Цель урока.
Образовательная.
- Отследить выразительные свойства линии, виды и
характер линии.
- Показать условность и образность линейного
изображения, роль ритма в создании
художественного образа.
- Сформировать навыки передачи настроения в
рисунке с помощью цвета и линий.
Развивающая.
Воспитательная.
Оснащение урока.
- Развить эмоциональное восприятие природы через
характер линий, показать разнообразие линий в
природе.
- Развивать исследовательские навыки учащихся,
умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
- Воспитать у учащихся умение видеть красоту
природы, любовь к родной природе.
- Линейные рисунки А.Матисса, В.Серова, Н.Кузьмина
и др.
- Музыкальный ряд: Чайковский "Времена года”,
"Сентиментальный вальс”, Шопен "Ноктюрны”.
- Литературные произведения: А.Пушкин, С.Есенин,
А.Фет, Р.Ролждественский.
- Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
- Компьютерные слайды природы. Осень.
Материалы: гуашь или акварель,
пастель, цветные карандаши, тонированная бумага.
Тип урока: Интегрированный урок
(изобразительное искусство, литература, музыка).
Урок-исследование.
I. Организационный момент.
Организация рабочего места и проверка
готовности детей к уроку. (2 мин.)
II. Этап актуализации знаний и мотивации
учащихся.
Постановка цели и задач занятия.
Привлечение внимания к красоте родной природы.
Выявление ритмов музыки и стихотворений.
О том, как прекрасен и разнообразен мир, можно
узнать из стихов, рассказов, слушая музыку,
всматриваясь в живописные произведения.
- Послушайте отрывки из музыкальных и
стихотворных произведений, прислушайтесь к их
ритмам.
Звучит отрывок из произведения Чайковского
"Времена года”
А.С.Пушкин очень любил осеннюю пору. Он писал:
… Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
- Сравните, как перекликаются между собой ритмы
музыки и стихотворения. (Звуки переливаются,
текут быстрее или медленнее, стихи созвучны
музыке)
Показ слайдов.
- Вспомните, что такое ритм, его значение в
изобразительном искусстве.
- Какие еще средства художественной
выразительности вы знаете (ритм пятен, цвета).
- Представьте, что вы находитесь в осеннем лесу.
- Давайте почитаем любимые стихи об осенней
поре.
- Что мы видим, что слышим, что представляем в
лесу?
III. Этап формирования знаний и умений учащихся.
1. Рассказ учителя о ритме линий и цвета.
Каждый по-своему представляет себе то или иное
явление природы. Вот и осень, в зависимости от
настроения и погожих дней, всем кажется разной. В
солнечные осенние дни "бабьего лета” человек
часто думает о природе, с грустью вспоминая
уходящее лето, одновременно, радуется последним
теплым денечкам. В дождливые дни печалится в
ожидании скорой зимы.
Дождевые капли, течение речки - быстрое или
плавное движение воды, движение на ветру травы
или веток деревьев передается ритмом линий:
длинных или коротких, создавая тревожное или
радостное настроение, пасмурную или солнечную
погоду. Согласование ритма линий и цвета создает
настроение. Ритмы могут быть быстрыми и плавными,
спокойными и тревожными.
Звучит "Сентиментальный вальс” Чайковского.
Под музыку учитель демонстрирует свои зарисовки
по теме урока.
2. Практическая работа (подготовительный этап).
Подготовьте подмалевку осеннего неба и земли,
используя акварель или гуашь. Сделайте
изображение колышущейся на ветру травы,
льющегося дождя, протекающей речки.
Педагог делит класс на две части: одна часть
рисует осень пасмурную, дождливую, а друга часть -
солнечную и сухую, в зависимости от
приготовленных подмалевок.
Задание. Сравните ритмичное расположение
линий на листе. (Плавные линии – дуновение
ветерка, движение воды, прерывистые линии –
ураган, стихия, тревожное настроение).
3. Исследовательское задание. Выявление
художественных средств в поэзии и
изобразительном искусстве.
