Цель: Реконструировать особенности и специфику "Воздушного
театра”, воссоздать его атмосферу.
– Реконструировать части театра: сцену и амфитеатр.
– По описанию создать предполагаемые декорации.
– Проанализировать текст (либретто) и создать мизансцену.
– Макет театра.
– Цилиндры 4-х цветов: зеленый, голубой, желтый, розовый – с изображением
растительности: ели, барбариса, земляники, березы.
– Набор карточек по количеству детей с изображением растений: ель, барбарис,
земляника, береза.
– Флажки по количеству элементов театра (изготавливали из зубочисток с
наклеенными на них стикерами).
– Лист А5, акварельные краски, кисти.
– Подушки.
– Флажки с изображением фигурок актеров того времени..
1. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята! Мы предлагаем Вам окунуться в атмосферу одного из
театров 18 века. Для этого Вам надо выбрать карточку и занять место в
соответствии с ее изображением.
(На столы выставляются цилиндры определенного цвета с изображением
растений, а карточки с изображением тех же самых растений учащиеся вытягивают из
ящика – театральной кассы. Используются растения, встречающиеся в оформлении
Летнего Воздушного театра: ель, земляника, барбарис.)
2. Объяснялка (сопровождается просмотром презентации). Прежде чем мы
начнем наш урок, давайте попробуем отгадать, о каком знаменитом роде пойдет
речь?– Театр, о котором мы будем сегодня говорить, был создан на территории
усадьбы, принадлежащего представителям одного из богатых и знатных в России
древнейших родов. (Герб с девизом)
– Сфера деятельности его представителей весьма широка: строительство храмов,
меценатство и благотворительность в различных областях – помощь бедным, больным,
поддержка национального искусства, музыки, архитектуры. (Слайд 2 –
изображение герба на фасаде главного дома усадьбы)
– Так о каком древнем роде идет речь? (Вид
Кусково.)
– При Петре Борисовиче Шереметеве в Кусково ставились домашние театральные
представления, слава о которых гремела по всем поместьям. (Портреты Петра Борисовича и Варвары Алексеевны Шереметевых.)
3. Мотивация.
– В Кусково находился один из уникальных театров того времени, образец
синтеза архитектурно – паркового и сценического искусства – Воздушный театр.
– Устроенный в 1760-е годы, на открытой парковой площадке, сегодня он утратил
свои зеленые кулисы, сохранив лишь планировку и робкие очертания рельефа.
Наша цель реконструировать особенности и специфику этого театра.
(На центральный стол выставляется макет театра)
4. Работа в группах.
4.1. – От каждой группы к нам подходит один представитель и вытягивает листы
того цвета, которого у вас цилиндры на столе. (Представители выходят и
получают листы, коробки с материалом и подушки.)
Вместе с заданиями вы получаете раздаточный материал. Вместе мы должны
воссоздать атмосферу Воздушного театра.
На работу вам отводиться 2 минуты.
4.2. Работа с раздаточным материалом.
Группы № 1.
Задание:
Каждый элемент сцены вы должны найти, подписать на флажках и вставить
его в макет, в соответствии с его предполагаемым месторасположением. (С
макетом работают 2 человека.) - Кратко, в 2–3 предложениях, рассказать об особенностях сцены.
Воздушный театр состоял из амфитеатра для зрителей и сценической площадки.
Пространство Зеленого театра образовывали живые деревья. Деревья также со
всех сторон обступали полукруглую, довольно большую сцену, вмещавшую
одновременно до ста актеров, участвовавших в массовых сценах. Шестью парами
кулис служила еловая шпалера, уход за которой сложен, но оправдывался прекрасной
акустикой. Между кулисами ставились переносные декорации, разрисованные
крепостными художниками.
Сцена, расположенная на насыпном холме высотой в 1,5 м, окруженная березовыми
боскетами. Внутри которых выращивалась земляника и клубника по краям украшалась
высокой стеной стриженного барбариса. Сверху сцена убиралась травяным ковром, а
во время театральных постановок – деревянным настилом.
Открытый зал театра отличался превосходной акустикой – архитекторы
расположили шпалеры и боскетные кулисы таким образом, чтобы живые стены из
растительности отражали звук, не позволяя ему рассеиваться в открытом
пространстве.
Соотношение глубокой сцены площадью в 3250 кв.м. и небольшого амфитеатра было
обычным для зеленых театров 18 века. Амфитеатр располагался к югу от сцены,
таким образом она получала достаточное солнечное освещение.
Музыканты занимали места в оркестровой яме, закрытой со стороны
зрительного зала цветочными клумбами. Актерскими уборными служили две круглые
башни из стриженной зелени.
Группа № 2.
Задание:
- Каждый элемент амфитеатра вы должны подписать на флажках и вставить его
в макет, в соответствии с его предполагаемым месторасположением. (с макетом
работают 2 человека)
- Кратко, в 2–3 предложениях, рассказать об особенностях амфитеатра.
Воздушный театр состоял из амфитеатра для зрителей и сценической площадки.
Пространство Зеленого театра образовывали живые деревья. Деревья также со
всех сторон обступали полукруглую, довольно большую сцену, вмещавшую
одновременно до ста актеров, участвовавших в массовых сценах. Шестью парами
кулис служила еловая шпалера, уход за которой сложен, но оправдывался прекрасной
акустикой.
Дерновый амфитеатр, состоявший из трех полукруглых скамей с проходом в
центре, был рассчитан на 80–100 зрителей. Им перед началом спектакля
предлагались мягкие подушечки. Вокруг амфитеатра размещались боскеты (живая
зеленая стена из постриженных кустарников) с грядками клубники или земляники.
Приятный запах цветущих ягод являлся изящным дополнением к декору театра. В
кронах двух больших вязов, посаженных перед сценой, устроили "маленькие
беседочки”, в которые можно было попасть по винтовой лестнице. "Графская ложа”,
которая иногда именовалась "Царская ложа”, была расположена в центре зрительного
зала, непосредственно перед сценой и предназначалась для особо важных зрителей.
Она имела серповидную форму, была выполнена в виде дернового дивана с высокой
спинкой.
Соотношение глубокой сцены площадью в 3250 кв.м. и небольшого амфитеатра было
обычным для зеленых театров 18 века. Амфитеатр располагался к югу от сцены,
таким образом она получала достаточное солнечное освещение.
Открытый театр давал возможность многим желающим увидеть представление: в
числе зрителей были не только почетные гости, но и многочисленная публика,
смотревшая спектакль с дорожек парка. "Простолюдины при каждом забавном слове
помирали со смеху, всему давая свой толк, и чрез то представляли из себя другое
очень занимательное зрелище”, – писал неизвестный участник кусковского
праздника.
Группа № 3.
Задание:
- Нарисовать декорацию на листе А5, флажком указать её предполагаемое
место расположение на макете.
- Кратко, в 2–3 предложениях, рассказать об особенностях декорациях,
костюмах для представлений.
В первое время в Воздушном театре разыгрывались короткие представления,
французские оперы, не требовавшие частой смены декорации и переодевания актеров.
Сценическая история "Воздушного театра” хранит воспоминания о постановках
комических опер А.-Э. Гретри, П,А.Монсиьи и "пастушьих опер”, прославлявших
красоту Кускова
Первое представление в театре состоялось в 1763 году. С тех пор
театральная площадка постоянно совершенствовалась. В 1765 году установили
декорации на холсте. В 1779 году сцену украсил задник с видом на пространство от
дворца до храма в соседнем Вешнякове.
Театр располагал огромной коллекцией сценических костюмов. От них не
требовалось исторической точности, они должны были соответствовать тогдашней
моде и восхищать роскошью. Костюмы выписывались из Парижа, и выходившие на сцену
в таких нарядах "пастухи” и "пастушки” ничем не отличались от придворных. В
Кусково регулярно прибывали посылки из Европы с дорогими тканями, театральной
бутафорией, цветами и гирляндами, фальшивыми драгоценностями, шляпками,
страусовыми перьями и другими театральным инвентарем.
От костюмов ни стоимостью, ни качеством не отличались театральные
декорации. Кулисами служили еловые шпалеры, между которыми ставились
переносные декорации. Перед зрителями появлялись деревенские пейзажи: стога,
домики, лесные поляны, пригорки и речки с мостиками. По сцене "проплывала”
лодка. Этот эффект достигался движущимися картонными картинками. Обманки,
представляющие людей, Шереметьев использовал сначала для парка, впоследствии их
использовали на сцене театра в качестве декораций.
Группа № 4.
Задание:
- Кому принадлежали сюжеты поставленных на сцене Воздушного театра
спектаклей, опер.
- В 2–3 предложениях пересказать сюжет оперы.
- Выберите любой понравившийся фрагмент из либретто и расположите фигурки
актеров на макете в соответствии с действием сюжета.
В первое время в Воздушном театре разыгрывались короткие представления,
французские оперы, не требовавшие частой смены декорации и переодевания актеров.
Именитые гости хорошо принимали и пьесы крепостного библиотекаря Василия
Григорьевича Воробьевского [1730–1797]. На музыку итальянского композитора он
сочинил оперы "Нимфа Кусковская” и "Тщетная ревность, или Перевозчик Кусковский”.
Их автором был широко образованный человек, учился за границей, в совершенстве
владел французским и итальянским языками. Считается что он перевел одно актовые
оперы "Роза и Кола” Монеиньи, "Говорящая картина” Гретри.
Сценическая история "Воздушного театра” хранит воспоминания о постановках
комических опер А.-Э. Гретри, П.А. Монсиьи и "пастушьих опер”, прославлявших
красоту Кускова.
