ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:
- Развивать представление о деятельности художника, раскрыть сущность театрального
- слова, показать, в чем проявляется фантазия художника и зрителя;
- Расширить и закрепить знания о театральном искусстве и его воспитательной роли;
- Формировать устойчивый эстетический вкус и воспитать у учеников интерес к театру:
- Воспитание положительных качеств в понимании прекрасного;
- Совершенствовать технические умения и навыки работы кистью;
- Закреплять знания о композиционных законах построения рисунка.
Задача: познакомить с особенностями работы художника в театре.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
- репродукции художников разных поколений и стран по теме «Художник и зрелище»;
- манекены (или куклы) в театральных костюмах (готовятся на уроках технологии);
- стенд «Эскизы художника В.М. Васнецова к опере Римского-Корсакова Н.А. «Снегурочка»;
- на доске панно «Сказки Пушкина» (коллективная работа учащихся);
- Театральные маски;
- музыка к опере М.И.Глинки «Руслан и Людмила»;
- Плакат: «Сила театра в том, что он коллективный художник» К.С. Станиславский;
- макет декорации спектакля (коллективная работа учеников);
- театральные билеты (подготовлены заранее);
- Театральная программа урока:
- ключевые слова урока (по теме урока);
- номера мест в зрительном зале и их названия;
- художественные материалы для урока.
Ход мероприятия
Класс оформлен как зрительный зал театр: «балкон», «амфитеатр»,
«бельэтаж», «партер». Каждый ряд имеет свои места. Билеты оформлены как
театральные: с названием места нахождения, ряда, места, контроля, У
входа в класс находится Касса, продающая билеты.
В класс – театральный зал пропускает Контролер.
Ученики входят в класс по билетам, занимают свои места. Входит Учитель, выполняющий роль Помощника режиссера.
УЧИТЕЛЬ. Представим себе, что мы в театре. Медленно гаснет свет. Звучит вступительная мелодии…
Тихо начинает звучать музыка из оперы Глинки М.И. «Руслан и Людмила».
УЧИТЕЛЬ. Тонкий пронзительный луч освещает фигуру Актера. Начинается спектакль, начинается чудо…
Выходит Актер (приглашенный актер драматического театра города или старшеклассник, играющий роль актера).
АКТЕР (в образе)
У ЛУКОМОРЬЯ ДУБ ЗЕЛЕНЫЙ;
ЗЛАТАЯ ЦЕПЬ НА ДУБЕ ТОМ;
И ДНЕМ И НОЧЬЮ КОТ УЧЕНЫЙ
ВСЕ ХОДИТ ПО ЦЕПИ КРУГОМ;
ИДЕТ НАПРАВО – ПЕСНЬ ЗАВОДИТ,
НАЛЕВО – СКАЗКУ ГОВОРИТ.
ТАМ ЧУДЕСА: ТАМ ЛЕШИЙ БРОДИТ;
РУСАЛКА НА ВЕТВЯХ СИДИ;.
ТАМ НА НЕВЕДОМЫХ ДОРОЖКАХ
СЛЕДЫ НЕВИДАННЫХ ЗВЕРЕЙ;
ИЗБУШКА ТАМ НА КУРЬИХ НОЖКАХ
СТАИТ БЕЗ ОКОН БЕЗ ДВЕРЕЙ;
ТАМ ЛЕС И ДОЛ ВИДЕНИЙ ПОЛОН;
ТАМ НА ЗАРЕ ПРИХЛЫНУТ ВОЛНЫ
НА БРЕГ ПЕСЧАНЫЙ И ПУСТОЙ,
И ТРИДЦАТЬ ВИТЯЗЕЙ ПРЕКРАСНЫХ
ЧРЕДОЙ ИЗ ВОД ВЫХОДЯТ ЯСНЫХ,
И С НИМИ ДЯДЬКА ИХ МОРСКОЙ;
ТАМ КОРОЛЕВИЧ МИМОХОДОМ
ПЛЕНЯЕТ ГРОЗНОГО ЦАРЯ;
ТАМ В ОБЛАКАХ ПЕРЕД НАРОДОМ
ЧЕРЕЗ ЛЕСА, ЧЕРЕЗ МОРЯ
КОЛДУН НЕСЕТ БОГАТЫРЯ;
В ТЕМНИЦЕ ТАМ ЦАРЕВНА ТУЖИТ,
А СЕРЫЙ ВОЛК ЕЙ ВЕРНО СЛУЖИТ;
ТАМ СТУПА С БАБОЮ ЯГОЙ
ИДЕТ, БРЕДЕТ САМА С СОБОЙ;
ТАМ ЦАРЬ КАЩЕЙ НАД ЗЛАТОМ ЧАХНЕТ,
ТАМ РУССКИЙ ДУХ…ТАМ РУСЬЮ ПАХНЕТ1
И ТАМ Я БЫЛ, И МЕД Я ПИЛ
У МОРЯ ВИДЕЛ ДУБ ЗЕЛЕНЫЙ
ПОД НИМ СИДЕЛ, И КОТ УЧЕНЫЙ
СВОИ МНЕ СКАЗКИ ГОВОРИЛ.
ОДНУ Я ПОМНЮ: СКАЗКУ ЭТУ
ПОВЕДАЮ ТЕПЕРЬ Я СВЕТУ…
УЧИТЕЛЬ. Простите, господин Актер, но вы рано вышли на эту сцену – ваш спектакль не готов.
Актер уходит
УЧИТЕЛЬ. Ребята, а вам хотелось бы посмотреть
спектакль дальше? Но я прерываю начало представления. Ведь спектакль
действительно не готов. Как вы думаете – почему?
Ответы учеников
– Нет декораций…
– Нет афиши…
– Не готовы костюмы…
– Нет занавеса…
УЧИТЕЛЬ. Совершенно верно! Спектакль нужно
построить, создать, чтобы зритель, покупая входной билет отправлялся в
театр, как в изумрудный город, где живет Гудвин Великий и Ужасный и все
исполнить желания.
Что же это за странная и загадочная страна – театр?!
На сегодняшнем уроке мы поговорим и вспомним все, что мы знаем об этой стране и сами будем участниками создания спектакля.
Критик Виссарион Белинский писал: «Театр! Любите ли вы
театр, как люблю его я, то есть всеми силами души вашей, со всем
энтузиазмом, со всем исступлением к которому только способна пылкая
молодость…Какое из всех искусств владеет
Такими могущественными средствами поражать душу
впечатлениями и играть так самовластно…В театре тысячи глаз устремлены
на один предмет, тысячи сердец бьются одним чувством, тысячи я
сливаются в одно я…»
Театр…Его символ – маски. Таинственный предмет, очаровательная
безделушка. А стоит вам ее надеть и вы теряете свое имя, ваша жизнь –
чистый лист, вы живете другой жизнью.
Как же вы представляете себе театр? Какие воспоминания связаны у вас
с театром? Вспомните и поделитесь с нами. Пожалуйста, кто первый?
Разговор с учениками (примеры ответов).
1. Я помню первое свое впечатление от посещения
театра. Мне было 6 лет, и я вместе с родителями смотрел
спектакль-сказку «Два клена». Каждый раз. Когда поднимался занавес,
передо мной открывался мир сказочный. Необычный. И мне казалось, что
все , что я видел – было на самом деле.
2. А для меня театр – это праздник. Огни, музыка,
необыкновенные представления – это так интересно. И я всегда жду, когда
мы пойдем в театр.
3. Я люблю время, когда ты сидишь в зале и ждешь: «Когда же все начнется?»Весь зал ждет чего-то необычного, неведомого…
4. А мы после каждого посещения театра играли в
театр, воображали себя актерами и во дворе показывали свои спектакли
малышам. Наряжались. Делали декорации из одеял и занавесок, придумывали
костюмы, взяв у мамы какие-то вещи…
5. Я всегда думаю, что театр – особый мир. Для меня
в нем все необычно. Я вижу декорации, нарисованные художником. Вижу
людей. Которые выходят насцену. Но когда начинается действие – я обо
всем забываю: и о декорациях и об артистах. Я переживаю вместе героями
их неудачи и праздную их победы
УЧИТЕЛЬ. Очень интересные у вас воспоминания. А
сколько вы сказали новых слов, связанных с театром. Давайте вместе
повторим их. Итак. Что же означает слово «ТЕАТР»?
На вопросы отвечают ученики
6. Слово «театр» означает искусство изображения
драматических произведений на сцене, а также называют помещения, где
происходят такие представления.
УЧИТЕЛЬ. Что означает слово «СПЕКТАКЛЬ»?
7. Спектакль – зрелище, театральное представление.
УЧИТЕЛЬ. Что означает слово «СЦЕНА»?
8. Сцена – площадка, на которой происходят театральные представления.
УЧИТЕЛЬ. Что означает слово «ЗРИТЕЛИ»?
9. Это люди, которые смотрят спектакль, пьесы в театре.
УЧИТЕЛЬ. На прошлом уроке я просила вас найти крылатые выражения великих писателей, поэтов, режиссеров. Нашли7 Тогда кто первый?
10. ТЕАТР ДОЛЖЕН БЫТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ВОСПИТАТЕЛЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, ОСОБЕННО НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ. Луначарский В.
11. УМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ НИКОГДА И НИЧЕГО БЛАГОРОДНЕЕ И ПОЛЕЗНЕЕ ТЕАТРАЛЬНЫХ ЗРЕЛИЩ НЕ ИЗОБРЕТАЛ… Вольтер
12. ИСКУССТВО И ТЕАТР ИМЕЮТ МНОГО КРАСОК,
ВСЕ КРАСКИ ЗАИГРАТЬ ДОЛЖНЫ ТЕПЕРЬ У НАС.
И Я ЖЕЛАЮ СТАТЬ ТЕАТРУ МАСОК
ТЕАТРОМ ШИРОЧАЙШИХ МАСС.
Лебедев-Кумач В.
14. ЕДИНСТВЕННЫЙ ЦАРЬ И ВЛАДЫКА СЦЕНЫ – ТАЛАНТЛИВЫЙ АКТЕР. Станиславский К.С.
15. ТЕАТР – ЕСТЬ ИСКУССТВО ОТРАЖАТЬ ЖИЗНЬ. ТЕАТР –
ЛУЧШЕЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ОБЩЕНИЯ НАРОДОВ МЕЖДУ СОБОЙ, ДЛЯ ВСКРЫТИЯ И
ПОНИМАНИЯ ИХ ОТКРОВЕННЫХ ЧУВСТВ. Станиславский К.С.
16. Отрывок из романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:
ТЕАТР УЖ ПОЛОН, ЛОЖИ БЛЕЩУТ,
ПАРТЕР И КРЕСЛА – ВСЕ КИПИТ,
В РАЙКЕ НЕТЕРПЕЛИВО ПЛЕЩУТ
И, ВЗВИВШИСЬ, ЗАНАВЕС ШУМИТ.
БЛИСТАТЕЛЬНА, ПОЛУВОЗДУШНА,
СМЫЧКУ ВОЛШЕБНОМУ ПОСЛУШНА,
ТОЛПОЮ НИМФ ОКРУЖЕНА,
СТОИТ ИСТОМИНА, ОНА,
ОДНОЙ НОГОЙ КАСАЯСЬ ПОЛА,
ДРУГОЮ МЕДЛЕННО КРУЖИТ,
И ВДРУГ ПРЫЖОК, И ВДРУГ ЛЕТИТ,
ЛЕТИТ, КАК ПУХ ИЗ УСТ ЭОЛА;
ТО СТАН СОВЬЕТ, ТО РАЗОВЬЕТ,
И БЫСТРОЙ НОЖКОЙ НОЖКУ БЬЕТ, ВСЕ ХЛОПАЕТ…
17. Игорь Кобзев
КАК Я ЛЮБЛЮ В ТЕАТРЕ ТЕ МГНОВЕНЬЯ,
КОГДА ПАРТЕР ЕЩЕ НЕ ОТШУМЕЛ
И ЗАНАВЕС, КОЛЕБЛЕМЫЙ ВОЛНЕНЬЕМ,
ЕЩЕ КРЫЛАТОЙ ПТИЦЕЙ НЕ ВЗЛЕТЕЛ.
О, ЭТА ЯРКОВТЬ ПРАЗДНИЧНЫХ НАРЯДОВ!
БИНОКЛИ. ВОЗГЛАСЫ. ВОСТОРГА ПЕРЕХЛЕСТ!
ТУРНИР СМУЩЕННЫХ И ВЛЮБЛЕННЫХ ВЗГЛЯДОВ
И ЖАДНЫЙ ПОИСК НЕОТКРЫТЫХ ЗВЕЗД!
А ЗАПАХ КРАСКИ! А ШУРШАНЬЕ КРЕСЕЛ!
А ЭТА РОБОСТЬ, СКРЫТАЯ ДОТОЛЬ, –
КАК БУДТО В НОВОЙ НЕИЗВЕСТНОЙ ПЬЕСЕ
МЫ ВСЕ ИГРАЕМ ОСНОВНУЮ РОЛЬ.
НАМ ПРЕДСТОЯТ ПОБЕДЫ И СТРАДАНЬЯ,
БЛАГОДАРЮ АКТЕРОВ И АКТРИС
УЖ ЗА ЭТУ СЛАДОСТЬ ОЖИДАНЬЯ
С ДУШИСТЫМ ВЕТЕРКОМ ИЗ-ЗА КУЛИС.
УЧИТЕЛЬ. Молодцы! Какие хорошие вы слова нашли и прочитали нам.
А сегодня мы с вами будем работниками театра. Ведь вы видите на
стенде слова Константина Сергеевича Станиславского нашего великого
режиссера, основателя системы театрального искусства: «Сила театра в
том, что он коллективный художник». Театр – это живой организм. Его
можно сравнить с оркестром, в котором при безусловном руководстве
Режиссера, Актер и Художник – первая и вторая скрипка. А оркестранты –
это Драматург, Композитор, Оркестранты, Декораторы, Оформители сцены,
Костюмеры, Бутафоры, Гримеры, Реквизиторы, Звукооператоры, Осветители,
Портные, Конструкторы, Рабочие сцены, Контролеры, Кассиры, Гардеробщицы,
Работники буфета, Киоскеры (все эти ключевые слова находятся на стенде
и входят в оформление класса к уроку).
