Пятница, 29.03.2024, 01:00                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [51]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » МХК » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Интегрированный урок МХК и русского языка в 9 классе «Колокольные звоны на Руси»
24.06.2013, 12:21

Цель:

- получение культурно-исторических знаний;

- воспитание чувства гордости за свою Родину;

- составление языкового и текстового комментария в рабочих листах.

Дидактические материалы:

- текст № 58 из сборника экзаменационных изложений;

- книги Е.И. Осетрова «Живая древняя Русь», «Моё открытие Москвы»;

- CD-диски: «Ростовские звоны», «Колокольные звоны»;

- фотовыставка.

Предварительное домашнее задание:

- прочитать текст № 58, подготовить пересказ;

- рассказ о Царе-колоколе (индивидуальное задание);

- история колокольни Ивана Великого (индивидуальное задание);

- подобрать загадки о колоколах (индивидуальное задание).

 

ХОД УРОКА

ЦЕЛЬ для учащихся: составление языкового и текстового комментария.

1. Из какой книги вы читали фрагмент «О колокольном звоне», готовясь к уроку? (Демонстрация книг Е.И. Осетрова «Живая древняя Русь», «Моё открытие Москвы»).

2. Что такое колокол?

Колокол – колотить; било – бить. Колокол – грандиозный музыкальный инструмент, музыка для всех. Колокол – ударный самозвучный  музыкальный инструмент. (Смотри «Толковый словарь» Ожегова С.И.)

3. Колокольный звон был известен на Руси уже в 10 веке. Какие русские города прославились колокольными звонами? Киев, Москва, Новгород Великий, Ростов Великий, Тверь, Псков, Полоцк, Суздаль, Владимир.

4. Совершенствуясь от века к веку, мастерство звонарей поднялось до высоты подлинного искусства. Колокольная музыка имела разное назначение. Какие появились звоны?

- Набатный (вечевой, всполошный); будничный; праздничный (благовест).

5. Колокольная музыка нашла применение в башенных часах. Боем московских Кремлёвских курантов начинается каждый день нашей Родины. С 17 века звучат куранты в древнем Суздале.

 

Прослушивание Кремлёвских московских и суздальских курантов.

6. Любила Русь колокольный звон. О колоколах и колокольном звоне складывалось в народе множество остроумных притч, пословиц, поговорок, загадок и шуток.

Назовите эпитеты: (серебряный, малиновый звон, благовест).

 

Пословицы и поговорки:

- Первый звон – пропадай мой сон, другой звон – земной поклон, третий звон – из дому вон. (См. текст № 58.)

- Звонить во все колокола.

Загадки (индивидуальное задание):

- Стоит бык на горах о семи головах, рёбра стучат, бока горят.

- Сидит петух на воротах, косы до полу, голос до небу.

- На каменной горке воют волки.

- Рыкнул вол на семь сёл.

- Живой мёртвого бьёт, мёртвый благим матом кричит, на крик народ бежит.

 

Прослушивание Псково-Печорского звона.

 

7. Трудное дело – отливка колоколов, но и почётное. Имена мастеров заносили в летописи и исторические хроники.

Борис – Москва.

Иван и Михаил Моторины – Москва.

Флор Терентьев – Ростов Великий.

Микула Кречетников – Тверь.

 

8. С колоколами были связаны самые различные истории.

- Новгородский бунтовщик (см. текст № 58).

- Царь- колокол, 1735 год, 200 тонн (12500 пудов). См. стр. 96 «Моё открытие Москвы» (индивидуальное задание).

 

9. В Ростове Великом до наших дней сохранились древние колокола Успенского Собора – замечательные творения 17 века. Самый большой колокол отлит в 1688 году мастером Флором Терентьевым. Его называют Большой Сысой. Он весит 32 тонны (2 тысячи пудов). Его звук отличается бархатным звучанием и красивыми обертонами. Звук этого колокола узнавали за 20 км от города.

 

Прослушивание Ростовских звонов.

 

10. Где находятся колокола?

Колокольня – башня с колоколами на здании церкви или у церкви.

Колокольня – звонница, башня, столп.

Знаменитые колокольни:

- Набатная башня Московского Кремля, где висел Новгородский бунтовщик.

- Звонница Ростовского Кремля - 13 колоколов.

- Иван Великий - 34 колокола. См. стр. 70 «Моё открытие Москвы». (Инд. зад.)

 

Показать колокольни на фото.

См. перекидные календари и серию «Монастыри России».

 

11. Чтение заключительного текста.

 

12. Прослушивание праздничных звонов.

 

13. Домашнее задание: послушать колокольные звоны местного храма.

 

 

№ 58. КОЛОКОЛЬНЫЕ ЗВОНЫ НА РУСИ

 

1.  Автор текста___________________________________________________________

________________________________________________________________________

2.  Колокол – это _________________________________________________________

________________________________________________________________________

3.  Колокольный звон был известен на Руси уже в 10 веке. Многие русские города

прославились колокольным звоном: ______________________________________

________________________________________________________________________

4.  Совершенствуясь от века к веку, мастерство звонарей поднялось до высот по-

длинного искусства. Виды колокольных звонов:_____________________________

______________________________________________________________________

5.  Часы с колокольной музыкой:____________________________________________

______________________________________________________________________

6.  Любила Русь колокольный звон. Это отразилось в языке народа.

Эпитеты:______________________________________________________________

Поговорки и пословицы: ________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Загадки: ______________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

7.  Трудное дело – отливка колоколов, но и почётное. Имена мастеров заносились в

летописи и исторические хроники: _______________________________________

______________________________________________________________________

8.  С колоколами были связаны самые различные истории:

- Новгородский бунтовщик, увезён из Новгорода в Москву в 1478 году.

- Царь-колокол________________________________________________________

9.  На берегах озера Неро, между Москвой и Ярославлем, стоит Ростов Великий.

Успенский собор Ростовского Кремля имеет звонницу с 13 колоколами. Самый

большой колокол весит ____________  Его сделал мастер ____________________

Он называется _________________________________________________________

10. Колокольня - __________________________________________________________

Известные колокольни: _________________________________________________

_____________________________________________________________________

 

11. Прочитайте текст, вставьте буквы.

Кол..кольный звон был извест..н на Руси уже в 10 веке. Многие в..ка он сопутствовал жизни народа: оповещал о беде, сзывал его на битву, пр..ветствовал  победн..е воз..ращение полков с поля брани, сопров..ждал праз..ники.

Колокола малых и средних размеров д..вно используют..ся  рус..кими  к..мпозиторами. Мы слыш..м их у Бородина и Чайковского, Глазунова и Серова.

В..личаво звучит колокол в эпилоге оперы М. Глинки «Иван Сусанин». Колокольным звоном наполн..на опера «Борис Годунов» М. Мусоргского.

Есть в колокольном  звон..  что..то р..здольное, б..гатырское, созвучное широкой натуре рус..кого народа.

Вслушайтесь в звоны колоколов наших храмов.

Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ | Добавил: admin | Теги: искусство, конспект урока мировой художественн, Музыка, конспекты уроков скачать, эстетика, театр, пособие для учителя, урок МХК, культура
Просмотров: 2346 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru