Характеристика темы: данный урок из
цикла «Россия – Родина моя», по теме: «Влияние
музыки на человека» (тема полугодия
«Преобразующая сила музыки»). Он ориентирует
учащихся на закрепление имеющихся знаний,
полученных на предыдущих уроках, по другим
предметам и изучение нового материала. Тема
имеет важное значение для всестороннего
развития учащихся, так как развивает
аналитические способности, творческое мышление,
воображение, раскрывает чувственную сферу,
способствует успешности детей.
Система целей:
Общедидактическая цель.
- Создать условия для эффективного изучения
нового материала по теме: ««Влияние музыки на
человека», при опоре на имеющиеся знания,
используя методы и приёмы «Педагогики
искусства».
Триединая дидактическая цель:
- Воспитательный аспект: способствовать
раскрытию патриотических чувств учащихся и
проявлению эмоционального отклика на
произведения разных видов искусств (музыка,
живопись, литература)
- Развивающий аспект: способствовать
развитию музыкальных и творческих способностей
детей: развивать общеучебные умения, учить
вслушиваться и образно представлять содержание
музыкального произведения, переводя его в другую
модальность, осуществлять сравнительный анализ
музыкальных фрагментов и выходить на диалог с
автором.
- Обучающий аспект: расширить и закрепить
знания о музыке советских и литовских
композиторов, познакомить с приёмами
«Ассоциативный ряд», « Визуализация»,
«Переинтонирование», «Прочтение картины».
Тип урока: комбинированный (изучение
нового материала и совершенствование знаний,
умений и навыков).
Жанр урока: тематический.
Вид урока: урок-образ (урок-прогулка)
Формы организации учебно-познавательной
деятельности учащихся:
- фронтальная
- индивидуальная
Методы обучения:
- репродуктивный
- наглядно-слуховой
- моделирование художественно-творческого
процесса
- метод погружения
- интонационный анализ
Приёмы обучения:
- ассоциативный ряд
- визуализация (перевод в другую модальность)
- переинтонирование
- прочтение картины
- сравнительный анализ
Структура и план урока:
№ п/п |
Этапы урока |
Дидактические цели |
1 |
Организационно-мотивационный. |
Обеспечить мотивацию и создать условия
для принятия учащимися целей урока. |
2 |
Актуализация опорных знаний при изучении
нового материала. |
Совершенствовать вокально-хоровых
навыков при исполнении песен. Формирование
знаний о советской и литовской музыке.
Знакомство с новыми приёмами интонирования. |
3 |
Развитие музыкальных способностей и
творчества. |
Вырабатывать у детей умение слушать
друг друга, эмоционально откликаться на звучащую
музыку, уметь высказывать собственное мнение. |
4 |
Подведение итогов урока. |
Сформулировать выводы. Проверить
эмоциональный настрой учащихся. |
№ п/п |
План урока |
Художественный фрагмент |
Используемые приёмы и методы |
1 |
Пролог |
«Журавли»Я.Френкель,Р.Гамзатов |
Ассоциативный ряд, погружение |
2 |
Завязка |
«Отъезд» 1 ч. из симфонической сюиты «Зимний
костёр» С.С. Прокофьева |
Визуализация, переинтонирование,
моделирование худож.-творч. прцесса |
3 |
Развитие |
«Апофеоз войны» В.Верещагин |
Прочтение картины, интонационный анализ |
4 |
Кульминация |
«В путь» В.Лаурушас |
Перевод в другую модальность, сравнительный
анализ |
5 |
Развязка |
«Кровинки» М. Савицкий |
Наглядно-слуховой |
6 |
Эпилог |
«Дорога добра» М.Минков, Ю.Энтин. |
Репродуктивный |
Принципы обучения: тематизм,
научность, интеграция, доступность, наглядность,
эмоциональность, художественная образность.
Средства обучения: рабочий лист,
фонотека (диск), фонохрестоматия и нотные
сборники, портреты композиторов, репродукции
картин, ТСО (звуковоспроизводящая аппаратура (ПК
с колонками, музыкальный инструмент)
Система контроля:
- контроль учителя
- самооценка эмоционального состояния детей
Оформление доски включает
название темы, эпиграф. Иллюстративным
материалом являются портреты композиторов и
репродукция картины.
Раздаточный материал – рабочий
лист (см. Приложение)
ХОД УРОКА
Кисть, которую водит художник, должна
обмакиваться в разум…
И.Винкельман, нем. археолог XVIIIв.
Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья!
Скажите мне, пожалуйста, какое очень важное
событие для всей нашей страны, для всех наших
людей мы будем отмечать в мае 2010 года?
Дети: 65-летие победы в Великой
Отечественной войне.
У. Конечно, и в преддверии этой
знаменательной даты мне бы хотелось с вами
поговорить о том, как и чем в памяти людей
осталась война. Поэтому тема нашего урока звучит
так: «ЭХО прошедшей войны». В качестве эпиграфа я
вам предлагаю слова немецкого археолога XVIII в.
И.Винкельмана «Кисть, которую водит художник,
должна обмакиваться в разум…». Это значит, что
урок у нас будет не обычный, а творческий. Мы
научимся творчески мыслить и попробуем
сегодня стать свободными художниками.
Чтобы нам было удобнее настроиться и вести
разговор, я приготовила для вас рабочие листы с
вопросами, основными понятиями и текстом песен.
В них вы можете записывать названия
произведений, свои интересные мысли и
размышления.
А начнём мы наш урок с исполнения песни «Журавли»
сл. Расула Гамзатова, муз. Яна Френкеля. (пение под
фонограмму или под аккомпанемент учителя. Начало
1 куплета и конец 2 куплета поёт учитель).
Постараемся при пении передать содержание и
характер песни.
У. Молодцы, у нас замечательно
получилось. А что для вас значит война? Какие у
вас ассоциации с этим словом? (Игра
«Ассоциативный ряд»).
Д. Танки, взрывы, страх, ужас, смерть,
кровь и т.д. (дети говорят хотя бы по слову).
У. обобщает высказывания детей и
подводит итог игре. (Одобрение любого
высказывания детей. Привлечение внимания к
необычным, оригинальным высказываниям).
Действительно, война – это разрушение
человеческих взаимоотношений, желание показать
силу порабощения, неумение договориться.
Сегодня мы совершим ПРОГУЛКУ в середину
прошлого, XX века, и помогут нам в этом разные виды
искусства, а именно, музыка, живопись и
литература.
А что для вас значит слово дорога? (Игра
«Ассоциативный ряд»)
Д. Движение, путешествие, поезд,
возвращение домой и т.д.
У. Замечательные, необычные
ассоциации вы находите. Давайте попробуем
нарисовать музыку, то настроение, которое в ней
заложено. Для этого существуют 3 ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛА:
- Рисуем, пока звучит музыка, т. к. мы рисуем
музыку.
- Рисуем всё, что навевает нам музыка, т. к. нет
правильных и неправильных рисунков и ответов.
- Рассказываем по своим рисункам о том, что
услышали в музыке.
– Вы принимаете эти правила? Замечательно, я
включаю музыку.
Звучит «Отъезд» С.С. Прокофьева из
симфонической сюиты «Зимний костёр».
(Произведение не называется. Дети рисуют музыку).
Минутка осмысления.
Учитель совместно с детьми проводит анализ
рисунков. Дети рассказывают о том, что
нарисовали, отвечают на вопросы:
– Понравилась ли музыка? Какое настроение,
интонации? Изобразим жестом, движением (сделаем
видимым интонационный смысл). А кто озвучит это
настроение на ф-но? (переинтонируем)
– Если представить, что эта музыка выражает
образы людей, то какого возраста?
Д. Образы детей, подростков.
– А какого цвета эта музыка?
Д. Светлая, розовая, голубая, золотистая,
и т.д.
– А какое время года?
Д. Зима.
– Есть ли в музыке изобразительные интонации?
Д. Гудок паровоза, стук колёс.
У. Верно, музыка очень образна и
выразительна и программна. Её содержание
композитор передал в предпосланных стихах
С.Я.Маршака
Хочет каждый из ребят
Сесть к окну поближе,
По углам торчком стоят
Смазанные лыжи.
Плавно тронул паровоз,
Город, до свиданья!
Проезжают без колёс
За окошком здания.
Вот и кончились дома.
В окнах просветлело.
Подмосковная зима
Блещет гладью белой.
– Как вы думаете, кто из композиторов так
юно смотрел на мир и мог создать это
произведение? Это старинный, русский или
советский композитор?
Д. С.С.Прокофьев
У. Верно. И называется это произведение
«Отъезд» из симфонической сюиты «Зимний костёр».
(Учитель вешает на доску портрет
С.С.Прокофьева. Можете подписать название и
автора на рабочем листе в пункте 2.)
У. Как вы думаете, почему эта музыка
оставляет в душе очень светлое созидательное
чувство, даже чувствуется дыхание свежего
зимнего ветра?
Д. Потому, что она правдива.
У. А при чём же здесь война?
Д. Это воплощение предвоенной
безмятежной жизни, юной и беззаботной.
У. А теперь обратимся к картине
Василия Верещагина «Апофеоз войны». Вас не удивляет, что у нас на
доске картина не про войну? Или я ошибаюсь?
Постараемся прочесть её. Именно прочесть, т. к.
если просто посмотреть на картину, то это значит
не почувствовать, не понять, не задуматься. А вы
помните наш эпиграф? (Обращаюсь к эпиграфу на
доске). Обратим внимание на все детали картины,
даже самые мелкие.
План анализа у вас в рабочих листах, пункт 3.
– Нравится или не нравится картина?
– Какое странное название, не правда ли?
Апофеоз (апогей) – высшая точка
напряжения, взлёт, восторг.
– Что такое война мы уже говорили, называя
ассоциации. Почему художник сопоставил эти такие
контрастные понятия? Постараемся понять дальше.
– Самый яркий контраст живого (ворон) и
мёртвого (пустыня, деревья, выжженный город,
груда черепов)
– Чтобы понять заложенные в картине интонации
обратите внимание на выражения черепов. Они
кричат, выражают боль, страх, ужас, дикий хохот.
Над чем они смеются? Может быть над нами?
- Знаки – символы. Какие символы вы видите на
картине?
– Ворон – птица, которая питается падалью,
умершими. Черепа, их дикий хохот – символ смерти.
Гора черепов в форме пирамиды – символ вечности.
Выжженная пустыня, жаркий знойный воздух –
вызывают ощущения пустоты, заброшенности,
одиночества.
- Где взгляд автора? В картине или за ней?
– Взгляд автора за картиной. Он смотрит прямо, а
солнечный свет падает слева. Тень от горы
напоминает указание пальцем. Может это
отпечаток, память, своеобразное продолжение.
– Что хотел сказать автор?
ВЫВОД: Люди – опомнитесь! Никто не
выигрывает в войне, даже победитель. Все мы
проигравшие, потеряв столько человеческих
жизней и сохранив во многих поколениях эту боль.
Плакатная живопись, живопись назидательная.
– А теперь снова в путь. Случается так, что
многие люди при жизни не находят понимания и
посылают письма в будущее, может быть нам с вами.
Чтобы мы остановились, прочли и поняли его.
Человек ищет того, кому сможет довериться. Перед
нами такое письмо. Слушайте и рисуйте очень
внимательно от начала и до конца, не прерываясь
ни на одно слово, не пропуская ни одной детали из
жизни этого человека. Обратите внимание на то,
«как», с каким чувством говорит автор письма (Кто
совсем-совсем не хочет рисовать, то опишите
музыку словами).
Звучит пьеса «В путь» Витаутаса Лаурушаса
Минутка осмысления.
Учитель вместе с детьми проводит анализ
рисунков.
У. Написал это произведение
современный литовский композитор Витаутас
Лаурушас. Называется оно «В путь». Конечно, вы
услышали звукоизобразительные элементы в
исполнении народных литовских инструментов.
Обратите внимание на пункт 4 в рабочем листе. Но
музыка совершенно отличается от 1-го
произведения. Это видно по цвету, по ритму
ваших рисунков. Только ли поездку на поезде
нарисовал автор?
Ответы детей.
У. Это произведение о первых днях
войны. В одном из вагонов этого поезда ехал сам
будущий автор. Он не просто путешествовал, а
эвакуировался из Литвы во время наступления
немецких захватчиков. Как резко звучит
паровозный гудок, лихорадочно стучит испуганное
сердце, словно диктует: «Бежать, бежать,
бежать...». А в средней части пьесы мы слышим и
ощущаем ту растерянность и ужас, с которым во
время бомбёжки поезда все разбегаются по лесу и
пытаются спрятаться. На сколько сильным было это
угнетающее чувство, что спустя много лет после
войны, будучи взрослым, композитор создаёт такую
музыку. И тот тихий, надрывный гудок,
заканчивающий произведение, навсегда остаётся в
памяти.
Хочу обратить ваше внимание на картину художника
Михаила Савицкого «Кровинки». Может быть, точно так же
Витаутас Лаурушас убегал от войны и в памяти
маленького ребёнка на всю жизнь остался страх и
безысходность как в глазах этих детей –
маленьких кровинок человечества.
А теперь, попрошу вас оценить своё эмоциональное
состояние на уроке, используя пункт 5 рабочего
листа.
Я постараюсь вам передать СВОЁ эмоциональное
состояние. Читаю свои стихи.
Мне везёт на хороших людей.
Верю, их очень много.
Каждый хочет себя понять
И шагает своей дорогой.
Как найти её, самую нужную,
Верную, чтоб не впросак.
И ступать нужно так осторожно,
Чтоб другому не помешать.
А иные идут без оглядки,
Топчут всё на своём пути.
И, в итоге, своими руками
Изуродуют свою жизнь.
Взять бы звёздочку невесомую,
Чтоб светила в дальнем пути.
По дороге жизни, неведомой,
Очень трудно порой идти.
– Подводя итог нашей встрече, я хочу вас
спросить: что же нужно делать или не делать, чтобы
не было войны, чтобы нам всем не приходилось
читать такие тяжёлые письма, и, вновь и вновь,
испытывать боль потерь и сожалений?
Ответы детей.
У. Да, видимо, люди, которые
развязывают и ведут войны, выбрали в жизни не ту
дорогу. И если в каждом из нас будут жить любовь,
разум и человечность, то мир не рухнет, по крайней
мере, от наших человеческих рук!
Я благодарю всех вас за творческую работу и
предлагаю закончить наш урок песней «Дорога
добра» муз. М.Минкова, сл. Ю.Энтина.
А в качестве домашнего задания –
выучить слова этой песни и исполнить её на
следующем уроке. |