Цели
урока: показать взаимосвязь литературы и музыки, раскрыть общность идейного
замысла драматурга и композитора, обогатить восприятие литературного
произведения путем приобщения к его музыкальной интерпретации.
Задачи
урока:
Воспитание
любви и интереса к разным видам искусства: музыке и литературе.
Развитие
у учащихся способности глубокого проникновения в нравственно-эстетическую
сущность музыки на основе прочувствованного и продуманного восприятия.
Формирование
музыкального мышления учащихся на основе изучения закономерностей музыкального
искусства, его интонационной природы, связью с литературным и жизненным опытом.
Тип
урока: обобщающий изучение названных произведений на уроках музыки и
литературы.
Вид
урока: урок – беседа.
Учебные
средства: записи на доске, репродукции портретов У. Шекспира и композиторов
Ш.Гуно, Г.Берлиоза, Д.Россини, П.И.Чайковского, М.Балакирева, С.Прокофьева,
различный иллюстративный материал, звуковоспроизводящее устройство, увертюра-фантазия
П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта», тексты трагедии У.Шекспира у учащихся,
листы для заполнения итоговой таблицы, словарь эмоций и чувств
Ход
урока.
I.Организационный
момент.
Учитель
литературы: Здравствуйте, ребята, сегодня нас ждёт необычный урок. Встреча
с уже изученным произведением может быть неожиданной, если его восприятие
обогатить другими видами искусства.
(На
оформленной репродукциями доске записаны дата проведения урока, тема урока,
эпиграфы).
Эпиграфы
к уроку.
«Ромео»
Шекспира! Боже! Какой сюжет!
В
нём всё как будто предназначено для музыки!
Гектор
Берлиоз
Любовь
сильнее смерти и страха смерти,
только
ею, только любовью держится и движется жизнь.
И.С. Тургенев
II.Актуализация
знаний по литературе.
Учитель
литературы (У.Л.): Итак, давайте вспомним, какое произведение последнее
время владело нашими умами и сердцами.
Ученики:
Произведение «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира.
Учитель
музыки (У.М.): История любви главных героев этой пьесы не могла не пленять
представителей разных видов искусств, но именно в музыке мы наиболее часто
встречаем сюжет трагедии У. Шекспира. Подтверждением этого являются слова
талантливого композитора Гектора Берлиоза: «Ромео» Шекспира! Боже! Какой
сюжет! В нём всё как будто предназначено для музыки!..»
III.
Подача нового материала по музыке.
Кто
под звездой счастливою рождён –
Гордится
славой, титулом и властью.
А
я судьбой скромнее награждён,
У.М.:Любовь
Ромео и Джульетты живёт в музыке прошлых времен и наших дней. Сменяются века, а
люди не оставляют попыток выразить в звуках ее трагическую радость. Ещё в XVIII
веке композиторы и музыканты Германии, Италии и Франции посвящали свои
произведения двум веронским влюблённым. Но каждый использовал для раскрытия
этой темы различные музыкальные жанры: симфонию, оперу, сюиту. Это были
композиторы, чье мировоззрение было близко мировоззрению Шекспира.
У.Л.:
Великий драматург и гуманист эпохи Просвещения считал, что любовь превыше
всего.
И
для меня любовь - источник счастья, -
провозглашает
он в Сонете № 25, раскрывая свою душу.
У.М.:
Именно музыка влияет на душу человека, она словно умножает наши духовные
силы. И когда мы слышим чистые, пленительные звуки, нам кажется, что мы вот-вот
проникнем в тайны бытия.
Так
в один из летних дней 1869 года, во время прогулки в компании Чайковского и его
друга, преподавателя музыкальных классов Кашкина, известный русский композитор
Балакирев высказал плодотворную мысль: «Приходит в голову старая история,
которую нам рассказал Шекспир: о любви Ромео и Джульетты, любви, которая
победила смерть. И это сюжет для вас, Пётр Ильич. Вы должны записать в звуках
эту радостно-трагическую историю, историю победы любви над смертью».
У.
Л.: Именно увертюра – фантазия Чайковского явилась истинным шедевром
музыкального искусства, в основе которого лежит великая трагедия Шекспира.
Работая над своим произведением, Чайковский писал: «И все
равно истинная любовь сильнее всего: сильнее ненависти, сильнее самой смерть… И
я покажу, я обязательно покажу, что на свете существует именно такая любовь». Таким
образом, идея создания увертюры П.И.Чайковского соответствовала идее великого
произведения У.Шекспира.
У.М.:Шекспировский
сюжет захватил композитора, и в конце жизни Чайковский задумал написать по нему
большую оперу, но этот замысел так и остался неосуществлённым. Композитор
создал только музыкальную зарисовку - вокальный дуэт Ромео и Джульетты. А
знаменитая увертюра-фантазия впервые была исполнена 4 марта 1870 года в Москве.
