Среди затейливых старинных музыкальных ящиков самой
популярной была шарманка. Ее встреча со слушателями обычно
происходила так: «...Во двор входил старик с пестро расписанным ящиком на плече,
часто — сидящей на нем обезьянкой. Это был
шарманщик. Он снимал с плеча свою ношу, начинал размеренно
вращать рукоятку шарманки, и с ншпением и всхлипываниями раздавались звуки
вальсов и полек, часто нестройные и фальшивые...» (Л.Михеева).
В музыкальной истории всех народов звуки шарманки соотносятся с непростой
судьбой ее владельца.
Каждый день под окошком он заводит шарманку.
Монотонно и сонно он поет об одном.
Плачет старое небо, мочит дождь обезьянку.
Пожилую актрису с утомленным лицом...
А.Вертинский
Если вы выбрали для урока по описанию предмета пьесу П.И.Чайковского «Шарманщик
поет», познакомьте учеников с историей шарманки.
Вот как рассказывает о ней искусствовед Л.Михеева дальше:
«Что же такое шарманка? Это небольшой переносной орган с механизированным
звукоизвлечением. На его валиках записано несколько пьес, которые и начинают
звучать, когда шарманщик крутит ручку.
Одной из первых пьес, исполненных на этом органчике, была французская песенка
«Прекрасная Катрин». От нее и пошло название шарманки: «шарман» по-французски —
«прекрасная». Но запись стиралась, шарманка начинала фальшивить, а ее бедный
владелец, который жил на те жалкие гроши, что бросали ему слушатели, не мог
купить новую. И постепенно слово «шарманка» стало ассоциироваться с фальшивым и
однообразным звучанием.
Поэтому и сейчас, когда давным-давно шарманок нет и в помине, можно услышать
укоризненное и сердитое; «Ну, опять свою шарманку завел!..»
В русской классике шарманщик со своим музыкальным ящиком появлялся довольно
часто. О его судьбе писали А.Куприн, Д.Григорович, Н.Лесков.
Проводя подготовку к высказываниям детей о пьесе Чайковского, вы можете
предложить им анализ таких литературных фрагментов.
«...За собакой шел двенадцатилетний мальчик Сергей, который держал под левым
локтем свернутый ковер для акробатических упражнений, а в правой нес тесную и
грязную клетку с щеглом, обученньм вытаскивать из ящика разноцветные бумажки с
предсказаниями на будущую жизнь. Наконец сзади плелся старший член труппы —
дедушка Мартын Лодыжкин, с шарманкой на скрюченной спине.
Шарманка была старинная, страдавшая хрипотой, кашлем и перенесшая на своем веку
не один десяток починок. Играла она две вещи: унылый немецкий вальс Лаунера и
галоп из «Путешествий в Китай» — обе бывшие в моде лет тридцать — сорок тому
назад, но теперь всеми позабытые. Кроме того, были в шарманке две предательские
трубы. У одной — дискантовой — пропал голос; она совсем не играла, и поэтому,
когда до нее доходила очередь, то вся музыка начинала как бы заикаться,
прихрамывать и спотыкаться. У другой трубы, издававшей низкий звук, не сразу
закрывался клапан: раз загудев, она тянула одну и ту же басовито ноту, заглушая
и сбивая все другие звуки, до тех пор пока ей вдруг не приходило желание
замолчать...
...Дедушка Мартын Лодыжкин любил свою шарманку так, как можно любить только
живое, близкое, пожалуй, даже родственное существо. Свыкнувшись с ней за многие
годы тяжелой бродячей жизни, он стал наконец видеть в ней что-то одухотворенное,
почти сознательное. Случалось иногда, что ночью... где-нибудь на грязном
постоялом дворе, шарманка, стоявшая на полу, рядом с дедушкиным изголовьем,
вдруг издавала слабый звук, печальный, одинокий и дрожащий: точно старческий
вздох. Тогда Лодыжкин тихо гладил ее по резному боку и шептал ласково:
— Что, брат? Жалуешься?.. А ты терпи...
...Дедушка одной рукой непрерывно вертел ручку шарманки, извлекая из нее
дребезжащий, кашляющий мотив...» (А.Куприн).
Шарманщик
Музыка, музыка где-то звучит!
Борются звуки с осенним дождем.
Старый шарманщик печально стоит
Там, за окном,
Медленно ручку шарманки вертя...
Видно, устала рука...
«Дайте на хлеб!..» — умоляет, грустя.
Взгляд старика.
Поздно. Он бродит сегодня давно
С жалкой шарманкой своей...
Дети! Откройте, откройте окно
И помогите скорей!..
Г. Галина
В
ходе анализа этих текстов выделите с учениками основные микротемы описаний,
которые могут войти в высказывания детей об их музыкальных впечатлениях.
В пьесе Чайковского одиноко звучит дребезжащий голосок шарманки, исполняющей
старинную итальянскую мелодию. Падают, как слезы, печальные нотки, мелодия
рвется, застревает на мгновение на слабом, еле слышимом звуке — словно горло
музыканта перехватило безысходное отчаяние, или волнение, или мелькнувшее в
памяти видение.
Прочтите
ученикам и такой интересный эпизод из истории музыкальных органов, его приводит
в книге «Про трех китов и про многое другое» Д.Б.Кабалевский.
«Почти 200 лет назад, в 1777 году, в газете «Санкт-Петербургские ведомости» было
напечатано такое забавное объявление: «С дозволения главной полиции показываема
здесь будет между Казанской церковью и Съезжей в Марковом доме прекрасная, не
виданная здесь никогда механически-музыкальная машина, представляющая изрядно
одетую женщину, сидящую на возвышенном пьедестале и играющую на поставленном ею
искусно сделанном клавесине 10 отборнейших, по новому вкусу сочиненных пьес, то
есть 3 менуэта, 4 арии, 2 полонеза и 1 марш. Она с превеликой скоростью выводит
наитруднейшие рулады и при начатии каждой пьесы кланяется всем гостям головою.
Искусившиеся в механике и вообще любители художества немало будут иметь
увеселения, смотря на непринужденные движения рук, натуральный взор глаз и на
искусные повороты ее головы, все сие зрителей по справедливости в удивление
привести может. Оную машину ежедневно видеть можно с утра 9 до 10 вечера. Каждая
особа платит по 50 копеек, а знатные господа сколь угодно».
Это
описание поможет ученикам представить себе внешний вид шарманки в музыкальной
пьесе Чайковского. Там, правда, шарманка была старенькая, поизносившаяся.
|