Цель: показать связь музыки и литературы с
природой, силу музыкального воплощения природы и
правдивого ее отображения в музыкальных и
художественных произведениях.
Задачи:
- формирование культуры восприятия
художественного слова;
- нравственное и эстетическое воспитание;
приобщение к лирике и музыке.
Оборудование: портрет А.Н.Островского,
портрет Н.А. Римского-Корсакова, репродукции
эскизов декораций и костюмов для постановки
пьесы "Снегурочка”, выполненных В.Васнецовым,
К.Коровиным, И.Левитаном, Н.Рерихом, репродукция
картины В.М.Васнецова "Снегурочка”, В.Г.Перова
"Тающая Снегурочка”.
Музыкальный материал: Ария Снегурочки, Песня
Леля из оперы "Снегурочка” Н. А.
Римского-Корсакова.
Природа вошла в русское искусство, как
входит она в нашу жизнь, без природы искусство
задохнулось бы, как мы сами задыхаемся, когда
подолгу бываем от природы оторваны. Д.
Кабалевский
I. Работа по теме урока.
Учитель музыки. Беседа "Картины природы в
музыке”.
Стихотворение "Музыка” М. Ивенсена читают
наизусть трое учащихся. Это создает атмосферу
доверительной беседы, близкого контактирования
учащихся по вопросам темы, единомыслия и
одинакового положительного отношения к музыке о
природе.
Музыка
Послушай: музыка вокруг;
Она во всем - в самой природе,
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
Ей служат ветер, плеск волны,
Раскаты грома, звон капели,
Птиц несмолкаемые трели
Среди зеленой тишины.
И дятла дробь, и поездов
Гудки, чуть слышные в дремоте,
И ливень - песенкой без слов,
Все на одной звенящей ноте.
А снега хруст, а треск костра!
А металлическое пенье,
И звон пилы, и топора!
А проводов степных гуденье
... Вот почему-то иногда
Почудится в концертном зале,
Что нам о солнце рассказали,
О том, как плещется вода,
Как ветер шелестит листвой,
Как, заскрипев, качнулись ели...
А это арфы нам напели,
Рояль, и скрипка, и гобой. (М. Ивенсен)
- Вспомните музыку, изображавшую картины
природы.
- Какие картины природы вы представляете,
слушая музыку М.П. Мусорского "Рассвет на
Москва-реке”, Э. Грига "Утро”? В чем красота этих
произведений?
Среди всех русских композиторов никто так не
любил природу, никто так хорошо не знал и не
чувствовал её, никто не умел так изумительно
передать её красоту в музыке, как Николай
Андреевич Римский-Корсаков.
- Назовите произведения этого автора, знакомые
вам. О чем они?
II. 1.Рассказ о творчестве
композитора Н. А. Римского-Корсакова.
"В хмурое туманное утро сентября 1862 года из
Кронштадской гавани отплывал корабль "Алмаз”.
На борту его находился девятнадцатилетний
Николай Андреевич Римский-Корсаков”, - так
начинает рассказ о композиторе Р. Барановская.
Несмотря на то, что впереди его ждало много
интересного, на душе молодого моряка было
безрадостно. Незадолго до окончания морского
корпуса он познакомился с молодым композитором,
последователем М.И. Глинки - М.А. Балакиревым и
вошел в кружок под названием "Могучая кучка”.
Это содружество молодых талантливых людей,
которые решили посвятить себя делу создания
русской национальной музыки. Н.А.
Римский-Корсаков начал работать над Первой
симфоний. И вот теперь наступила многолетняя
разлука. Но кругосветное плаванье послужило
композитору источником разнообразных
впечатлений, которые отразились в его
творчестве.
Вслед за Первой симфонией, исполненной в 1865 г.,
появилась симфоническая фантазия "Садко”, а
затем и первая опера "Псковитянка”. В 1880 г. он
пишет весеннюю сказку "Снегурочка”.
В историю мировой музыкальной культуры он
вошел как былинный сказитель, летописец и
музыкальный сказочник. "В сущности, мой род - это
сказка, былина, и, непременно, русские”, - говорил
про себя композитор.
Среди 15 опер Н.А. Римского-Корсакова девять
написаны на сюжеты русских сказок и легенд
("Ночь перед Рождеством”, "Садко”, "Сказка о
царе Салтане”). Некоторые из них имеют
политический смысл: "Кощей Бессмертный”,
"Золотой Петушок”. В них - едкая ирония, смелый
протест против зла и насилия.
На нашем уроке речь пойдет об опере
"Снегурочка”.
Представьте себе. Полночь. Понурый лес окоченел
от долгой зимы и трескучих морозов. Сосны и ели
окутаны снегом. Под Красной горкой - скованная
льдом река. За рекой - Берендеев посад.
А теперь закройте глаза и вслушайтесь в мои
слова.
"...Легкое, прозрачное звучание струнных как
дрожание холодного воздуха. Настороженно, сурово
вступили контрабасы, а потом тепло и нежно запел
кларнет. Гобой изобразил крик петуха, а в ответ
тот же напев повторил английский рожок...” (И.
Котмина. "Весенняя сказка”.)
- Представили? Можете нарисовать мысленно
картину?
"Это именно весенняя сказка - со всей красотой,
поэзией весны, всей теплотой, всем
благоуханием”, - писал об опере композитор А.П.
Бородин.
Сам автор оперы вспоминал о ней так: "Не было
для меня на свете лучшего сюжета, чем
"Снегурочка”. Ни одно сочинение до сих пор не
давалось мне с такой легкостью и скоростью, как
"Снегурочка”.
Всего два с половиной месяца потребовалось
композитору для написания этой оперы.
2. Учитель литературы.
- Расскажите, когда и кем была написана сказка
"Снегурочка” и о чём она?
Сообщение учащегося.
В 1873 году была написана пьеса, занимающая среди
произведений Островского особое положение:
драматическая сказка в стихах "Снегурочка” -
одно из замечательнейших созданий русской
поэзии. "Действие происходит в стране берендеев,
в доисторическое время, - такова первая ремарка
"Снегурочки”, "весенней сказки в четырёх
действиях с прологом”. Эта пьеса логически
связана с философскими поисками Островского. В
"Снегурочке” драматург символически
формулирует свою философию человека, философию
жизни, философию любви.
Это не комедия, не драма, а именно сказка,
старинная легенда о сказочной девушке, которая
не знала любви.
Снегурочка:
Моя беда, что ласки нет во мне.
Толкуют все, что есть любовь на свете,
Что девушке любви не миновать;
А я любви не знаю; что за слово
Сердечный друг и что такое милый,
Не ведаю. И слёзы при разлуке,
И радости при встрече с милым другом
У девушек видала я; откуда ж
Берут они и смех и слёзы, - право,
Додуматься Снегурочка не может.
Потом Снегурочка полюбила всем сердцем и
погибла. Это – своеобразная поэма для театра, где
не всегда ясно, что сказано всерьёз, а где автор
лукавит. Здесь придумано всё, кроме человеческих
страстей, которые не могут не трогать. Любит – не
любит, выберет – не выберет, разгадывают
простодушные берендеи желания дочери Мороза и
Весны – Снегурочки. Она не умеет любить и не
хочет никого выбирать. Все окружающие Снегурочку
люди затронуты чувством : подружка Купава,
музыкант Лель, благородный Мизгирь. Снегурочке
тайна этих чувств незнакома. Но она любопытна…
Учитель литературы:
Впервые "Снегурочка” была опубликована в
журнале "Вестник Европы”, 1873, № 9. Сразу за
публикацией композитор Римский-Корсаков
попросил у Островского разрешения использовать
пьесу для оперы, сам составил либретто, которое
драматург одобрил. Сюжет "Снегурочки” давал
композитору возможность воспеть жизнь народа,
протекающую просто, бесхитростно, в согласии с
природой, отобразить его быт, красочные обряды.
3. Учитель музыки.
Действие оперы происходит в выдуманном царстве
берендеев, где господствуют только добро и
справедливость. Композитор с необычайным
мастерством передает старинные обычаи и обряды,
картины народного быта. Сказочные персонажи
оперы - царь Берендей, Купава, Лель, Мизгирь,
Снегурочка, Весна, Мороз и другие - наделены
человеческими чертами. В музыке оперы звучит
тонкая гамма природы с её шумами, звонами,
песнями, которая передана в наигрышах пастухов. В
ариях и песнях выразительно слышен отголосок
русских народных песен,
- Послушайте Арию Снегурочки из оперы
"Снегурочка” Н. А. Римского-Корсакова.
- Что манит её к людям? Какая она?
4. Слушание Арии Снегурочки.
5. Музыкальная характеристика Арии
Снегурочки.
- О чем поёт Снегурочка? Что манит её к людям?
(Людские песни, человеческие радости)
Я прочитаю текст, а вы внимательно вслушайтесь
в его поэтическое звучание.
Мысленно напойте арию вокализом.
Охарактеризуйте её мелодию.
Как называется форма, в которой написана ария?
Охарактеризуйте музыку I части, я напомню её.
6. Повторное слушание с последующим анализом.
- Звучание каких инструментов переплетается с
легкими, грациозными переливами голоса?
- Что напоминает вам мелодия средней части?
- Охарактеризуйте музыкальный образ
Снегурочки.
И вот слушает она "людские песни”, пытается
войти в человеческую жизнь. В песне пастушка Леля
слышит она призыв к веселой, счастливой,
незнакомой ей жизни и идет навстречу этой жизни.
7. Учитель литературы.
- Расскажите, кто такой Лель.
Лель:
Не мне
Великий царь, а Солнцу подобает
Такая честь. Лелеяло измлада
Оно меня – учило песни петь;
Его тепло в речах моих, - и слушать
Охотятся девицы речи Леля.
Тепло его в крови моей и в сердце,
И теплится в лице румянцем смуглым,
И светится весенней сладкой негой
Из глаз моих.
8. Учитель музыки. А теперь послушаем
песню Леля. Скажите, музыка выразительная или
изобразительная.
Вечер перед Ярилиным днем. На поляне юноши и
девчата водят хороводы. И вот запел пастух Лель:
"Туча со громом сговаривалась: "Ты греми, гром, а
я дождь разолью”.