В течение жизни Чайковский трижды обращался к правке ее партитуры. Последняя
редакция увертюры прозвучала в 1886 году в Тифлисе.
IV.Работа
по музыкальным отрывкам увертюры, чтению трагедии и заполнению таблицы.
Учитель
музыки:Обратимся к увертюре – фантазии П. И. Чайковского. Это произведение,
как и все увертюры, написано в сонатной форме. В чем особенность этой формы?
Ученики:Сонатная
форма основана на контрасте двух тем: главной и побочной.
У.Л.:
Каковы основные темы трагедии?
Ученики:Любовь
Ромео и Джульетты и вражда двух семей Монтекки и Капулетти.
У.М.:Чайковский,
работая над увертюрой, сохранил взаимодействие двух этих тем, но вывел их на
новый уровень развития. Как вы предполагаете, какой должна быть музыка каждой
из тем?
Ученики:
(ожидаемый результат)
Тема
Вражды – музыка резкая, громкая, напористая.
Тема
Любви - музыка нежная, светлая, плавная, мягкая.
У.Л.:Давайте
вспомним, с чего начинается сюжет трагедии Шекспира?
Ученики:
(ожидаемый результат) С экспозиции трагедии.
У.Л.:Какова
основная тема экспозиции, что в ней происходит?
Ученики:
(ожидаемый результат - пересказ содержания).
Работа
с книгой.
У.М.:Давайте
вспомним, с чего начинается увертюра – фантазия?
Ученики:Со
вступления.
У.М.:Чайковский
во вступлении разрабатывает новую тему, и при прослушивании музыкального
отрывка вы должны ее определить, какому герою трагедии она близка.
Слушаем:
Вступление.
У.М.:
Какова же музыка вступления, какие впечатления она вызвала у вас? Используя
«Словарь эмоциональных терминов», запишите в таблицу ваши впечатления от
прослушанной музыки.
Работа
с таблицей.
Ученики:
(ожидаемый результат) Неторопливая, суровая, сосредоточенная, сумрачная
(записывают в таблицу).
У.М.:
Что напоминает вам эта музыка? Может быть, она похожа на звучание какого-нибудь
инструмента?
Ученики:
(ожидаемый результат) Она напоминает звучание органа в
католической церкви.
У.
Л.: Как вы думаете, чей литературный образ трагедии передает эта музыка?
Ученики:
(ожидаемый результат) Образ монаха Лоренцо. Именно он соединяет двух
влюбленных.
Учитель
литературы: Каким предстает монах Лоренцо в литературном источнике.
Работа
с книгой.
У.М.:
Вернемся к музыке. Какая следующая часть сонатной формы?
Ученики:
(ожидаемый результат) Экспозиция.
У.М.:
Экспозиция – это показ двух тем: главной и побочной. Пользуясь словарем
«Эмоциональных терминов», запишите свои впечатления от музыки, которую вы
сейчас прослушаете, в таблицу.
Слушаем:
Экспозиция. Работа с таблицей.
У.М.:
Какие темы вы услышали в экспозиции?
Ученики:
(ожидаемый результат) Главная – образ Вражды – характеристика двух враждующих
семейств Монтекки и Капулетти (музыка резкая, взволнованная, драматичная,
стремительная). И побочная – образ Любви Ромео и Джульетты (музыка нежная,
плавная, мягкая).
У.Л.:
А где впервые сталкиваются Вражда и Любовь?
Найдите
в литературном источнике характерное описание, где происходит завязка событий.
Работа
с книгой.
У.Л.:
Экспозиция в музыке соответствует завязке в литературе.
У.М.:
А чему соответствует развитие действия в увертюре?
Ученики:
(ожидаемый результат) Разработке.
У.М.:
Здесь происходит столкновение двух тем – темы борьбы Добра и Зла, Любви и
Вражды. Используя ваши словари, запишите музыкальные характеристики этих тем.
Какие ассоциации, переживания, чувства побуждает прослушивание музыкального
фрагмента?
Слушаем:
Разработка. Работа с таблицей.
Дети:
(ожидаемый результат) Господствует главная тема – образ Вражды. Она становится
еще мрачнее и тревожнее. Это образ тех злых сил, которые привели к гибели
Меркуцио, Ромео и Джульетты.
У.М.:
А есть ли в разработке тема Любви?
Ученики:
(ожидаемый результат) Нет, эта тема не звучала в отрывке, но есть тема
монаха Лоренцо. Его хоральная мелодия звучит угрожающе и зловеще. Она
сближается с темой Вражды.
У.М.:
Как вы думаете, почему не звучит тема Любви?
Ученики:
(ожидаемый результат) Тема Любви не звучит, потому что Ромео и Джульетта
любят друг друга втайне от всех. И эта тайна приводит к трагедии.
У.Л.:
К каким последствиям ведёт тайность бракосочетания влюбленных?
Ученики:
(ожидаемый результат) Убийству Меркуцио, изгнанию Ромео, греху
Лоренцо, самоубийствам Джульетты и Ромео.
У.М.:
Все это отражено в следующей части сонатной формы – репризе. Это
кульминация всего произведения. Запишите в таблицу свои впечатления от
звучащего далее фрагмента.
Слушаем:
Реприза. Работа с таблицей.
У.Л.:
Как вы считаете, какой композиционной части пьесы соответствует характер
музыки?
Ученики:
(ожидаемый результат) Кульминация – убийство Меркуцио.
У.М.:
Что вы услышали в музыке, характерное для кульминации?
Ученики:
(ожидаемый результат) Музыка напряженная, эмоциональная, громкая, слышится звон
сабель.
У.М.:
Литературная кульминация соответствует музыкальной кульминации, которая
развивается в репризе. А что именно вы услышали в репризе?
Ученики:
(ожидаемый результат) В репризе идет повторение главной и побочной
тем, но с небольшими изменениями.
У.М.:
Изменилась ли музыка этих двух тем? Какой она стала по характеру?
Ученики:
(ожидаемый результат) Начинается реприза сжатым, лаконичным
проведением главной темы – Вражды. А затем – тема Любви, но она меняется:
становится скорбной, трагичной; в ней больше страсти, порыва.
Работа
с таблицей.
У.Л.:
А что является развязкой?
Ученики:
(ожидаемый результат) Их последние слова любви. Их смерть.
У.Л.:
Давайте обратимся к тексту трагедии.
У.М.:
Что в увертюре является развязкой?
Ученики:
(ожидаемый результат) Кода – последний раздел увертюры.
У.М.:
Будет ли соответствовать характер музыки в коде вашему восприятию развязки
истории любви Ромео и Джульетты?
Слушаем:
Кода.
У.М.:
Какая по характеру музыка заключительного раздела? Какие впечатления она
вызвала у вас?
Работа
с таблицей.
Ученики:
(ожидаемый результат) Музыка похожа на погребальное шествие. Слышится тема
вступления – тема монаха Лоренцо, но сейчас это светлая печаль; измененная тема
Любви - умиротворенная печаль враждующих семейств над телами погибших Ромео и
Джульетты. Музыка похоронная, трагичная, но светлая и умиротворенная.
У.М.:
Как вы думаете, почему Чайковский вновь возвращается к теме монаха Лоренцо?
Ученики:
(ожидаемый результат) Соединив любящие сердца героев, Лоренцо как служитель
Бога возвысил и увековечил их любовь. Они умерли мужем и женой, и души их
соединятся на небесах.
У.Л.:
В этом гуманистическая идея трагедии: любовь должна соединять людей, она сильнее
вражды, злобы и ненависти.
У.М.:
Сейчас вновь обратимся к уже заполненной вами таблице и ответим на вопрос: как
менялся характер музыки на каждом этапе развития сюжета?
Работа
с таблицей.
V.
Закрепление материала, подведение итогов.
У.Л.:
А как музыка обогащает восприятие литературного произведения?
Ученики:
(ожидаемый результат)
Работа
с таблицей. Запись вывода.
Чайковский
обогащает тематику шекспировской трагедии, вводит тему монаха Лоренцо как тему
Вечности.
На
каждом этапе развития сюжета меняется характер музыки, следовательно, и наше
восприятие происходящего.
У
Чайковского главной идеей становиться утверждение, что любовь побеждает смерть.
У.Л.:
Тем самым мы доказали, что «любовь сильнее смерти и страха смерти, только
ею, только любовью держится и движется жизнь», высказанную великим русским
писателем XIX века И.С. Тургеневым.
Изменилась
ли ваша оценка «повести о Ромео и Джульетте» после прослушивания музыки?
Ученики:
(ответы)
У.М.:
Одним из последних больших произведений, посвященных бессмертным
влюблённым, является французский мюзикл «Ромео и Джульетта» композитора Герарда
Пресгурвика. Премьера мюзикла состоялась в Париже в 2000 году. В мае 2004 года
в Московском театре оперетты была поставлена русская версия мюзикла Пресгурвика
«Ромео и Джульетта» с текстом Наума Олева. Спектакль не сходил со сцены театра
«Московская Оперетта» в течение двух лет.
У.Л.:
Это говорит о том, что сюжет «Ромео и Джульетты» Шекспира и в наши дни не
потерял своей актуальности.
VI.
Рефлексия.
У.М.:
А если бы вы были композиторами, то какой по характеру была бы ваша музыка?
Ученики:
(ответы)
VII.
Домашнее задание.
а)
создать (или найти) иллюстрации к трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта»;
б)
написать сочинение по заранее заданным темам.
Выводы:
Чайковский
обогащает тематику шекспировской трагедии, введя тему монаха Лоренцо как тему
Вечности.
На
каждом этапе развития сюжета меняется характер музыки, а следовательно, и наше
восприятие происходящего;
У
Чайковского главной идеей становиться утверждение, что любовь побеждает смерть. |