». Ответы детей. Эта музыка тоже изображает море. Какое оно?
Ответы детей.
Послушайте песню. Гость сам назовёт свою страну.
Стоит ли побывать в этой стране? О чём, кроме богатства поёт гость. В чём по мнению индийского гостя счастье?
Как рисует композитор покой?
А в чём счастье Варяжского гостя?
Ответ детей.
Музыкальный антракт.
Выходит третий гость. Откуда он?
Звучит вступление. Ответы детей.
Как вы думаете добрый ли этот гость? Что для него главное в любимом городе?
Что вы знаете о Венеции.
От души благодарит Садко гостей, прощается с новгородцами, всходит на корабль.
Скажите, ребята, куда поедет Садко?
Ответы детей.
Куда бы вы хотели поехать сами.
Сколько не путешествуй, лучше всегда дома. И у нас один дом — Россия.
Песню «Красно солнышко» исполняем стоя. Постарайтесь показать своё отношение к Родине, её красоте,
Итог урока.
Что вы узнали сегодня? Могли ли появиться такие образы без увлекательной былины о Садко?
Что общего у композитора и его героя?
Смогли бы мы определить, откуда гость без яркой выразительной музыки?.
Завершение урока.
Оценивание работы учеников.
Можно
попросить принести на урок конверт или посылку, в которой будет лежать
письмо от сказочного персонажа, диск с фрагментом мультфильма, вещи, с
которыми у детей ассоциируется тот или иной сказочный герой. Приходят в
класс ребята, занимающиеся в школе искусств. Особенно часто я приглашаю
на урок моих участников вокального ансамбля «Унисон».
На моих уроках появлялась фея Музыки, Незнайка.
На
уроку по теме «Музыкальные инструменты» я включила ребятам фрагмент
мультфильма «Следствие ведут колобки» дети хорошо знают этот мультфильм.
Предлагаю
им открыть свое детективное агентство. Так как уже поступила просьба от
героев другого мультфильма найти пропавшие инструменты. Сначала мы ищем
их в темной комнате. Узнаём их по звучанию. Затем находим их на экране.
Я использую элемент компьютерной игры на развитие внимания «Мир
искусства». Поём песню « Синхрофазотрон» А.Пинегина. Или норвежскую
народную песню «Волшебный смычок».
В конце урока расставляем инструменты по местам
|