Слушание и анализ "Песни Леля”.
Песня Леля построена в куплетно-вариационной
форме. Она начинается пастушьим наигрышем
кларнета, на его фоне возникает широкая мелодия.
- Вы обратили внимание на народно-песенную
основу мелодии и изобразительные детали (рокот
литавр в начале, пиццикато у скрипок) в
сопровождении? Что они передают? Какой
деревянный духовой инструмент подражает
наигрышу пастушьего рожка?
- Как исполняется куплет? Какая часть его
требует большей певучести, широкого, величавого
звучания? Какая часть должна быть веселого,
легкого исполнения? Какая часть соединяет в себе
широту и певучесть с легким, бодрым звучанием?
В песне Леля удивительным образом сочетается
простота, почти наивность, с огромным
музыкальным богатством. Причина этого кроется,
видимо, в том, что Римский-Корсаков объединил
очень выразительную и увлекательно
развивающуюся мелодию народно-песенного склада
с двумя яркими изобразительными моментами:
раскаты грома и наигрыш пастушьей свирели.
9. Краткий пересказ концовки оперы и пьесы.
Сравните Снегурочку в I действии и в конце
оперы. Что произошло в ней? Какие чувства
переполняют ее? Как это изображается в музыке?
Ученица: ...С приходом весны в царстве
берендеев царят радость и веселье. Только
Снегурочке чего-то не хватает, что-то ее мучает,
не дает быть счастливой. Ей грустно, она идет к
матери Весне, просит сердечной теплоты,
человеческих чувств. Мать Весна надевает ей
венок, и перед Снегурочкой открывается чудесный,
неизвестный до этого времени мир. Она, холодное
дитя природы, вдруг счастливая. Она полюбила
Мизгиря.
Царь Берендей благословляет молодые брачные
пары, среди которых Снегурочка и Мизгирь. Всходит
Ярило-солнце. Его луч падает на Снегурочку. Она
начинает таять. Но, даже чувствуя близкую смерть,
Снегурочка благодарит мать за дар любви.
Учитель музыки: Сцена расставания Снегурочки
- один из трогательнейших эпизодов в мировой
оперной литературе.
Сейчас вы её услышите. Обратите внимание на то,
как звучит голос Снегурочки в сцене таяния. Как
звучит оркестр? Какое выразительное значение
имеет его сопровождение?
10. Слушание сцены таяния Снегурочки.
Вопросы о музыкальной изобразительности
сцены:
- Какое впечатление произвела на вас сцена
расставания Снегурочки? Какие чувства
Снегурочки выражены в её прощании с жизнью?
- Почему Снегурочка выбирает любовь, а не
жизнь? (Снегурочка понимает, что, познав любовь,
она погибнет. Но она также понимает, что жить без
любви больше не сможет. Её любовь может заменить
целую жизнь)
- Как можно объяснить решение Весны дать
дочери любовь, обрекая её тем самым на погибель? (Дар
Весны – это закон природы: "Всё живое любить
должно”. Любовь для Снегурочки – не погибель, а
обретение жизни)
- Как восприняли финал любви Снегурочки и
Мизгиря берендеи?
- Как вы восприняли смерть Снегурочки?
- В чем сила нравственной красоты её?
- Какие изобразительные интонации вы услышали в
этой сцене, с чем они связаны?
Учитель подводит итог сказанному.
Трогательное прощание с жизнью, восхищение
этой жизнью. Едва слышны слова жителей
Берендеева царства, пораженных исчезновением
Снегурочки. Нежное журчание арфы (словно ручеек
остался от Снегурочки).
- Как вы думаете, что лежит в основе жизни
берендеев? Чему учит нас опера и пьеса? В чем
красота и правда её? (Печальный финал любви
Снегурочки берендеи не восприняли как трагедию.
Берендеи поняли, что жить без любви невозможно.
Живя в полном согласии с природой, нужно
понимать, что смерть Снегурочки закономерна, так
как снег весной тает, но при этом он питает новую
жизнь, затем вырастают растения, которые, чтобы
принести плоды должны умереть и так далее.
Опера и пьеса "Снегурочка” учит нас
любоваться красотой природы, красотой песен,
красотой человеческих чувств. И не только
любоваться, но и беречь природу, песни и добрые,
человеческие чувства.)
III. Итоги урока.
- В чем сила музыки Н. А. Римского-Корсакова?
а) В правдивом показе нравственной красоты
жизни?
б) В мастерстве композитора?
в) В единстве жизненной красоты и мастерства
композитора?
- В чём сила пьесы А.Н.Островского?
- Что вам больше понравилось: пьеса или опера?
- Удалось ли композитору передать то
настроение, которое выражает автор пьесы?
- Совпадают ли поэтическое и музыкальное
произведения по чувству, эмоциональному настрою?
- Какое впечатление произвело произведение, что
в нём особенно запомнилось?
IV. Домашнее задание.
- Нарисовать эскизы к костюмам героев пьесы.
- Выучить отрывок из пьесы.
- Написать сочинение-миниатюру на тему: "Образ
понравившегося героя”. |