Вы знаете, что у человека бывает злой и добрый
характер, нежный и жесткий. Слушая стихотворение
Роберта Рождественского (под чтение
стихотворения идет показ слайдов с фотографиями
различных деревьев и произведения художников),
определите:
- имеют ли свой характер разные деревья
- какими художественными средствами изображает
это поэт.
В земном пути, меняющем кочевья,
Жилища, встречи, лица и края,
Беседу с вами я веду, деревья.
Ни в чём не изменившие друзья.
И как мне было с вами не сродниться,
Приветившими Родину мою,
Когда живые образы и лица
Я в ваших очертаньях узнаю!
Вот старый дуб – листва из звонкой меди.
Могучий стан в извилинах коры.
Он весь гудит, рокочет о победе,
Как некогда на струнах гусляры.
Вот сосны, прямоствольны и упруги,
Колючие – ветрам не разорвать,
Стоят в своей чешуйчатой кольчуге,
Спокойные, как Игорева рать.
И ёлки неподвижны и суровы,
Роняя низко рукава ветвей,
Ждут, пригорюнясь, матери и вдовы,
Молчальницы в платочках до бровей.
А рядом боязливая осина,
И вовсе простодушная ольха
Глядит поверх кустов, как из-за тына,
На тропку, что тениста и глуха.
Но всех милей мне девушка берёза,
Пришедшая из сказок и былин,
Снегурочка, любимица мороза,
Алёнушка пригорков и равнин.
Ей любы наши зори, сенокосы,
Ромашки в росах, звонкие стрижи,
Зелёные она качает косы
Над волнами бегущей с ветром ржи.
- А как вы считаете, бывает ли характер у веток?
Рассмотрите ветки, сравните. (Ветки дуба –
толстые, корявые, березы – тонкие, гибкие, нежные,
боярышника – колючие, жесткие, ивы – гибкие,
плавные, длинные и т.д.)
4. Иллюстрированное объяснение учителя:
характер линий.
Итак, вы знаете, что деревья бывают могучими и
сильными, а бывают нежными и ласковыми. У
деревьев тоже может быть характер. Деревья, в
зависимости от породы, климата и места, где они
растут, бывают разными. Наблюдая за этим Рисуя
деревья, художники используют свои
специфические средства - разные линии, штрихи
– тонкие и толстые, извилистые и прямые
(учитель рисует на доске мелом деревья различных
пород, применяя при этом разные линии, можно
комментировать рисунок стихами и музыкой).
IV. Этап закрепления знаний и умений учащихся.
1. Закрепление навыков учащихся видеть созвучие
музыки, стихов и изображения.
- Слушая музыку и стихи, вообразите картины
описываемой природы. - Какими художественными
средствами композиторы показывают характер
деревьев в осеннем лесу.
- Покажите созвучие музыки, стихов и картин
природы.
Звучит один из ноктюрнов Шопена
В.Орлов:
Доброе дерево, старые ветви!
В листьях запутались шумные ветры.
Сколько птенцов под густою листвою
Ты укрывало от стужи и зноя!..
Звучит один из ноктюрнов Шопена.
Ф.Тютчев:
Что ты клонишь над водами
Ива, макушку свою?
И дрожащими листами,
Словно жадными устами,
Ловишь беглую струю?..
2. Продолжение выполнения практической работы.
Продолжаем работу на этих же рисунках.
Используя приобретенные навыки и полученные
знания о ритмах и характере линий, добавьте
графическое изображение деревьев и кустов с
использованием пастели и цветных карандашей.
V. Подведение итогов урока.
Рефлексия.
- Посмотрите, как вам удалось усилить линиями
настроение!
- Что сказали ваши линии?
- Какие из работ больше понравились?
Мы с вами увидели красоту ритмов линий в
природе, их выразительность. Я считаю, что цель
урока достигнута. Мне удалось привлечь ваше
внимание к красоте природы осенью. Любить и
беречь эту красоту – вот наша задача!
У природы нет плохой погоды…
Всякая погода – благодать:
Снег ли, дождь…
Любое время года
Надо благодарно принимать!
Выставление оценок учащимся.
Домашнее задание.
Понаблюдать за состоянием природы в разное
время суток. |