Общая характеристика древнерусского искусства.
С принятием христианства в 988 г. из Византии Киевское государство оказалось
вовлеченным в мощный культурный поток византийско-славянского мира, в сферу
восточно-христианской культуры. В процессе ее усвоения и многовековой творческой
переработки родилось то оригинальное и самобытное древнерусское искусство. Оно
обладает радом признаков. Искусство обслуживало религиозные потребности
общества, потребности христианского мировоззрения и культа.
Оно тесно связано с религией тематикой, содержанием, формой и призвано
сосредотачивать мысли человека на неземном ,"невещественном”. Древнерусский
мастер пытался проникнуть в тайны прошлого и будущего, осмыслить добро и зло.
Древнерусское искусство следовало канону. Художник использовал устойчивый
набор сюжетов, типов изображения (иконографию) и сюжетных схем. Не так часто мы
можем назвать авторов соборов, икон, декоративно-прикладного искусства ;роль
творца церковь отводила себе, признавая художника лишь исполнителем. Искусство
не только удовлетворяло религиозным потребностям общества, но непосредственно
служило церкви и находилось под его контролем.
Архитектура Древней Руси.
Когда я с изумлением смотрю
На эти древнерусские соборы,
Я вижу с них подобно звонарю,
Родных лесов и пажитей просторы.
Не чад кадил, не слепоту сердец,
Взалкавших недоступного им рая,
А творчества слепительный венец,
Вознесшегося время попирая.
Великий Новгород и Древний Псков –
Нас от врага спасавшие твердыни –
Вот что в искусстве старых мастеров
Пленяет нас и радует поныне.
Был точен глаз их, воля их крепка,
Был красоты полет в дерзаньях отчих,
Они умели строить на века.
Благословим же труд безвестных зодчих!
(В.А.Рождественский "Зодчество”.)
Культовое зодчество имело особое значение в феодальной христианской культуре.
Храм являлся образом мироздания, центром общественной жизни и средоточием
всех видов искусств .В нем произносились блестящие ораторские тексты и поучения,
пелись величавые песнопения. В его архитектуре, стенной живописи и иконах
воплотились представления о строении мира, его истории и его будущем. Первые
русские церкви были в большинстве деревянные , и не сохранились до нашего
времени. Первая каменная постройка – Десятинная церковь так же не
сохранилась (князь выделял десятую долю дохода на ее содержание).
Древнейшим свидетелем тех времен является Софийский собор ,построенный
сыном Владимира Ярославом Мудрым 1037 г. Создание храма митрополит Илларион
считал важнейшей заслугой Ярослава Мудрого: "Яко церкви дивна и славна всем
окружным странам, якоже ина обрящется в всем полунощии земнем, от востока до
запада”. Киевская София – величественный пятинефный крестово-купольный храм с 13
ассиметрично расположенными главами. Центральный самый большой купол выражал
идею Христа с 12 главами учениками-апостолами.
Снаружи собор окружали открытые одноэтажные галереи, на которых позднее были
надстроены галереи 2 этажа, завершаюшиеся закомарами. Стены храма были выложены
красным кирпичом и серым гранитным камнем (плинфой), чередующиеся с розовой
цемянкой. Сочетание серого и красного цветов с розовым придавало фасаду нарядный
вид.
Величественным был и внутренний вид собора. В главной алтарной апсиде
возводили на престол князей , звучали проповеди. Боковые нефы и западную часть
храма занимали поднятые над полом хоры, предназначавшиеся для князей, его семьи
и придворной знати.
Обилие пролетов, арок, украшающих пространство храма, создавало впечатление
монументальности и пышности его внутреннего убранства. Многочисленные красочные
фрески и искрящиеся золотом мозаики придавали особую нарядность , парадность,
торжественность. Ступенчато-пирамидальный архитектурный облик Софии и ее
многоглавие отличают этот храм от византийских церквей.
Киевская София оказала большое влияние на Софийские соборы Пскова и
Новгорода. При Ярославе больших успехов достигло и гражданское
строительство, что связано с бурным ростом Киева. Поэтому Ярослав "заложи” новый
"город великий, у него же суть Златая врата”. Золотые ворота являются
единственным уцелевшим памятником светского киевского зодчества эпохи Ярослава
ок. 1037 г..Они выполняли роль важного оборонительного узла .Они первыми
встречали посланников из Византийской империи. Они представляли собой
опирающуюся на мощные пилоны арку, увенчанную надвратной церковью Благовещанья.
2 массивные створки центральных ворот были окованы позолоченной медью, ярко
сверкавшей на солнце. В нижней части Золотых ворот, под церковью находилось
хранилище ценностей. Земляные валы с каменными стенами длиной около 4 км.
опоясывали Киев.
Во второй половине 11 в. при первых Ярославичах в архитектуре намечаются
новые качества – аскетизм.1073 г. – Успенский собор Киево- Печерского
монастыря (разрушен фашистами, находится в руинах), 1070 – церковь Михайловского
монастыря.
11 в. – Расцвет искусства Великого Новгорода. Софийский собор 1045 г.,
построенный Владимиром Ярославичем, – символ новгородской культуры.
Над башнями, над белою Софией
В годину бед, сквозь вражьих стрел дожди,
Здесь вечевое сердце всей России
Набатом пело в каменной груди…
(В.А.Рождественский.)
В плане это громадное пятинефное здание с мощной центральной и небольшими
боковыми апсидами. Облик по новгородски лаконичен и выразителен. Стены выложены
из грубо отесанных неправильной формы камней, и лишь своды и арки из плинфы.
Собор пятиглавый. Вокруг храма шла двухэтажная галерея с приделами. Таким был
первоначальный облик.
Он, словно шлем, надвинул главы
И стены выставил, как шит.
Он весь – тугая соразмерность,
Соотношение высот,
Ассиметрия, тяжесть, верность
И сводов медленный полет.
(В.А.Рождественский.)
Первые постройки велись под руководством греческих зодчих, которые возводили
здания с чертами русского искусства. Рождалось новое поколение русских зодчих. В
киевскую эпоху закладывался фундамент русской архитектурной школы, ставшей базой
для русских княжеств.
Вопросы: 1.
Иллюстрации: Реконструкция Десятинной церкви, Золотых ворот, Софийский
собор (внешний и внутренний вид), Успенский собор Киево-Печерского монастыря,
Софийский собор Новгорода. |