Тип урока: комбинированный.
Цель урока: ознакомление учащихся с
историей иконописи.
обучающие: познакомить учащихся с
историей иконописи, преданиями о первых иконах, с
формированием иконописных традиций в Европе и на
Руси, с творчеством известных иконописцев
А.Рублева и Ф.Грека, расширить знания об
особенностях процесса создания иконы.;
продолжить формирование умений делать выводы,
анализировать дополнительную литературу к
уроку, работать по тексту учебника, излагать
сквозные вопросы темы урока;
развивающие: развивать речь,
познавательные процессы, способствовать
творческому развитию учащихся;
воспитывающие: продолжить
формирование потребности учащихся в сохранении
и созидании русской культуры, способствовать
духовно-нравственному воспитанию учащихся,
развитию патриотических чувств.
Оборудование: компьютер,
интерактивная доска, компьютерная презентация,
магнитики, детские рисунки, карточки с заданием
по числу учащихся.
Новые слова и понятия: преподобный
Алипий Печерский, Спас Нерукотворный, Авгарь,
убрус, прориси, смирение, соборность, знаменщики,
личники, доличники, сакральный, Феофан Грек,
изограф, преподобный Андрей Рублёв.
Оформление доски: тема урока, распечатки
картин на религиозную тему, икон, новые слова и
понятия, домашнее задание на обороте доски.
Основное содержание урока:
Ход урока
1. Организационный этап (1мин). Психологическое
гимнастика:
Посмотрите на своего соседа слева,
улыбнитесь друг другу, а теперь посмотрите на
соседа справа, улыбнитесь. Надеюсь, эти улыбки
придали вам уверенности в своих силах. А теперь
внимание на экран.
2. Демонстрация видеофрагмента.
Сообщение темы урока, целей, задач (3
мин).
Ребята, как вы думаете, что имел ввиду
князь Трубецкой говоря, что человек должен либо
подняться над собой, либо упасть в бездну?
(подвести к ответу: человек постоянно находится
перед выбором между добром и злом, с религиозной
точки зрения – человек, творя добро приближается
к Богу, а совершая зло удаляется от него). Эта тема
нашла свое отражение и в иконописи. Именно об
иконописи и пойдет сегодня наш разговор.
Запишите тему урока.
Итак, мы продолжаем наш разговор о
религиозном искусстве и….
3. Проверка домашнего задания (3 минуты)
К сегодняшнему уроку вы подготовили
свои рисунки на библейские сюжеты.
Расскажите, что вы изобразили? Можно ли
ваши рисунки назвать религиозным искусством?
Почему? Правильно, ваши рисунки нельзя отнести к
религиозному искусству, потому что оно канонично
и подчиняется строгим законам, определяемым
церковью. В своих рисунках вы лишь отразили
религиозную тематику, проявив свое творчество в
видении религиозных сюжетов. Молодцы, рисунки у
вас просто замечательные.
4. Подготовка учащихся к усвоению нового
материала. Актуализация знаний по теме (5 мин).
Прежде, чем продолжить наш разговор о
религиозном искусстве, давайте вспомним, что нам
уже известно об этом?
- Какое место занимает религиозная тематика в
культуре разных народов?
- Назовите известные вам произведения искусства
на религиозную тему.
- Что вы можете рассказать о традиционном
религиозном искусстве России и его особенностях?
- Дайте определение понятия иконопись.
- Для чего предназначена икона?
- Расскажите об изобразительных особенностях
православной иконы? (сознательное нарушение
пропорций, плоскостное изображение, отсутствие
линейной перспективы).
- Зачем иконописцы сознательно нарушают
пропорции изображаемых силуэтов?
- В чем особенности плоскостного изображения?
- Почему в иконописи не используется линейная
перспектива?
5. Изучение нового материала с первичной
проверкой его усвоения (23 мин).
Молодцы. Эти знания очень пригодятся
нам сегодня, чтобы лучше понять новый материал. А
теперь внимание на экран.
Правильно, молодцы. Но вы будете,
наверное, удивлены, если я скажу, что изображения
под №1 и 3 тоже иконы, только католические.
Давайте поговорим об этом подробнее.
Задание: кратко записать ответ в тетради.
Молодцы (отметить наиболее активных и
внимательных). А теперь поговорим об
особенностях православного религиозного
искусства.
Задание: кратко записать ответ в тетради.
Говоря об особенностях иконописи, нельзя не
вспомнить о первых русских иконописцах.
Словарная работа: записать в тетради имена
первых иконописцев, значение слова изограф.
Моя сегодняшняя помощница Вика М – ва
расскажет о жизни А. Печерского более подробно
(краткий доклад). Спасибо моей помощнице.
Вопросы:
Какой факт из жизнеописания А. Печерского
особенно вам запомнился. Почему? Почему А.
Печерский изображен с иконой в руках? Кого вы
видите на заднем плане? Почему? Назовите
имена первых русских иконописцев.
(Отметить наиболее активных детей).
Труд иконописца никогда не был легким. Поговорим о требованиях к жизни и
творчеству иконописца. Что вам известно об этом?
Словарная работа: смирение (записать в тетради)
Об истории появления иконы Спас Нерукотворный
нам расскажет моя помощница И. Ч – ва (краткое
сообщение). Спасибо моей помощнице.
Словарная работа: Спас Нерукотворный, убрус,
Авгарь (записать в тетради)
Вопросы: Что вы знаете об иконе " Спас
Нерукотворный”? Почему она так называется?
Физкультминутка – гимнастика для глаз
(1 мин).
Древнерусская иконопись имеет ряд
важных особенностей. С
некоторыми мы уже знакомы.
Вспомните и опишите процесс создания иконы.
Словарная работа: прориси (записать в
тетради)
Еще одной важной особенностью русской
иконописи является соборность.
Словарная работа: соборность,
знаменщики, личники, доличники.
Несмотря на то, что большинство имен русских
иконописцев неизвестно, некоторые все же стали
известны миру. Об одном из великих иконописцев –
Феофане Греке – нам расскажет С. В – ев (краткое
сообщение). Материал об этом иконописце есть в
нашем учебнике на стр.178. Спасибо моему помощнику.
Словарная работа: Запишите в тетради краткую
информацию об этом иконописце.
Наверное, я не ошибусь, если скажу, что имя
иконописца А. Рублева известно каждому русскому
человеку. Икону с его изображением мы можем
увидеть на стр. 179 учебника. Подробнее о жизни А.
Рублева нам расскажет Маша М. Спасибо моей
помощнице. Таким А. Рублева изобразил художник
Смолин.
Задание: Кто из известных вам иконописцев
принимал участие в росписи этого иконостаса?
Покажите деисисный ряд. Кто из известных вам
иконописцев принимал участие в его росписи?
5. Контроль и самопроверка знаний (5 мин). Дети работают с распечатками
задания.
После работы с тестом, посоветовать
ребятам вложить листочки в свою тетрадь и
использовать дома при подготовке домашнего
задания.
Закрепление новых понятий:
преподобный Алипий Печерский, Спас
Нерукотворный, Авгарь, убрус, прориси, смирение,
соборность, сакральный, знаменщики, личники, доличники,
сакральный, Феофан Грек, преподобный Андрей
Рублёв.
6. Подведение итогов урока (2 мин).
Оценка деятельности детей.
Сегодня мы заглянули в прекрасный мир
древнерусского искусства – в мир иконописи.
Древнерусские мастера создавали прекрасные
иконы, которые призывали людей остановиться в
своей ярости и ненависти, помолчать,
почувствовать радость мира и согласия, вспомнить
Бога, понять, как важен, как бесценен каждый
человек. Своим искусством они зовут нас к миру и
добру. Не оскудевает земля русская талантливыми
людьми. На смену древним мастерам приходят новые,
молодые, так же любящие свою Родину, свой народ.
Надеюсь, что и вы, вырастите достойной сменой
своим предкам и будете своим мастерством на
своих рабочих местах преумножать богатство и
славу нашей великой России.
7. Информация о домашнем задании (2 мин).
Используя материал пр.4.3. (стр. 174-181)
письменно ответить на вопрос 7 и 9 стр. 181 и
объяснить значение пословицы (стр. 181) на примере
творчества иконописца.
Послесловие: напомнить, что через
несколько дней Пасха, поздравить всех с
праздником |