"Роза и Кола”.
Опера в одном действии
Действие происходит во французской деревне.
Роза, назначившая свидание Кола, с нетерпением ждёт, когда её отец уйдёт из
дому. На ферму зашла их соседка, старая тётушка Боби; подозрительно поглядывая
вокруг, она осматривает комнату Розы и бормочет что-то себе под нос. Входит
Матюрен. Роза уговаривает отца пойти куда-нибудь: не нужно ли ему съездить за
зерном, или, может быть, он сходит в город. Но Матюрен намерен остаться дома. Он
недоволен рассеянным видом Розы: она вздыхает, часами сидит без дела, глядя в
окно. За взрослой дочерью труднее усмотреть, чем за целым стадом овец, –
озабоченно думает он.
Матюрен с удовольствием замечает, что к его дому подходит сосед Рыжий Пьер.
Матюрен отсылает Розу. "Пойди-ка, нарви салату”, – говорит он ей. Приятеля
остаютсявдвоём. У Пьера есть сын Кола. Давно уже Матюрен замечает, что Роза
любит поболтать с парнем. Вчера вечером, вернувшись на ферму, он заметил, как
какое-то четвероногое кралось под столом. Он толкнул его ногой, думая, что это
собака. Роза поспешно кинулась на шею отцу; он велел ей подать огня. Нагнувшись,
он нашёл у себя под ногами лук и узнал в нём лук Рыжего Пьера; нередко этот лук
бывал в руках его сына; итак, четвероногое был не кто иной, как Кола.
Приятели хитро подмигивают друг другу. Матюрен не прочь отдать свою дочку
заКола, и Пьер охотно женит сына. Этой зимой надо сыграть свадьбу. Хотя
влюблённая пара ещё молода и неопытна, но природа, молодость и здоровье научат
их жизни. Придя к взаимному соглашению, родители обнимаются.
Входит Роза. Приятели не хотят, чтобы она знала, о чём шла речь. Они
притворяются рассерженными, бранятся и дерутся. Роза разнимает их, выталкивает
Пьера и запирает за ним дверь. "Если только Кола придёт сюда, уж он получит от
меня”, – ворчит Матюрен, грозя граблями. Роза прячет грабли. Оставшись одна, она
с испугом слышит стук в дверь. Это Кола. Что делать? Вдруг придёт отец. Роза
притаилась под лестницей. Думая, что её нет дома, Кола бросает в слуховое окно
букет цветов; букет падает на пол. Кола хочет положить его на стол. Он
спускается через окно в комнату, но не замечает спрятавшуюся Розу. Она бросает в
него клубком ниток. Обрадованный Кола кидается к ней навстречу. Роза поспешно
рассказывает ему о ссоре родителей. Кола должен скорее уйти, но им не хочется
расставаться.
Слышны шаги Матюрена. Последний поцелуй, и Кола взбирается на стол, оттуда к
слуховому окну; но створки закрылись, и он не может выйти из комнаты. Входит
Матюрен; ворча, он усаживается в кресло и зевает; он хочет вздремнуть и велит
дочери через час разбудить его. Роза тихо напевает песенку. "Спрячь свои ноги”,
– шепчет она Кола. Пошевелившись, Кола теряет равновесие и летит вниз.
Удивлённый Матюрен не верит своим глазам. Кола смущённо пытается объяснить свое
появление: он хотел занести Матюрену уздечку, которую брал его отец. Но
рассерженный Матюрен гонит его прочь.
Открывается дверь. На пороге стоит Рыжий Пьер, за ним тётушка Боби. Старая
Боби ворчит о легкомыслии родителей: дети делают с ними, что хотят. Так вот оно
слуховое окошко, в которое лазил Кола. Теперь ей всё ясно. Она видела, как по
ночам он вылезал из окна своего дома и пробирался сюда через сараи. Вся деревня
это знает.
Напрасно Кола пытается оправдаться, его гонят прочь. В огорчении он
собирается покинуть деревню и уйти в чужие края. Роза горько плачет.
Растроганная тётушка Боби утешает их. Ничего не поделаешь; придётся сыграть
свадьбу, не откладывая до зимы, – решают родители. Виновные прощены. Общее
веселье.
4.3. Работа с макетом.
(Каждая группа по очереди подходит к макету, вставляет свои флажки и
параллельно рассказывает о своем задании.)
Общие вопросы ко всем группам.
– Как вы думаете, почему на сцене театра ставились одно актовые постановки?
– Каким жанрам отдавалось предпочтение для постановки на сцене Воздушного театра?
– Как вы думаете, менялись ли декорации во время всего действия в этой
опере? Почему Вы так думаете?
5. Просмотр видеофрагмента о Воздушном театре, показанном на канале
Москва 24.
6. Итог урока. |