Понедельник, 29.04.2024, 16:46                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [34]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [11]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » МУЗЫКА » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Героические образы в симфонической музыке. (разработка урока для 7 класса)
18.04.2012, 11:18
Цель. На примере творчества Д. Шостаковича и А. Пашкевича нацелить учащихся на понимание жизненного содержания музыки, которая воплощает образы реальных исторических событий – Великой Отечественной войны. Учить анализировать образное содержание и звучание музыки, находить общее в содержании разножанровых произведений. Углубить знания о жизни и творчестве Д.Шостаковича. Закрепить определения «музыкальный образ», «симфония». Развивать способность выявлять и понимать главную мысль фрагмента музыкального произведения, чувство ритма и ансамбля во время коллективного исполнения песни, способность эмоционально и выразительно исполнять ее. Воспитывать чувство уважения к погибшим в боях за Родину, лучшие моральные качества личности.

Тип урока: урок углубления в тему.

Методы: проблемно – поисковые + диалог.

Наглядность: портрет Д.Шостаковича, фотовыставка «Осажденный Ленинград».
ТСО: проигрыватель CD дисков.

Музыкальный материал: Д.Шостакович Симфония № 7 «Ленинградская» (эпизод нашествия), Д.Шостакович «Вальс», А. Пашкевич «Степом, степом», песни военных лет.

Эпиграф:
О ночное воющее небо,
Дрожь земли, обвал невдалеке,
Бедный ленинградский ломтик хлеба,
Он почти не весит на руке
                                               Ольга Берггольц.
Ход урока.
Дети входят под звуки «Вальса» Д. Шостаковича.
Музыкальное приветствие:
Учитель: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте, учитель!
Учитель: Давайте повторим материал прошлого урока.
Что такое музыкальный образ?
Что такое образное содержание?
Симфония – это?
Какие вы знаете элементы речи?
Тема урока: «Образы войны и героические образы в симфонической музыке». Сегодня в классе будет звучать музыка советского композитора Д.Д. Шостаковича (1906-1975). Д Шостакович – один из крупнейших композиторов современности. Жанровый диапазон творчества велик. Он сочинил 15 симфоний, оперы: «Нос», «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова»), «Игроки» (окончена Кши́штофом Ме́йером), балеты: «Золотой век» (1930), «Болт» (1931) и «Светлый ручей» (1935), 15 струнных квартетов, квинтет для фортепиано и струнных, ораторию «Песнь о лесах», кантату «Над Родиной нашей солнце сияет», кантату «Казнь Степана Разина», антиформалистический раёк, концерты и сонаты для различных инструментов, романсы и песни для голоса с фортепиано и симфоническим оркестром, оперетту «Москва, Черемушки», музыку к кинофильмам
Назовите песни военных лет.
Одна из симфоний композитора прозвучит сегодня в классе. Это Симфония № 7 «Ленинградская». 7-я симфония – выдающийся памятник героизму советского народа в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.) Работа начата в осажденном Ленинграде и посвящена этому городу. На каждом уроке мы должны узнавать что-то новое. Чтобы что-либо узнавать, необходимо поставить вопрос: « Что мы хотим узнать?»
Дети: Какова идея «Ленинградской» симфонии?
Где и когда была исполнена?
Каковы музыкальные образы этого произведения?
Какие музыкальные инструменты исполняют?
Дети: Дмитрий Дмитриевич Шостакович в  первые недели после начала войны сочинял только песни. Но потом, когда, бесповоротно отказали послать на фронт, а фашисты уже бомбили его любимый Ленинград, он ощутил, что должен делать что-то более серьезное. И он решил музыкой сказать людям самое важное и главное. Так он и начал сочинять под бомбами свою «Сёдьмую симфонию».
Дети: И так под бомбами Композитор написал всю Симфонию?
Дети: Нет, в Ленинграде Дмитрий Дмитриевич успел закончить три части. Сочиняя  необыкновенно быстро, он уже к концу сентября выписал полную партитуру этих частей. А вёдь все знают, какая это огромная работа — писать партитуру.
Учитель: Кольцо врага вокруг Ленинграда сжималось все больше, и Шостаковича обязали уехать из осажденного города. Сначала в Москву, а затем  в Куйбышев. И в Куйбышеве продолжала писать свою Симфонию.
Дети: И вот, наконец, 27 декабря 1941 года в конце последней четвертой части поставлена точка. После этого на первом титульном листе Композитор написал: «ПОСВЯЩАЕТСЯ ГОРОДУ ЛЕНИНГРАДУ».
Дети: Сначала Симфонию играли в Куйбышеве, где в то" "время жил Шостакович. Дирижировал строгий и требовательный Самосуд. Он долго на репетициях добивался безукоризненного исполнения Симфонии. Премьера состоялась в марте 1942 года при переполненном зале.
Учитель: А вскоре состоялась и вторая премьера в Москве и партитуру специально возили в столицу.
Дети: Но и в Москве было не главное исполнение. Самое главное исполнение состоялось в осажденном Ленинграде, где репетиции часто проходили под грохот разрывов. Оркестранты очень ослабели от голода во время блокады, а ведь для игры, особенно на духовых инструментах, нужны большие физические силы. Было трудно, но никто не жаловался и не уходил с репетиций.
Дети: И вот, наконец, день Главной премьеры — 9 августа 1942 года — настал. Когда на сцене Большого зала филармонии появился Элиасберг, зал бурно приветствовал его. Осуществить исполнение сложнейшей партитуры в голодном, полуразрушенном городе — это тоже был трудный подвиг. Но не только в филармонии готовились к премьере Симфонии.
Учитель: На фронте военные задумали провести мощную артиллеристскую атаку.
Дети: Замерев, слушал зал свою Симфонию. Именно здесь, на Ленинградском фронте, гитлеровцы с налета собирались смять и уничтожить все живое. Однако мужество и стойкость советских людей преградили путь завоевателям
Учитель: Все это было в музыке Седьмой симфонии – и картины мирной довоенной жизни, и марш – нашествие фашистских варваров – марионеток, и героическое сопротивление ленинградцев, и траурное оплакивание павших героев.
Дети: А когда начался финал, все встали. Ёще шла война, так тяжело было на фронте, город на Неве окружали враги, а в финальном героическом гимне своей Симфонии Композитор провозглашал: «Мы выстоим, и Победа будет за нами!»
Дети: За год исполнение состоялось в очень многих местах — Лондоне, Ташкенте, Новосибирске, Баку, Ереване, Оренбурге, Мехико, Гётеборге, Свердловке, Саратове,  Тбилиси...
Учитель: Симфония вдохновляла; звала на борьбу. Один из дирижеров писал послу: «Успешное исполнение Седьмой симфонии может стать эквивалентом минимум нескольких транспортов с вооружением...».
Учитель: Знаменитый "эпизод фашистского нашествия” – потрясающая картина вторжения разрушительной силы, схватка советского народа с фашизмом, борьба двух миров. Сначала издалека, чуть слышно, затем все ближе и громче доносится мерный рокот походного барабана. Зловещая маршевая дробь создает настороженную атмосферу тревожного ожидания. На фоне несмолкающего отрывистого барабанного «топота» возникает острогротескная, сухая, отрывистая тема, нарочито примитивная, мертвенно-тупая, словно автоматизированная, лишенная живых человеческих интонаций. Тупая, назойливая маршевая тема вражеского нашествия проходит двенадцать раз (основная тема и одиннадцать оркестровых вариаций) всё в одной и той же неизменной тональности ми-бемоль мажор, типичной для военной дуxовой музыки.
Слушание первой части Симфонии № 7.
Каковы ваши впечатления от прослушанного? Охарактеризуйте звучание, развитие, определите музыкальный образ.
Вспомните, какое музыкальное произведение имеет схожие особенности строения и развития? (М. Равель «Болеро»)
Найти и записать противопоставление словам.
Противопоставления:
•              мир созидания творчества разума – мир разрушения и жестокости;
•              человек – варвар;
•              добро – зло;
•              мир – война;
конфликт:
•              столкновение;
•              борьба;
•              победа.
Учитель: На каком образном конфликте основан эпизод?
Ответы детей: На конфликте Родины и темы фашистского нашествия.
Учитель: В минуты затишья между боями каждый солдат вспоминал своих родных и близких. Где-то тихо-тихо играла гармошка, навевая лирическую атмосферу спокойствия и тишины.
Жди меня и я вернусь
Только очень жди…
Звучит военная песня (запись).

Учитель:  Многие композиторы писали песни о войне. Среди них украинский композитор Анатолий Пашкевич, который написал песню «Степом, степом» (на слова М. Негоды).

Показ песни.

Распевание.

Дыхательная разминка (задуть свечу, подуть на руки, колышатся деревья, ветер шумит, завывает – глиссандо вверх и вниз).

Пение с текстом.

Закрепление материала. Игра «Верю – не верю».
Композитор родился во Франции.(-)
Симфония имеет две части. (-)
Симфония была закончена в Куйбышеве. (+)
Главное исполнение состоялось в Ленинграде 9 августа 1942 г.(+)
Это произведение исполняет симфонический оркестр. (+)

Подведение итогов. Что нового узнали? Как назвал свою симфонию композитор? Какие музыкальные инструменты исполняли эпизод нашествия?

Рефлексия. Если бы вы рисовали красками настроение урока, то какие бы цвета преобладали?

Мирное у нас время. Оно, может, потому и мирное, что есть люди, образцово выполняющие боевую задачу. Никому не выпадало и пусть больше никогда не выпадет такой трудной судьбы. Но никому и никогда не выпадет и столь же высокой. И пока живут на Земле люди, они будут помнить тебя, Солдат.

Выставление оценок учащимся за работу на уроке.

Выход под музыку
Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ | Добавил: admin | Теги: урок музыки в школ, конспект урока, урок музыки, музыкальный инструмент, композитор, педсовет, Поурочное планирование, методика проведения урока, ноты
Просмотров: 4431 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru