ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА: 
- Развивать представление о деятельности художника, раскрыть сущность театрального
 - слова, показать, в чем проявляется фантазия художника и зрителя;
 - Расширить и закрепить знания о театральном искусстве и его воспитательной роли;
 - Формировать устойчивый эстетический вкус и воспитать у учеников интерес к театру:
 - Воспитание положительных качеств в понимании прекрасного;
 - Совершенствовать технические умения и навыки работы кистью;
 - Закреплять знания о композиционных законах построения рисунка.
 
  
Задача: познакомить с особенностями работы художника в театре. 
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: 
- репродукции художников разных поколений и стран по теме «Художник и зрелище»;
 - манекены (или куклы) в театральных костюмах (готовятся на уроках технологии);
 - стенд «Эскизы художника В.М. Васнецова к опере Римского-Корсакова Н.А. «Снегурочка»;
 - на доске панно «Сказки Пушкина» (коллективная работа учащихся);
 - Театральные маски;
 - музыка к опере М.И.Глинки «Руслан и Людмила»;
 - Плакат: «Сила театра в том, что он коллективный художник» К.С. Станиславский;
 - макет декорации спектакля (коллективная работа учеников);
 - театральные билеты (подготовлены заранее);
 - Театральная программа урока:
 - ключевые слова урока (по теме урока);
 - номера мест в зрительном зале и их названия;
 - художественные материалы для урока.
 
  
Ход мероприятия
Класс оформлен как зрительный зал театр: «балкон», «амфитеатр», 
«бельэтаж», «партер». Каждый ряд имеет свои места. Билеты оформлены как
 театральные: с названием места нахождения, ряда, места, контроля, У 
входа в класс находится Касса, продающая билеты. 
В класс – театральный зал пропускает Контролер. 
Ученики входят в класс по билетам, занимают свои места. Входит Учитель, выполняющий роль Помощника режиссера. 
УЧИТЕЛЬ. Представим себе, что мы в театре. Медленно гаснет свет. Звучит вступительная мелодии… 
Тихо начинает звучать музыка из оперы Глинки М.И. «Руслан и Людмила».  
УЧИТЕЛЬ. Тонкий пронзительный луч освещает фигуру Актера. Начинается спектакль, начинается чудо… 
Выходит Актер (приглашенный актер драматического театра города или старшеклассник, играющий роль актера). 
АКТЕР (в образе) 
 У ЛУКОМОРЬЯ ДУБ ЗЕЛЕНЫЙ; 
 ЗЛАТАЯ ЦЕПЬ НА ДУБЕ ТОМ; 
 И ДНЕМ И НОЧЬЮ КОТ УЧЕНЫЙ 
 ВСЕ ХОДИТ ПО ЦЕПИ КРУГОМ; 
 ИДЕТ НАПРАВО – ПЕСНЬ ЗАВОДИТ, 
 НАЛЕВО – СКАЗКУ ГОВОРИТ. 
 ТАМ ЧУДЕСА: ТАМ ЛЕШИЙ БРОДИТ; 
 РУСАЛКА НА ВЕТВЯХ СИДИ;. 
 ТАМ НА НЕВЕДОМЫХ ДОРОЖКАХ 
 СЛЕДЫ НЕВИДАННЫХ ЗВЕРЕЙ; 
 ИЗБУШКА ТАМ НА КУРЬИХ НОЖКАХ 
 СТАИТ БЕЗ ОКОН БЕЗ ДВЕРЕЙ; 
 ТАМ ЛЕС И ДОЛ ВИДЕНИЙ ПОЛОН; 
 ТАМ НА ЗАРЕ ПРИХЛЫНУТ ВОЛНЫ 
 НА БРЕГ ПЕСЧАНЫЙ И ПУСТОЙ, 
 И ТРИДЦАТЬ ВИТЯЗЕЙ ПРЕКРАСНЫХ 
 ЧРЕДОЙ ИЗ ВОД ВЫХОДЯТ ЯСНЫХ, 
 И С НИМИ ДЯДЬКА ИХ МОРСКОЙ; 
 ТАМ КОРОЛЕВИЧ МИМОХОДОМ 
 ПЛЕНЯЕТ ГРОЗНОГО ЦАРЯ; 
 ТАМ В ОБЛАКАХ ПЕРЕД НАРОДОМ 
 ЧЕРЕЗ ЛЕСА, ЧЕРЕЗ МОРЯ 
 КОЛДУН НЕСЕТ БОГАТЫРЯ; 
 В ТЕМНИЦЕ ТАМ ЦАРЕВНА ТУЖИТ, 
 А СЕРЫЙ ВОЛК ЕЙ ВЕРНО СЛУЖИТ; 
 ТАМ СТУПА С БАБОЮ ЯГОЙ 
 ИДЕТ, БРЕДЕТ САМА С СОБОЙ; 
 ТАМ ЦАРЬ КАЩЕЙ НАД ЗЛАТОМ ЧАХНЕТ, 
 ТАМ РУССКИЙ ДУХ…ТАМ РУСЬЮ ПАХНЕТ1 
 И ТАМ Я БЫЛ, И МЕД Я ПИЛ 
 У МОРЯ ВИДЕЛ ДУБ ЗЕЛЕНЫЙ 
 ПОД НИМ СИДЕЛ, И КОТ УЧЕНЫЙ 
 СВОИ МНЕ СКАЗКИ ГОВОРИЛ. 
 ОДНУ Я ПОМНЮ: СКАЗКУ ЭТУ 
 ПОВЕДАЮ ТЕПЕРЬ Я СВЕТУ… 
  
УЧИТЕЛЬ. Простите, господин Актер, но вы рано вышли на эту сцену – ваш спектакль не готов. 
Актер уходит 
УЧИТЕЛЬ. Ребята, а вам хотелось бы посмотреть 
спектакль дальше? Но я прерываю начало представления. Ведь спектакль 
действительно не готов. Как вы думаете – почему? 
Ответы учеников 
– Нет декораций… 
– Нет афиши… 
– Не готовы костюмы… 
– Нет занавеса… 
УЧИТЕЛЬ. Совершенно верно! Спектакль нужно 
построить, создать, чтобы зритель, покупая входной билет отправлялся в 
театр, как в изумрудный город, где живет Гудвин Великий и Ужасный и все
 исполнить желания. 
Что же это за странная и загадочная страна – театр?! 
На сегодняшнем уроке мы поговорим и вспомним все, что мы знаем об этой стране и сами будем участниками создания спектакля. 
Критик Виссарион Белинский писал: «Театр! Любите ли вы 
театр, как люблю его я, то есть всеми силами души вашей, со всем 
энтузиазмом, со всем исступлением к которому только способна пылкая 
молодость…Какое из всех искусств владеет 
Такими могущественными средствами поражать душу 
впечатлениями и играть так самовластно…В театре тысячи глаз устремлены 
на один предмет, тысячи сердец бьются одним чувством, тысячи я 
сливаются в одно я…» 
Театр…Его символ – маски. Таинственный предмет, очаровательная 
безделушка. А стоит вам ее надеть и вы теряете свое имя, ваша жизнь – 
чистый лист, вы живете другой жизнью. 
Как же вы представляете себе театр? Какие воспоминания связаны у вас
 с театром? Вспомните и поделитесь с нами. Пожалуйста, кто первый? 
Разговор с учениками (примеры ответов). 
1. Я помню первое свое впечатление от посещения 
театра. Мне было 6 лет, и я вместе с родителями смотрел 
спектакль-сказку «Два клена». Каждый раз. Когда поднимался занавес, 
передо мной открывался мир сказочный. Необычный. И мне казалось, что 
все , что я видел – было на самом деле. 
2. А для меня театр – это праздник. Огни, музыка, 
необыкновенные представления – это так интересно. И я всегда жду, когда
 мы пойдем в театр. 
3. Я люблю время, когда ты сидишь в зале и ждешь: «Когда же все начнется?»Весь зал ждет чего-то необычного, неведомого… 
4. А мы после каждого посещения театра играли в 
театр, воображали себя актерами и во дворе показывали свои спектакли 
малышам. Наряжались. Делали декорации из одеял и занавесок, придумывали 
 костюмы, взяв у мамы какие-то вещи… 
5. Я всегда думаю, что театр – особый мир. Для меня
 в нем все необычно. Я вижу декорации, нарисованные художником. Вижу 
людей. Которые выходят насцену. Но когда начинается действие – я обо 
всем забываю: и о декорациях и об артистах. Я переживаю вместе героями 
их неудачи и праздную их победы 
УЧИТЕЛЬ. Очень интересные у вас воспоминания. А 
сколько вы сказали новых слов, связанных с театром. Давайте вместе 
повторим их. Итак. Что же означает слово «ТЕАТР»? 
На вопросы отвечают ученики 
6. Слово «театр» означает искусство изображения 
драматических произведений на сцене, а также называют помещения, где 
происходят такие представления. 
УЧИТЕЛЬ. Что означает слово «СПЕКТАКЛЬ»? 
7. Спектакль – зрелище, театральное представление. 
УЧИТЕЛЬ. Что означает слово «СЦЕНА»? 
8. Сцена – площадка, на которой происходят театральные представления. 
УЧИТЕЛЬ. Что означает слово «ЗРИТЕЛИ»? 
9. Это люди, которые смотрят спектакль, пьесы в театре. 
УЧИТЕЛЬ. На прошлом уроке я просила вас найти крылатые выражения великих писателей, поэтов, режиссеров. Нашли7 Тогда кто первый? 
10. ТЕАТР ДОЛЖЕН БЫТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ВОСПИТАТЕЛЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, ОСОБЕННО НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ. Луначарский В. 
11. УМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ НИКОГДА И НИЧЕГО БЛАГОРОДНЕЕ И ПОЛЕЗНЕЕ ТЕАТРАЛЬНЫХ ЗРЕЛИЩ НЕ ИЗОБРЕТАЛ… Вольтер 
12. ИСКУССТВО И ТЕАТР ИМЕЮТ МНОГО КРАСОК, 
 ВСЕ КРАСКИ ЗАИГРАТЬ ДОЛЖНЫ ТЕПЕРЬ У НАС. 
 И Я ЖЕЛАЮ СТАТЬ ТЕАТРУ МАСОК 
 ТЕАТРОМ ШИРОЧАЙШИХ МАСС. 
 Лебедев-Кумач В. 
14. ЕДИНСТВЕННЫЙ ЦАРЬ И ВЛАДЫКА СЦЕНЫ – ТАЛАНТЛИВЫЙ АКТЕР. Станиславский К.С. 
15. ТЕАТР – ЕСТЬ ИСКУССТВО ОТРАЖАТЬ ЖИЗНЬ. ТЕАТР – 
ЛУЧШЕЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ОБЩЕНИЯ НАРОДОВ МЕЖДУ СОБОЙ, ДЛЯ ВСКРЫТИЯ И 
ПОНИМАНИЯ ИХ ОТКРОВЕННЫХ ЧУВСТВ. Станиславский К.С. 
16. Отрывок из романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин»: 
 ТЕАТР УЖ ПОЛОН, ЛОЖИ БЛЕЩУТ, 
 ПАРТЕР И КРЕСЛА – ВСЕ КИПИТ, 
 В РАЙКЕ НЕТЕРПЕЛИВО ПЛЕЩУТ 
 И, ВЗВИВШИСЬ, ЗАНАВЕС ШУМИТ. 
 БЛИСТАТЕЛЬНА, ПОЛУВОЗДУШНА, 
 СМЫЧКУ ВОЛШЕБНОМУ ПОСЛУШНА, 
 ТОЛПОЮ НИМФ ОКРУЖЕНА, 
 СТОИТ ИСТОМИНА, ОНА, 
 ОДНОЙ НОГОЙ КАСАЯСЬ ПОЛА, 
 ДРУГОЮ МЕДЛЕННО КРУЖИТ, 
 И ВДРУГ ПРЫЖОК, И ВДРУГ ЛЕТИТ, 
 ЛЕТИТ, КАК ПУХ ИЗ УСТ ЭОЛА; 
 ТО СТАН СОВЬЕТ, ТО РАЗОВЬЕТ, 
 И БЫСТРОЙ НОЖКОЙ НОЖКУ БЬЕТ, ВСЕ ХЛОПАЕТ… 
  
17. Игорь Кобзев 
 КАК Я ЛЮБЛЮ В ТЕАТРЕ ТЕ МГНОВЕНЬЯ, 
 КОГДА ПАРТЕР ЕЩЕ НЕ ОТШУМЕЛ 
 И ЗАНАВЕС, КОЛЕБЛЕМЫЙ ВОЛНЕНЬЕМ, 
 ЕЩЕ КРЫЛАТОЙ ПТИЦЕЙ НЕ ВЗЛЕТЕЛ. 
 О, ЭТА ЯРКОВТЬ ПРАЗДНИЧНЫХ НАРЯДОВ! 
 БИНОКЛИ. ВОЗГЛАСЫ. ВОСТОРГА ПЕРЕХЛЕСТ! 
 ТУРНИР СМУЩЕННЫХ И ВЛЮБЛЕННЫХ ВЗГЛЯДОВ 
 И ЖАДНЫЙ ПОИСК НЕОТКРЫТЫХ ЗВЕЗД!
  
 А ЗАПАХ КРАСКИ! А ШУРШАНЬЕ КРЕСЕЛ!
  
 А ЭТА РОБОСТЬ, СКРЫТАЯ ДОТОЛЬ, – 
 КАК БУДТО В НОВОЙ НЕИЗВЕСТНОЙ ПЬЕСЕ 
 МЫ ВСЕ ИГРАЕМ ОСНОВНУЮ РОЛЬ.
  
 НАМ ПРЕДСТОЯТ ПОБЕДЫ И СТРАДАНЬЯ,
  
 БЛАГОДАРЮ АКТЕРОВ И АКТРИС 
 УЖ ЗА ЭТУ СЛАДОСТЬ ОЖИДАНЬЯ 
 С ДУШИСТЫМ ВЕТЕРКОМ ИЗ-ЗА КУЛИС. 
  
УЧИТЕЛЬ. Молодцы! Какие хорошие вы слова нашли и прочитали нам. 
А сегодня мы с вами будем работниками театра. Ведь вы видите на 
стенде слова Константина Сергеевича Станиславского нашего великого 
режиссера, основателя системы театрального искусства: «Сила театра в 
том, что он коллективный художник». Театр – это живой организм. Его 
можно сравнить с оркестром, в котором при безусловном руководстве 
Режиссера, Актер и Художник – первая и вторая скрипка. А оркестранты – 
это Драматург, Композитор, Оркестранты, Декораторы, Оформители сцены, 
Костюмеры, Бутафоры, Гримеры, Реквизиторы, Звукооператоры, Осветители, 
Портные, Конструкторы, Рабочие сцены, Контролеры, Кассиры, Гардеробщицы,
 Работники буфета, Киоскеры (все эти ключевые слова находятся на стенде
 и входят в оформление класса к уроку). 
И мы сегодня – художники театра. Как вы думаете. Какова роль художника в театре. Нужен ли он в театре? 
Ответы учеников. 
И действительно. Художники часто оказывались в плену волшебства 
театра. От великого Леонардо да Винчи до русских живописцев, Александа 
Бенуа, Ивана Билибина, Василия Васнецова и до художников наших дней. 
Спектакль для художника – как картина. И работа его идет в несколько 
этапов. 
I ЭТАП. После прочтения пьесы драматургом, режиссером, художник делает эскизы в карандаше - первые наброски будущего спектакля. 
II ЭТАП, После посещений репетиций спектакля – 
исправления и работа в цвете, где уже понятны стиль, эпоха. Это эскизы 
декораций. костюмов, грима, занавеса. 
III ЭТАП. Делается макет со всеми элементами декораций, включая мебель (макет декорации есть в оформлении класса). 
IV ЭТАП. Выполняются чертежи, 
после чего работы передаются в мастерские, где есть конструкторы, 
плотники, слесаря, которые изготовят все необходимое для спектакля. 
V ЭТАП. Рисуют афишу, разрабатывают эскиз программки, билета. 
Таким образом можно сказать, что язык изобразительного искусства в 
театре используется очень широко. Итак. Вы – художники театра. У нас 
бригады, которые работают над определенным заданием. 
Первая бригада – выполняет афишу. Что означает слово «АФИША»? 
18. Афиша – это объявление о спектакле, концерте, лекции. 
УЧИТЕЛЬ. Вторая бригада – разрабатывает эскиз занавеса. Что означает слово «ЗАНАВЕС»? 
19. Занавес – полотнище, закрывающая сцену от зрительного зала. 
УЧИТЕЛЬ. Третья бригада – это художники-декораторы они выполняют эскизы декораций спектакля. Что означает слово «ДЕКОРАЦИЯ»? 
20. Декорация – устанавливаемые на сцене живописные или архитектурные изображения места и обстановки театрального действия. 
УЧИТЕЛЬ. Четвертая бригада – выполняет эскизы костюмов главных героев спектакля. 
Что означает слово «КОСТЮМ»? 
21. Костюм – одежда актера, которая должна отображать ту эпоху, которая отображена в пьесе. 
УЧИТЕЛЬ. Спектакль, который мы будем готовить – это
 поэма Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила». Что вы знаете 
об этом произведении? 
22. Поэма «Руслан и Людмила» была написана Пушкиным
 в 1820 году. После выхода в свет поэмы поэт Василий Жуковский подарил 
Пушкину портрет с надписью «Победителю ученике от побежденного 
учителя». 
23. Незадолго до смерти Пушкина драматург Шаховской
 посоветовал композитору Михаилу Ивановичу Глинке написать оперу 
«Руслан и Людмила». Опера была написана и поставлена на сцене Большого 
театра 27 ноября 1842 года. 
24. Поэт Одоевский писал: «Блеск и великолепие этого спектакля превосходили все . что доныне видели на российских сценах». 
УЧИТЕЛЬ. Вот эти слова и дают вам старт, чтобы вы показали. В чем заключается работа театрального художника. Начинайте свою работу. 
Самостоятельная работа учеников класса под музыку М.И. Глинки  
По окончании эскизов ученики показывают всем выполненные работы. 
УЧИТЕЛЬ. Жизнь спектакля мимолетна, 2-3 часа. И вы 
видите сколько сил вложено в него. От драматурга – к режиссеру, от 
режиссура – к художнику, композитору. актеру, и далее по цепочке – к 
главному судье, и главному своему участнику – ЗРИТЕЛЮ. 
И БЛАГОДАРЯ ДУХОВНОЙ БЛИЗОСТИ ВСЕХ ЭТИХ ЛЮДЕЙ РОЖДАЕТСЯ ЧУДО СПЕКТАКЛЯ. А потом спектакль начинает жить не только на сцене… 
Тихо звучит музыка М.И. Глинки (Финал оперы) 
УЧИТЕЛЬ. Господин Актер, Ваш выход! Спектакль готов! 
Выходит Актер 
АКТЕР. Андрей Дементьев 
  В ЭТОТ САМЫЙ ТАИНСТВЕННЫЙ МИГ, 
 ПЕРЕД ТЕМ, КАК РАСПАХНУТА СЦЕНА, 
 ДО ТОГО. КАК ЕЩЕ НЕ ВОЗНИК 
 МИР, В КОТОРОМ ТВОРИТ МЕЛЬПОМЕНА.
  
 ДУХ ТЕАТРА ВОЛШЕБНОЙ ИГРЫ,
  
 ПРОБУЖДЕНИЙ, НАПОЛНЕННЫЙ ЗАЛОМ, 
 И НЕВИДИМЫЙ ВАМ ДО ПОРЫ, 
 Я ВЗЛЕТАЮ НАД СТАРЫМ ПОРТАЛОМ.
  
 ВОЗНИКАЮ Я В СТУКЕ СЕРДЕЦ
  
 И ВО ВЗМАХЕ ИГРЫ ДИРИЖЕРА 
 ПЕРЕД ТЕМ. КАК ПРИЙТИ, НАКОНЕЦ, 
 К ВАМ В ЗНАКОМОМ ОБЛИЧЬЕ АКТЕРА. 
  
Музыка громче. Аплодисменты. 
УЧИТЕЛЬ. Итак, на сегодняшнем уроке мы с вами узнали какова роль 
художника в театре и еще раз окунулись в мир кулис и волшебства. 
Спасибо всем. Урок окончен. До свидания. 
	
	
	 |