Цель урока: способствовать
полихудожественному развитию детей:
поликультурной наблюдательности,
восприимчивости, ориентированности, необходимых
для осуществления жизнедеятельности и
востребованных поликультурным социумом. 
 Задачи урока: 
 - Способствовать саморазвитию личности детей через
 видение и осмысление глубоких жизненных реалий в
 обсуждении зтико-эстетических и
 морально-нравственных проблем, заложенных в
 произведениях искусства, способствовать
 осуществлению перехода общественно-признанных
 ценностей в личностно-значимые через приобщение
 к произведениям искусства и различные виды
 художественной деятельности; 
 - Овладевать приемами вербальной и невербальной
 коммуникации через чувственные факторы,
 гармонизирующие сознание и бессознательную
 сферу личности детей; способствовать развитию
 творческого мышления и воображения через
 СО-бытие с произведениями искусства и выходу на
 креативное воплощение в исполнительских формах
 (сценической, изобразительной и музыкальной); 
 - Мотивировать и активизировать формирование
 художественных знаний, умений, навыков;
 закреплять знания о пропорциях фигуры человека;
 совершенствовать умения и навыки изображения
 фигуры человека в движении с передачей
 внутреннего состояния средствами скульптуры
 (лепки).
  
 
Оборудование:  
 Для учеников: пластилин, стеки, рабочие
доски, проволочный каркас для лепки, салфетки;  Для учителя:
 м\м проектор, музыкальная
аппаратура. 
 Зрительный ряд: Слайд-презентация: С.Т.
Конёнков "Человек освобожденный (Самсон)”,
"Коленопреклоненная”; В. Сидур "Жертвам
насилия”; А.Портянко "Мемориальная
композиция”; Р. Кульд "Икар”; фото мемориальных
композиций родного города: Н.С. Ивлева "Воинам –
строителям, участникам ледового перехода 1934
года”; А. Туманов "Комсомольцам 30-х г.г.”; В.
Горевой, С. Кубасов, Н. Атаев "Первостроителям
города” 
 Музыкальный ряд: А. Скрябин (Этюд № 12); С.
Рахманинов (Концерт для фортепиано с оркестром №
2); И. Дунаевский (Увертюра к кинофильму "Дети
капитана Гранта”); А.И. Хачатурян (Балет
"Спартак”, фрагмент "Гибель раба. Восстание”);
Н. Добронравов, Е. Крылатов ("Я верю только мачтам
и мечтам” из телефильма "Валькины паруса”).  
 Эпиграф: "Высшим отличием человека является
преодоление самых жестоких препятствий”.  
(Л. Бетховен) 
I. Оргмомент. Приветствие.  
II. Вхождение в тему. 
Учитель музыки: 
- Сегодня мы продолжим разговор по теме
"Преобразующая сила искусства”. В чем же сила
искусства?  
 Ответы детей: 
- Искусство несет людям радость, стремится
сделать людей лучше, совершеннее. Оно дает
возможность пропустить через себя чувства
других людей и сделать их опыт своим. 
 Учитель музыки: 
- К этому призывает и тема нашего урока: "Жить
надо с расправленными крыльями”. Эти
слова принадлежат русскому скульптору 20 века
Сергею Конёнкову. Как вы их понимаете?  
- Но полет птицы не может быть планирующим,
постоянным, ровным – ей создают препятствия
ветер, скалы, море и другие преграды. Так же как у
птицы, у человека свои жизненные препятствия. Вся
наша жизнь – преодоление препятствий. 
- Что такое преодоление? 
 Ответы детей: 
- Борьба с долей, предопределенностью.  
 III. Анализ произведений искусства. 
 Учитель ИЗО: 
- Тема борьбы всегда волновала человечество и
находила свое отражение в искусстве (в музыке,
литературе, изобразительном искусстве).
Посмотрим, как эта тема решается средствами
скульптуры и музыки (слайд - скульптор
Коненков, композиция "Коленопреклоненная”).
Какие чувства овладевают этой девушкой? Как вы
это определили?  
 Ответы детей: 
- Поза придавленного горем человека, опущенная
голова, жест бессилия, отчаяния, отсутствие сил
держать тело в вертикальном положении.  
 Учитель ИЗО: 
- А как вы думаете, ощутимо ли здесь состояние
борьбы с горем? Какими средствами художник это
показывает?  
- А в какой ситуации изображен человек в
композиции скульптора В. Сидура? 
Ответы детей: 
- Пленение, рабство. 
 Учитель ИЗО: 
- Работа называется "Жертвам насилия”. А что
такое насилие? Это унижение силой. В
буквальном смысле человека поставили на колени
против воли. Смирился ли человек? Как вы это
определили? 
 Ответы детей: 
- Голова гордо поднята вверх, в позе чувствуется
напряжение.  
 Учитель ИЗО: 
- Каким способом художник подчеркивает
несломленность человека? 
 Ответы детей: 
- Форма фигуры напоминает сжатую пружину,
материал выбран не случайно – сталь. Руки похожи
на крылья, связанные вместе. Человек унижен,
пленен, но чувство внутренней свободы не
утрачено, это помогает ему бороться.  
- Вспомните художника, в творчестве которого тема
свободы звучала особо ярко.  
 Ответы детей: 
- Итальянский художник Возрождения
Микеланджело.  
 Учитель ИЗО: 
- (Слайд № 4). Как и Микеланджело, Коненков не
один раз обращался к теме свободы. Гимном,
символом свободы звучит скульптурная композиция
"Человек освобожденный”. Что чувствует этот
человек?  
 Ответы детей: 
- Радость, восторг. 
 Учитель ИЗО: 
- Какими средствами художник подчеркивает
ощущение свободы?  
 Ответы детей: 
- Расставленные ноги, разорванные цепи, взмытые
вверх руки, напряженные бугры мышц не
освободившегося еще от сопротивления тела,
наслаждение победой, свободой.  
 Учитель музыки: 
- Есть потрясающая музыка А.И. Хачатуряна к
балету "Спартак”. Кто такой Спартак? Прослушаем
небольшой фрагмент, а вы проследите, отразил ли в
музыке композитор восхождение от отчаяния к
свободе (прослушивание фрагмента "Гибель раба.
Восстание”). 
- Что вы почувствовали? 
- Рабы по общественному положению спартанцы не
утратили чувство внутренней свободы. Не
смирились со своим положением и поэтому
победили. 
 Учитель ИЗО: 
- Есть такое понятие как "рабство духа”. Как вы
это понимаете?  
 Ответы детей: 
- Неспособность принять решение, страхи,
внутренние комплексы, порабощение человека
своими страстями, необузданными желаниями.  
 Учитель ИЗО: 
- Именно такого человека показывает скульптор
А. Портянко в мемориальной композиции.
Перед нами памятник – предупреждение. Он был
установлен в Подмосковье, там, где находилась
трудовая колония для малолетних преступников.
Что испытывает этот человек?  
 Ответы детей: 
- Отчаяние, неуверенность безнадежность,
одиночество, отверженность. 
Учитель ИЗО: 
- Какими средствами автор подчеркивает это
состояние?  
 Ответы детей: 
- Надломленные в коленях ноги, голова охвачена
руками, нет пьедестала, человек неуверенно
ступает по холодной, скользкой плите, ощущение
сопротивления отсутствует, борьбы нет.  
 Учитель ИЗО: 
- Есть ли выход из этой ситуации? Подтверждением
этому являются слова академика Д.С. Лихачева: "Никто не свободен от ошибок в нашей
сложной жизни… Говорят: "Береги честь смолоду”.
Но если даже не удалось сберечь честь смолоду, её
нужно и можно вернуть…, переломить себя, найти в
себе смелость и мужество признать ошибки”.  
- У каждого есть выбор: движение вниз или вверх.
Вниз – это падение, а что значит вверх? Это
стремление к мечте (слайд - Р. Кульд "Икар”).
Какую мечту человечества олицетворяет эта
скульптура? 
 Ответы детей: 
- Преодоление земного притяжения, стремление
быть первым. 
 Учитель ИЗО: 
Непросто было быть первыми и этим людям.
Кто эти люди?  
 Ответы детей: 
- Первостроители нашего города. 
 Учитель ИЗО: 
- В руках героя монумента скульптора Ивлевой –
факел, что он символизирует?   
 Ответы детей: 
- Светлое будущее, мечты, надежды. 
 Учитель ИЗО: 
- С каким мифологическим героем ассоциируется
этот образ? 
 Ответы детей: 
- С образом Прометея. 
 Учитель музыки: 
- А в каких музыкальных произведениях звучит
тема борьбы, преодоления? 
 Ответы детей: 
- В музыке Дунаевского к кинофильму "Дети
капитана Гранта”, в музыке Хачатуряна к балету
"Спартак”. 
Учитель музыки: 
- В какой песне заложена идея преодоления,
поиска, стремления к мечте, созидания своего
характера? 
 Ответы детей: 
- Песня из телефильма "Валькины паруса”. 
 Учитель музыки: 
- Подтвердите это текстом. 
- "Тревожные крики чаек, неведомый путь на карте,
а ветер крепчает, а ветер крепчает, и крепнет у
нас характер”.  
- Текст песни насыщен образами и символикой,
приведите примеры. 
 Ответы детей: 
- Море – жизненный путь; чайки – свобода,
независимость; карта – странствия, поиски
неизведанного; ветер – препятствия, борьба. 
 Учитель музыки: 
- Как мы должны исполнить эту песню?  
 Ответы детей: 
- Энергично, воодушевленно, радостно. 
 Учитель музыки: 
- Какие слова являются кульминацией
предложения, какие выбраны для этого интонации? 
Ответы детей: 
- Активный широкий скачкообразный ход вверх,
твердые, непреклонные интонации. 
 Учитель музыки: 
- Как это подчеркнуть в исполнении? 
 Ответы детей: 
- Постепенно усиливаем звучание на первую,
вторую фразу, и убежденно, уверенно исполнить
третью, четвертую фразу. 
- Исполнение песни под аккомпанемент. 
 IV. Выполнение пластического этюда. 
 Учитель ИЗО: 
"Во всех видах искусства необходимо самому
испытать ощущение, которое хочешь вызвать в
других”. Так сказал французский писатель
Стендаль.  
Попробуем пережить ситуацию преодоления,
используя средства пластического искусства.
Дети вместе с учителем выполняют пластический
этюд "От отчаяния через противоборство к
освобождению и устремленности к мечте,
идеалу”. 
 
 Постановка задачи практического
задания. 
- А теперь попробуем передать эти состояния
средствами скульптуры. Перед нами схемы
человеческой фигуры (домашние заготовки из
пластилина на каркасе). Наша задача – вдохнуть в
нее душу, оживить ее, передав определенное
эмоциональное состояние человека через
движение.  
 V. Выполнение практического задания. 
 - Работа над моделированием фигуры человека и
 проработка форм.
 - Передача движения.
 
  
Во время работы звучат звуковые выражения
переживания (музыкальные произведения),
поддерживающие воплощаемые
чувства-представления. 
 VI. Выставка работ. Итог урока. 
Учитель: 
- Ребята, удовлетворены вы результатом своей
работы? Пришлось вам сегодня на уроке
столкнуться с определенными трудностями? Какие
это были трудности? 
- Эпиграфом нашего урока являются слова Л. ван
Бетховена: "Высшим отличием человека является
преодоление самых жестоких препятствий”. Вы
согласны с этим утверждением? Какие качества
личности помогают человеку справиться с
трудностями, преодолеть препятствия?  
 Ответы детей: 
- Смелость, мужество, достоинство, честь.  
 Учитель: 
- Подтвердите это афоризмами, которые вы
подобрали дома. 
 Ответы детей: 
- Любое препятствие преодолевается
настойчивостью (Леонардо да Винчи). 
- Быть человеком – значит быть борцом (И. Гёте). 
- Оптимист – вовсе не тот, кто никогда не страдал,
а тот, кто пережил отчаяние и пережил его
(Скрябин). 
- Все победы начинаются с побед над самим собой
(Л.Н. Леонов). 
- Поставь над собой сто учителей – они окажутся
бессильными, если ты не можешь сам заставить себя
и сам требовать от себя (Сухомлинский). 
 Учитель: 
- Мы уверены, что ваш характер будет только
крепчать и любые сложности в жизни вы
преодолеете. 
	
	
	 |