…Все на свете уходит – остается
искусство. 
В Боровицкая. 
  
III. Вводное слово учителя.Мы начинаем наш  разговор о византийской культуре. На уроке
мы,естественно,не сможем охватить весь спектр византийской культуры,а
остановимся лишь на некоторых видах
искусства:архитектура,мозаика,иконопись,музыка. 
Постановка
проблемы урока:В чём богатство и многообразие византийской
культуры?Каковы художественные особенности византийской культуры? 
Задание
классу: В процессе работы на уроке оформить таблицу. 
 
 | 
  Виды
 искусства 
  | 
 
  Примеры 
  | 
  
 
 | 
  1.Архитектура 
  | 
 
    
  | 
  
 
 | 
  2.Мозаика 
  | 
 
    
  | 
  
 
 | 
  3.Иконопись 
  | 
 
    
  | 
  
 
 | 
  4.музыка 
  | 
 
    
  | 
  
 
Работа с презентацией. 
IV.1
.Рассказ учителя: В Восточной Римской империи не было
такого упадка античной культуры,как на Западе.Тогда как на Западе многие
достижения античности были уничтожены.Византия оставалась главной хранительницей
культурного наследия и античного мира,и прилегающих к ней стран Востока.Но и ее
культура сильно изменилась под воздействием христианства. 
 
Христианская церковь,в отличии от античного храма,считалась не жилищем
Бога,а местом где верующие собирались для молитвы и совершении обрядов. 
В IVв.,когда
христианство было разрешено и начало испытывать потрбность в храмах,таких
зданий ещё не было,их только предстояло 
создать. 
  Сначала
стали использовать уже имеющиеся здания- базилики.Базилика- здание прямоугольной формы разделенное рядами колонн на
проходы,т.н. нефы. 
Словарная
работа.Выяснить из каких частей состоял храм? 
Работа
с историческим источником. Вывод. 
2.
Согласно канону,в храме было отведено место разнообразному представлению
евангельских сюжетов.На восточной стене обычно изображался Христос в окружении
апостолов,а на западной-сцены страшного суда, на парусах- четыре евангелиста,по
бокам-сцены из жизни Христа.Смысл этих изображений заключается в том,что они
сообщали верующим информацию о евангельских сюжетах,порой неизвестных
неграмотному населению. 
В Византии имели место 3 типа изобразительного
искусства: мозаика,фреска,икона. Техника мозаики предполагала сложение больших
картин из маленьких кубиков цветного стекла-смальты. 
Фреска-живопись
на сырой штукатурке. 
Икона - (от
греч. «образ») - объект почитания,каноническое и символическое изображение
Бога, Девы Марии,святых,выполненное на гладкой деревянной доске. 
Долгое время Византийскую империю раздирали
страсти в связи с отношением верующих к
иконе.Одни-иконоборцы-считали,что,поклоняясь иконам,человек поклоняется идолу,а
не Богу,поскольку Бог есть дух,а дух изобразить невозможно.Их
противники-иконопочитатели-полагали,что, почитая икону,человек приближается к
Богу. 
Борьба иконоборцев с иконопочитателями
окончилась безоговорочной победой последних. 
3. «Ничто
так не возвышает душу,ничто так ее не окрыляет,не удаляет от земли.не
освобождает от телесных уз. Не наставляет в философии и не помогает достигнуть
полного презрения к житейским предметам,как согласованная мелодия и управляемое
ритмом божественное пение»( Епископ Константинополя Иоанн Златоуст) 
Особе место в византийской цивилизации занимала-
музыка.Христианство очень рано оценило особые возможности музыки как
обладающего силой массового и индивидуального психологического воздействия и
включило ее в свой культовый ритуал.Основой литургии в Византии стал гимн. 
С развитием музыкальной культуры Византии
связаны имена выдающихся музыкантов-это Роман Сладкопевец,создавший до 1000
гимнов;Андрей Критский,один из создателей формы канона;автор «Великого канона»
из 25 строф;Иоанн Дамаскин,заслугой которого стало закрепление 8 основных
ладов,т.е. установление восьмигласия. 
Известно большое количество музыкальных
инструментов применявшихся византийцами.Это кифара,лира,авлос,метавры и др. 
V.Выводы.Итог урока.Заполнение таблицы.Ответ
на проблемный вопрос. 
VI.Завершающее
слово учителя:Византийская культура не исчезла с падением
Византийской империи.Мы с вами являемся хранителями того огромного пласта
мировой культуры,который был создан нашими предками,и имеем возможность изучать
и восхищаться этими шедеврами. 
VII.Д/з: «Сочинение на тему: «Что
я увидел в храме Святой Софии» 
	
	
	 |