Цели и задачи урока: познакомить учащихся с
искусством эпохи Возрождения, творчеством величайших художников эпохи
Возрождения, развивать умение анализировать произведения
изобразительного искусства, воспитывать интерес к искусству.
Тип урока: урок-конференция
Оборудование: репродукции картин Леонардо да Винчи, Андреа Вероккио, Рафаэля, Микеланджело. DVD-диски
Литература:
- «Мир Леонардо» Роберт Уоллэйс, пер. М. Карасевой
- «Занимательные материалы по изобразительному искусству» И.Д. Агеева
Ход урока
Тема сегодняшнего урока - Зазеркалье в мире искусства, путешествие в
которое мы начали несколько уроков назад. Сегодня мы заглянем в одно
из зеркал итальянского Возрождения, чтобы разглядеть творчество одного
из самых талантливых мастеров эпохи Высокого Ренессанса, и возможно
откроем для себя неизвестные стороны, казалось бы, давно известных
фактов. Цель нашего путешествия – познакомиться с произведениями
изобразительного искусства, а также мы должны вместе проанализировать
самые известные из них, выразить собственное мнение на все увиденное.
В одном из каменных домов итальянского городка Винчи,
расположенного в горах Тосканы, 15 апреля 1452 года родился, пожалуй,
самый многогранный гений Возрождения (а может быть и всех времен).
Исследователь загадочных явлений, он умел и знал все, что умело его
время, кроме того, он предугадывал многое, о чем в его время даже не
помышляли. Он создатель тревожащих воображение улыбок, за которыми
кроется непознаваемая глубина, и рук, указующих в неизвестность. Он
казался современникам волшебником.
О ком идет речь?
Леонардо да Винчи
(автопортрет Леонардо да Винчи на экране)
Загадка Леонардо начинается с его рождения. Он был
незаконнорожденным сыном женщины, о которой почти ничего неизвестно.
Биографы называют ее молодой крестьянкой, в Винчи ее называют хозяйкой
таверны. Известна она под именем Катерина. Отец Пьеро да Винчи был
нотариусом, где добился определенных успехов. В возрасте четырех с
половиной лет, Леонардо был взят в дом своего отца.
В пятнадцать лет он поступает учеником в мастерскую художника Андреа дель Вероккио.
(портрет Андреа дель Вероккио).
Несмотря на то, что этого мастера постигла судьба оказаться
превзойденным своим учеником, следует признать его человеком большого и
многогранного таланта, он был превосходным скульптором и
бронзолитейщиком, опытным ювелиром, рисовальщиком костюмов и флагов.
Подмастерьем Леонардо, следуя обычному порядку, вначале занимался
растиранием красок и другой черной работой. Постепенно, по мере
накопления опыта и возрастания мастерства, ему стали доверять
простейшую часть работы, на которую Веррокио получал заказы. Хотя
Веррокио, может быть, доверял молодому Леонардо рисовать незначительные
детали и в более ранних своих работах, скорее всего именно в «Крещении
Христа» он впервые разрешил ему нарисовать полностью фигуру. Когда
ученик выполнил задание учителя, Вероккио увидел, что ангел – лучшее,
что есть в его картине. Говорят, что в сердцах он поклялся больше
никогда не писать картин и с тех пор работал только как скульптор.
Маленький, одетый в голубое, ангел, по существу, известил Флоренцию о том, что появился новый гений.
(на экране картина «Крещение Христа»)
- найдите в картине фигуру ангела, принадлежащего кисти Леонардо да Винчи
- по каким признакам определили
- в чем отличие этой фигуры от остальных
выполненной Леонардо да Винчи
Поза изящной, одетой в голубой плащ фигурки свободна и грациозна.
Поворот тела и головы, согнутые колени и руки предполагают, что ангел
только что принял эту позу и еще весь в движении. Он глубоко озабочен
происходящим действием и сосредоточил все свое внимание на священном
обряде; по контрасту с ним соседний ангел, написанный Вероккио, смотрит
в пространство, как скучающий статист или прихожанин, ожидающий конца
слишком длинной проповеди. В лице ангела Леонардо уже сосредоточились
представления художника о человеческой красоте: мягкость, некоторая
женственность, чуть размытые контуры и знаменитая, едва уловимая
улыбка.
В эпоху Возрождения в моде был меланхолический темперамент, который
считался присущим творческим личностям, людям науки и искусства. Чтобы
заставить женщину, позировавшую для одной из его картин улыбаться,
Леонардо, по свидетельству биографа Джорджо Вазари, пришлось приглашать
на сеансы рисования музыкантов и шутов, которые постоянно поддерживали
в ней веселое настроение. Итогом этой работы стало полотно, о котором
сам Леонардо писал: «Мне удалось создать женщину действительно
божественную».
- О какой картине идет речь?
О картине «Мона Лиза»
Предлагаю выполнить практическую работу по восстановлению репродукции из фрагментов.
(на экране картина «Мона Лиза»)
- Что вы знаете об этом произведении?
- Какое впечатление она производит?
(анализ произведения)
Картина всем настолько знакома, настолько глубоко запечатлелась в
памяти людей, что трудно поверить, что когда-то она выглядела иначе.
Тем не менее это факт: в наше время «Мона Лиза» выглядит не так, как
тогда, когда вышла из рук Леонардо. Когда-то слева и справа на картине
были нарисованы невысокие колонны, теперь обрезанные. Глядя на них
становилось ясно, что дама сидит на балконе, а вовсе не подвешена в
воздухе, как это иногда кажется. Мона Лиза не была, как многие считают,
идеалом красоты для Леонардо, все же он наверняка считал Мону Лизу
особым человеком. Она произвела на него столь сильное впечатление, что
он отказался от других выгодных предложений и в течение трех лет
работал над ее портретом. Портрет отразил своеобразный человеческий
характер.
- дайте словесный портрет изображенной женщины
(фронтальный опрос)
Мона Лиза была третьей женой флорентийского купца по имени Франческо
ди Бартоломео деле Джокондо (откуда пошло второе название картины).
Когда Мона Лиза начала позировать Леонардо, ей было около двадцати
четырех лет – по понятиям того времени, возраст, приближающийся к
среднему. Портрет удался – по словам Вазари, это была точная копия
натуры. Но Леонардо превзошел возможности портретной живописи и сделал
из своей модели не просто женщину, а Женщину с большой буквы.
Индивидуальное и общее слились здесь воедино. Леонардо смотрит на свою
модель с тревожащей воображение бесчувственностью: Мона Лиза
одновременно кажется сладострастной и холодной, прекрасной и даже
отвратительной. Картина невелика (77×52 см.), однако производит
впечатление монументальной. Этот эффект достигается с помощью
соотношения фигуры и заднего плана. Что касается техники живописи, то
Леонардо довел здесь свое сфумато до совершенства: десять, двадцать, а
может сто лессировок положено им на картину. Ни в одной другой картине
Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством,
как в Моне Лизе. Это воздушная перспектива лучшая по исполнению. Однако
прежде взгляд зрителя останавливается на лице изображенной дамы, и
здесь возникает своеобразный диалог. Она «сама вглядывается в зрителя, а
не только зритель в нее. И зритель чувствует себя неловко и тревожно
под этим взглядом, и в то же время не в состоянии отвести глаз от
замечательного лица».
С 1793 года шедевр украшает один из залов Лувра.
Мону Лизу копировали чаще всех других картин, но передать всю глубину замысла гения не смог никто.
Рассмотрим и сравним примеры…
(на зкране копии «Моны Лизы»)
Закрепление темы с помощью тестов. (письменно)
- В монастыре какого города находится фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»
- Лиона
- Милана
- Дрездена
- Барселоны
- Сколько человек изображено на настенной росписи Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»
- 11
- 12
- 13
- 14
- Какое животное изображено на картине Леонардо да Винчи «Дама с горностаем»
- горностай
- ласка
- хорек
- норка
- Как по другому называется картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза»
- Джоконда
- Диана
- Олимпия
- Юдифь
- На чем Леонардо да Винчи написал портрет Моны Лизы
- на холсте
- на тополиной доске
- на папирусе
- на камне
- как долго Леонардо да Винчи писал «Джоконду»
- 1 год
- 3 года
- 10 лет
- 33 года
- какая картина не принадлежит кисти Леонардо да Винчи
- «Мадонна Бенуа»
- «Мадонна в скалах»
- «Сикстинская мадонна»
- «Мона Лиза
Устно (слайды с произведениями художников Возрождения)
Легендарная слава Леонардо прожила столетия и до сих пор не только
не померкла, но разгорается все ярче: открытия современной науки снова и
снова подогревают интерес к его инженерным и научно-фантастическим
рисункам, а живопись Леонардо да Винчи, в которой как и во всех его
трудах, есть что-то недосказанное и тем более волнующее воображение,
снова и снова ставит перед нами самую великую загадку – о внутренних
силах, таящихся в человеке. |