Суббота, 13.07.2024, 03:28                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [34]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [11]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » МУЗЫКА » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

«Детский альбом» П.И. Чайковского. Рождение художественных образов через музыкальные впечатления"
02.06.2014, 16:19

Цель урока: осуществить комплексный подход к музыке П.И. Чайковского через межпредметные связи.

Задачи урока:

  • Воздействовать на чувства, эмоции детей, побуждать их к развитию воображения, постижению художественных и музыкальных образов.
  • Развивать воображение, фантазию, чувство красоты.
  • Формировать изобразительные умения и навыки.
  • Научить передавать впечатления с помощью различных художественных приемов.
  • Содействовать возникновению эстетического вкуса.
  • Воспитать любовь к родной природе.

Оборудование:

  • для учителя музыки – фортепиано, аудиокассеты, компьютер;
  • для учителя изобразительного искусства – компьютер, мультимедийный экран, репродукции и иллюстрации Веры Павловой к "Детскому альбому” П.И.Чайковского;
  • для учеников – листы формата А4, принадлежности для рисования.

Ход урока

Урок открывает музыка. Звучит "Вальс” из сборника П.И. Чайковского "Детский альбом”.

На протяжении более 150 лет музыка Петра Ильича Чайковского неразрывно связана со многими поколениями жизни людей.

Композитор Чайковский создал музыкальные произведения известные во всем мире. Его музыку знают и любят люди разных стран.

П.И.Чайковский умел передавать в музыке мысли, переживания, чувства человека – столкновение добра и зла, надежду на счастье. Его музыка очень мелодична, выразительна и обворожительно красива. С музыкой П.И.Чайковского мы встречаемся еще в самом детстве – это и балеты для детей "Щелкунчик”, "Спящая красавица”, сборник "Детские песни” и, конечно же, знаменитый "Детский альбом”.

"Детский альбом” включает в себя 24 инструментальные пьесы – очаровательные миниатюры, очень выразительные и разнохарактерные. По ним можно хорошо представить себе, в какой обстановке жили дети того времени, что их окружало, как они проводили время, какие впечатления оставались в их памяти. Предлагаю вспомнить некоторые эпизоды из жизни композитора. Ведь многие детские воспоминания стали основой для создания музыкальных пьес альбома.

Как у композитора возникла идея создания такого альбома?

Весной 1878 года П.И.Чайковский вернулся на родину из-за границы и приехал погостить на Украину в семью сестры Александры Ивановны Давыдовой. В свободное время П.И.Чайковский любил возиться со своими маленькими племянниками. У сестры было семеро детей, и Чайковский придумывал для них праздники с кострами, танцами, где он сам аккомпанировал на рояле. Тогда-то он и решил написать целый сборник для юных музыкантов.

И вот мы перелистываем страницы "Детского альбома”. Здесь встречаются картины природы и названия детских игр, сказочные персонажи и танцевальные мелодии.

Перед знакомством с каждой пьесой учитель музыки исполняет пьесу на фортепиано. Для того, чтобы дети прониклись содержанием пьес, учитель изобразительного искусства демонстрирует на экране иллюстрации Веры Павловой.

Давайте послушаем, начнем с картинки, которая называется "Зимнее утро”.

"Зимнее утро”.

Сам Петр Ильич родился в маленьком городке. В этой пьесе он изобразил свое детское впечатление. Будто малыш выглянул в окошко и увидел засыпанную снегом улицу и замерзшие окна в домах. Ребята, закройте глаза и послушайте пьесу "Зимнее утро”. 

"Сладкая греза”.

Холода на исходе. Скоро весна. "Ждем – не дождемся, – писал он, – когда наступят первые признаки весны. Какая-то непередаваемая истома. Мысли о чем-то приятном скользят, никуда не торопясь и не стремясь ни к чему”.

"Песня жаворонка”.

Наверное, мы больше любим наблюдать за природой весной, когда все оживает и воздух звенит от птичьих трелей. Весна – любимая пора и композитора. Он писал: "Как я люблю, когда по улицам текут потоки тающего снега и в воздухе почувствуется что-то живительное и бодрящее! С какой любовью приветствуешь первую зеленую травку, как радуешься прилету грачей, а за ними жаворонков и других заморских летних гостей!”

Послушайте ребята музыку и подумайте, как композитор передает пение жаворонка.

Учитель: Какими выразительными средствами изобразил пение жаворонка? Как меняется мелодия?

Ученики: Мелодия, то становится выше, то ниже, мелодия передает щебет этой весенней птички, словно жаворонок то поднимается ввысь, то вновь опускается к земле.

Учитель: Композитор передает в музыке и детские игры девочек и мальчиков. В играх девочек присутствуют куклы. Любимой игрушке кукле отводится цикл из трех пьес: "Болезнь куклы”, "Похороны куклы”, "Новая кукла”.

"Болезнь куклы”.

Послушаем пьесу "Болезнь куклы”. Какой характер музыки?

Ученики: Музыка рисует, как капают слезы девочки, которая горюет над ее кроваткой. Характер музыки грустный.

Учитель: Но мне больше нравится пьеса "Новая кукла”. (Дети слушают.)

"Новая кукла”.

Учитель: Сколько искрящейся радости в этой пьесе с ее взлетающей мелодией! А теперь познакомимся с игрой мальчиков. Играли ли вы в деревянные солдатики?

Ученики: Да.

"Марш деревянных солдатиков”.

Учитель: Послушаем пьесу под названием "Марш деревянных солдатиков”. Какая музыка по характеру? (Дети слушают.)

Ученики: Музыка легкая, изящная, как бы отчеканивает шаг солдатиков.

Учитель: Это марш – видение, даже марш – призрак; эхо игравшей когда-то далеко, далеко победной музыки. Деревянные фигурки оживут вновь – и в "Щелкунчике”, в сражении с мышиным королем, и только тогда фанфары громко возвестят победу Добра. 

"Мазурка”.

Блестящий помпезный танец, пришедший в Россию с польской земли. То было особое искусство танцевать мазурку – со звоном шпор, с гусарской удалью, временами умеряемой женской плавностью. "Дождавшись начала мазурного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы. Грациозная фигура Вареньки плыла около него незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких беленьких атласных ножек. Вся зала следила за каждым движением пары”. (Толстой Л.Н. "После бала”). 

Далее самостоятельная работа детей. Звучит музыка. На уроке царит творческая атмосфера, где каждый ребенок самовыражает себя, изображает на листе бумаги свои впечатления.

Мысленно перелистывая каждую страницу, музыкальные звуки будут рисовать новый образ, и герои альбома будут веселиться и играть, петь и танцевать, мечтать и страдать, удивляться всему, что происходит вокруг.

Завершается урок выставкой детских рисунков. Составляется альбом с творческими работами детей под названием "Детский альбом” П.И.Чайковского.

Выводы:

Знакомство с творчеством композитора П.И.Чайковского преследует несколько целей, их можно сформулировать так:

  • обогащение музыкальных впечатлений детей;
  • развитие эмоционального создания выразительных образов посредством различных художественных приемов;
  • воспитание творческого самовыражения, музыкально-художественного вкуса.
Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ | Добавил: Олівець
Просмотров: 4088 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru