| Цель: Реконструировать особенности и специфику "Воздушного 
театра”, воссоздать его атмосферу. 
 – Реконструировать части театра: сцену и амфитеатр.– По описанию создать предполагаемые декорации.
 – Проанализировать текст (либретто) и создать мизансцену.
 
 – Макет театра.
 – Цилиндры 4-х цветов: зеленый, голубой, желтый, розовый – с изображением 
растительности: ели, барбариса, земляники, березы. 
 – Набор карточек по количеству детей с изображением растений: ель, барбарис, 
земляника, береза. 
 – Флажки по количеству элементов театра (изготавливали из зубочисток с 
наклеенными на них стикерами). 
 – Лист А5, акварельные краски, кисти. 
 – Подушки. 
 – Флажки с изображением фигурок актеров того времени.. 1. Организационный момент. – Здравствуйте, ребята! Мы предлагаем Вам окунуться в атмосферу одного из 
театров 18 века. Для этого Вам надо выбрать карточку и занять место в 
соответствии с ее изображением.  
 (На столы выставляются цилиндры определенного цвета с изображением 
растений, а карточки с изображением тех же самых растений учащиеся вытягивают из 
ящика – театральной кассы. Используются растения, встречающиеся в оформлении 
Летнего Воздушного театра: ель, земляника, барбарис.) 2. Объяснялка (сопровождается просмотром презентации). Прежде чем мы 
начнем наш урок, давайте попробуем отгадать, о каком знаменитом роде пойдет 
речь?– Театр, о котором мы будем сегодня говорить, был создан на территории 
усадьбы, принадлежащего представителям одного из богатых и знатных в России 
древнейших родов. (Герб с девизом) – Сфера деятельности его представителей весьма широка: строительство храмов, 
меценатство и благотворительность в различных областях – помощь бедным, больным, 
поддержка национального искусства, музыки, архитектуры. (Слайд 2 – 
изображение герба на фасаде главного дома усадьбы) – Так о каком древнем роде идет речь? (Вид 
Кусково.) – При Петре Борисовиче Шереметеве в Кусково ставились домашние театральные 
представления, слава о которых гремела по всем поместьям. (Портреты Петра Борисовича и Варвары Алексеевны Шереметевых.) 3. Мотивация. – В Кусково находился один из уникальных театров того времени, образец 
синтеза архитектурно – паркового и сценического искусства – Воздушный театр. – Устроенный в 1760-е годы, на открытой парковой площадке, сегодня он утратил 
свои зеленые кулисы, сохранив лишь планировку и робкие очертания рельефа. Наша цель реконструировать особенности и специфику этого театра. (На центральный стол выставляется макет театра) 4. Работа в группах. 4.1. – От каждой группы к нам подходит один представитель и вытягивает листы 
того цвета, которого у вас цилиндры на столе. (Представители выходят и 
получают листы, коробки с материалом и подушки.) Вместе с заданиями вы получаете раздаточный материал. Вместе мы должны 
воссоздать атмосферу Воздушного театра. На работу вам отводиться 2 минуты. 4.2. Работа с раздаточным материалом. Группы № 1.  Задание: Каждый элемент сцены вы должны найти, подписать на флажках и вставить 
 его в макет, в соответствии с его предполагаемым месторасположением. (С 
 макетом работают 2 человека.)Кратко, в 2–3 предложениях, рассказать об особенностях сцены.
 Воздушный театр состоял из амфитеатра для зрителей и сценической площадки. Пространство Зеленого театра образовывали живые деревья. Деревья также со 
всех сторон обступали полукруглую, довольно большую сцену, вмещавшую 
одновременно до ста актеров, участвовавших в массовых сценах. Шестью парами 
кулис служила еловая шпалера, уход за которой сложен, но оправдывался прекрасной 
акустикой. Между кулисами ставились переносные декорации, разрисованные 
крепостными художниками. 
 Сцена, расположенная на насыпном холме высотой в 1,5 м, окруженная березовыми 
боскетами. Внутри которых выращивалась земляника и клубника по краям украшалась 
высокой стеной стриженного барбариса. Сверху сцена убиралась травяным ковром, а 
во время театральных постановок – деревянным настилом.  
 Открытый зал театра отличался превосходной акустикой – архитекторы 
расположили шпалеры и боскетные кулисы таким образом, чтобы живые стены из 
растительности отражали звук, не позволяя ему рассеиваться в открытом 
пространстве. 
 Соотношение глубокой сцены площадью в 3250 кв.м. и небольшого амфитеатра было 
обычным для зеленых театров 18 века. Амфитеатр располагался к югу от сцены, 
таким образом она получала достаточное солнечное освещение.  
 Музыканты занимали места в оркестровой яме, закрытой со стороны 
зрительного зала цветочными клумбами. Актерскими уборными служили две круглые 
башни из стриженной зелени. Группа № 2.  Задание:  Каждый элемент амфитеатра вы должны подписать на флажках и вставить его 
 в макет, в соответствии с его предполагаемым месторасположением. (с макетом 
 работают 2 человека)Кратко, в 2–3 предложениях, рассказать об особенностях амфитеатра.
 Воздушный театр состоял из амфитеатра для зрителей и сценической площадки. 
 Пространство Зеленого театра образовывали живые деревья. Деревья также со 
всех сторон обступали полукруглую, довольно большую сцену, вмещавшую 
одновременно до ста актеров, участвовавших в массовых сценах. Шестью парами 
кулис служила еловая шпалера, уход за которой сложен, но оправдывался прекрасной 
акустикой.  
 Дерновый амфитеатр, состоявший из трех полукруглых скамей с проходом в 
центре, был рассчитан на 80–100 зрителей. Им перед началом спектакля 
предлагались мягкие подушечки. Вокруг амфитеатра размещались боскеты (живая 
зеленая стена из постриженных кустарников) с грядками клубники или земляники. 
Приятный запах цветущих ягод являлся изящным дополнением к декору театра. В 
кронах двух больших вязов, посаженных перед сценой, устроили "маленькие 
беседочки”, в которые можно было попасть по винтовой лестнице. "Графская ложа”, 
которая иногда именовалась "Царская ложа”, была расположена в центре зрительного 
зала, непосредственно перед сценой и предназначалась для особо важных зрителей. 
Она имела серповидную форму, была выполнена в виде дернового дивана с высокой 
спинкой. 
 Соотношение глубокой сцены площадью в 3250 кв.м. и небольшого амфитеатра было 
обычным для зеленых театров 18 века. Амфитеатр располагался к югу от сцены, 
таким образом она получала достаточное солнечное освещение.  
 Открытый театр давал возможность многим желающим увидеть представление: в 
числе зрителей были не только почетные гости, но и многочисленная публика, 
смотревшая спектакль с дорожек парка. "Простолюдины при каждом забавном слове 
помирали со смеху, всему давая свой толк, и чрез то представляли из себя другое 
очень занимательное зрелище”, – писал неизвестный участник кусковского 
праздника. Группа № 3.  Задание: Нарисовать декорацию на листе А5, флажком указать её предполагаемое 
 место расположение на макете.Кратко, в 2–3 предложениях, рассказать об особенностях декорациях, 
 костюмах для представлений. 
 В первое время в Воздушном театре разыгрывались короткие представления, 
французские оперы, не требовавшие частой смены декорации и переодевания актеров. 
Сценическая история "Воздушного театра” хранит воспоминания о постановках 
комических опер А.-Э. Гретри, П,А.Монсиьи и "пастушьих опер”, прославлявших 
красоту Кускова 
 Первое представление в театре состоялось в 1763 году. С тех пор 
театральная площадка постоянно совершенствовалась. В 1765 году установили 
декорации на холсте. В 1779 году сцену украсил задник с видом на пространство от 
дворца до храма в соседнем Вешнякове. 
 Театр располагал огромной коллекцией сценических костюмов. От них не 
требовалось исторической точности, они должны были соответствовать тогдашней 
моде и восхищать роскошью. Костюмы выписывались из Парижа, и выходившие на сцену 
в таких нарядах "пастухи” и "пастушки” ничем не отличались от придворных. В 
Кусково регулярно прибывали посылки из Европы с дорогими тканями, театральной 
бутафорией, цветами и гирляндами, фальшивыми драгоценностями, шляпками, 
страусовыми перьями и другими театральным инвентарем. 
 От костюмов ни стоимостью, ни качеством не отличались театральные 
декорации. Кулисами служили еловые шпалеры, между которыми ставились 
переносные декорации. Перед зрителями появлялись деревенские пейзажи: стога, 
домики, лесные поляны, пригорки и речки с мостиками. По сцене "проплывала” 
лодка. Этот эффект достигался движущимися картонными картинками. Обманки, 
представляющие людей, Шереметьев использовал сначала для парка, впоследствии их 
использовали на сцене театра в качестве декораций.  Группа № 4.  Задание: Кому принадлежали сюжеты поставленных на сцене Воздушного театра 
 спектаклей, опер.В 2–3 предложениях пересказать сюжет оперы.Выберите любой понравившийся фрагмент из либретто и расположите фигурки 
 актеров на макете в соответствии с действием сюжета. 
 В первое время в Воздушном театре разыгрывались короткие представления, 
французские оперы, не требовавшие частой смены декорации и переодевания актеров. 
Именитые гости хорошо принимали и пьесы крепостного библиотекаря Василия 
Григорьевича Воробьевского [1730–1797]. На музыку итальянского композитора он 
сочинил оперы "Нимфа Кусковская” и "Тщетная ревность, или Перевозчик Кусковский”. 
Их автором был широко образованный человек, учился за границей, в совершенстве 
владел французским и итальянским языками. Считается что он перевел одно актовые 
оперы "Роза и Кола” Монеиньи, "Говорящая картина” Гретри.  
 Сценическая история "Воздушного театра” хранит воспоминания о постановках 
комических опер А.-Э. Гретри, П.А. Монсиьи и "пастушьих опер”, прославлявших 
красоту Кускова. "Роза и Кола”. Опера в одном действии Действие происходит во французской деревне. Роза, назначившая свидание Кола, с нетерпением ждёт, когда её отец уйдёт из 
дому. На ферму зашла их соседка, старая тётушка Боби; подозрительно поглядывая 
вокруг, она осматривает комнату Розы и бормочет что-то себе под нос. Входит 
Матюрен. Роза уговаривает отца пойти куда-нибудь: не нужно ли ему съездить за 
зерном, или, может быть, он сходит в город. Но Матюрен намерен остаться дома. Он 
недоволен рассеянным видом Розы: она вздыхает, часами сидит без дела, глядя в 
окно. За взрослой дочерью труднее усмотреть, чем за целым стадом овец, – 
озабоченно думает он. 
 Матюрен с удовольствием замечает, что к его дому подходит сосед Рыжий Пьер. 
Матюрен отсылает Розу. "Пойди-ка, нарви салату”, – говорит он ей. Приятеля 
остаютсявдвоём. У Пьера есть сын Кола. Давно уже Матюрен замечает, что Роза 
любит поболтать с парнем. Вчера вечером, вернувшись на ферму, он заметил, как 
какое-то четвероногое кралось под столом. Он толкнул его ногой, думая, что это 
собака. Роза поспешно кинулась на шею отцу; он велел ей подать огня. Нагнувшись, 
он нашёл у себя под ногами лук и узнал в нём лук Рыжего Пьера; нередко этот лук 
бывал в руках его сына; итак, четвероногое был не кто иной, как Кола. 
 Приятели хитро подмигивают друг другу. Матюрен не прочь отдать свою дочку 
заКола, и Пьер охотно женит сына. Этой зимой надо сыграть свадьбу. Хотя 
влюблённая пара ещё молода и неопытна, но природа, молодость и здоровье научат 
их жизни. Придя к взаимному соглашению, родители обнимаются. 
 Входит Роза. Приятели не хотят, чтобы она знала, о чём шла речь. Они 
притворяются рассерженными, бранятся и дерутся. Роза разнимает их, выталкивает 
Пьера и запирает за ним дверь. "Если только Кола придёт сюда, уж он получит от 
меня”, – ворчит Матюрен, грозя граблями. Роза прячет грабли. Оставшись одна, она 
с испугом слышит стук в дверь. Это Кола. Что делать? Вдруг придёт отец. Роза 
притаилась под лестницей. Думая, что её нет дома, Кола бросает в слуховое окно 
букет цветов; букет падает на пол. Кола хочет положить его на стол. Он 
спускается через окно в комнату, но не замечает спрятавшуюся Розу. Она бросает в 
него клубком ниток. Обрадованный Кола кидается к ней навстречу. Роза поспешно 
рассказывает ему о ссоре родителей. Кола должен скорее уйти, но им не хочется 
расставаться. 
 Слышны шаги Матюрена. Последний поцелуй, и Кола взбирается на стол, оттуда к 
слуховому окну; но створки закрылись, и он не может выйти из комнаты. Входит 
Матюрен; ворча, он усаживается в кресло и зевает; он хочет вздремнуть и велит 
дочери через час разбудить его. Роза тихо напевает песенку. "Спрячь свои ноги”, 
– шепчет она Кола. Пошевелившись, Кола теряет равновесие и летит вниз. 
Удивлённый Матюрен не верит своим глазам. Кола смущённо пытается объяснить свое 
появление: он хотел занести Матюрену уздечку, которую брал его отец. Но 
рассерженный Матюрен гонит его прочь. 
 Открывается дверь. На пороге стоит Рыжий Пьер, за ним тётушка Боби. Старая 
Боби ворчит о легкомыслии родителей: дети делают с ними, что хотят. Так вот оно 
слуховое окошко, в которое лазил Кола. Теперь ей всё ясно. Она видела, как по 
ночам он вылезал из окна своего дома и пробирался сюда через сараи. Вся деревня 
это знает. 
 Напрасно Кола пытается оправдаться, его гонят прочь. В огорчении он 
собирается покинуть деревню и уйти в чужие края. Роза горько плачет. 
Растроганная тётушка Боби утешает их. Ничего не поделаешь; придётся сыграть 
свадьбу, не откладывая до зимы, – решают родители. Виновные прощены. Общее 
веселье. 4.3. Работа с макетом. (Каждая группа по очереди подходит к макету, вставляет свои флажки и 
параллельно рассказывает о своем задании.) Общие вопросы ко всем группам. – Как вы думаете, почему на сцене театра ставились одно актовые постановки?– Каким жанрам отдавалось предпочтение для постановки на сцене Воздушного театра?
 – Как вы думаете, менялись ли декорации во время всего действия в этой 
опере? Почему Вы так думаете?
 5. Просмотр видеофрагмента о Воздушном театре, показанном на канале 
Москва 24. 6. Итог урока. |