И мы сегодня – художники театра. Как вы думаете. Какова роль художника в театре. Нужен ли он в театре?
Ответы учеников.
И действительно. Художники часто оказывались в плену волшебства
театра. От великого Леонардо да Винчи до русских живописцев, Александа
Бенуа, Ивана Билибина, Василия Васнецова и до художников наших дней.
Спектакль для художника – как картина. И работа его идет в несколько
этапов.
I ЭТАП. После прочтения пьесы драматургом, режиссером, художник делает эскизы в карандаше - первые наброски будущего спектакля.
II ЭТАП, После посещений репетиций спектакля –
исправления и работа в цвете, где уже понятны стиль, эпоха. Это эскизы
декораций. костюмов, грима, занавеса.
III ЭТАП. Делается макет со всеми элементами декораций, включая мебель (макет декорации есть в оформлении класса).
IV ЭТАП. Выполняются чертежи,
после чего работы передаются в мастерские, где есть конструкторы,
плотники, слесаря, которые изготовят все необходимое для спектакля.
V ЭТАП. Рисуют афишу, разрабатывают эскиз программки, билета.
Таким образом можно сказать, что язык изобразительного искусства в
театре используется очень широко. Итак. Вы – художники театра. У нас
бригады, которые работают над определенным заданием.
Первая бригада – выполняет афишу. Что означает слово «АФИША»?
18. Афиша – это объявление о спектакле, концерте, лекции.
УЧИТЕЛЬ. Вторая бригада – разрабатывает эскиз занавеса. Что означает слово «ЗАНАВЕС»?
19. Занавес – полотнище, закрывающая сцену от зрительного зала.
УЧИТЕЛЬ. Третья бригада – это художники-декораторы они выполняют эскизы декораций спектакля. Что означает слово «ДЕКОРАЦИЯ»?
20. Декорация – устанавливаемые на сцене живописные или архитектурные изображения места и обстановки театрального действия.
УЧИТЕЛЬ. Четвертая бригада – выполняет эскизы костюмов главных героев спектакля.
Что означает слово «КОСТЮМ»?
21. Костюм – одежда актера, которая должна отображать ту эпоху, которая отображена в пьесе.
УЧИТЕЛЬ. Спектакль, который мы будем готовить – это
поэма Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила». Что вы знаете
об этом произведении?
22. Поэма «Руслан и Людмила» была написана Пушкиным
в 1820 году. После выхода в свет поэмы поэт Василий Жуковский подарил
Пушкину портрет с надписью «Победителю ученике от побежденного
учителя».
23. Незадолго до смерти Пушкина драматург Шаховской
посоветовал композитору Михаилу Ивановичу Глинке написать оперу
«Руслан и Людмила». Опера была написана и поставлена на сцене Большого
театра 27 ноября 1842 года.
24. Поэт Одоевский писал: «Блеск и великолепие этого спектакля превосходили все . что доныне видели на российских сценах».
УЧИТЕЛЬ. Вот эти слова и дают вам старт, чтобы вы показали. В чем заключается работа театрального художника. Начинайте свою работу.
Самостоятельная работа учеников класса под музыку М.И. Глинки
По окончании эскизов ученики показывают всем выполненные работы.
УЧИТЕЛЬ. Жизнь спектакля мимолетна, 2-3 часа. И вы
видите сколько сил вложено в него. От драматурга – к режиссеру, от
режиссура – к художнику, композитору. актеру, и далее по цепочке – к
главному судье, и главному своему участнику – ЗРИТЕЛЮ.
И БЛАГОДАРЯ ДУХОВНОЙ БЛИЗОСТИ ВСЕХ ЭТИХ ЛЮДЕЙ РОЖДАЕТСЯ ЧУДО СПЕКТАКЛЯ. А потом спектакль начинает жить не только на сцене…
Тихо звучит музыка М.И. Глинки (Финал оперы)
УЧИТЕЛЬ. Господин Актер, Ваш выход! Спектакль готов!
Выходит Актер
АКТЕР. Андрей Дементьев
В ЭТОТ САМЫЙ ТАИНСТВЕННЫЙ МИГ,
ПЕРЕД ТЕМ, КАК РАСПАХНУТА СЦЕНА,
ДО ТОГО. КАК ЕЩЕ НЕ ВОЗНИК
МИР, В КОТОРОМ ТВОРИТ МЕЛЬПОМЕНА.
ДУХ ТЕАТРА ВОЛШЕБНОЙ ИГРЫ,
ПРОБУЖДЕНИЙ, НАПОЛНЕННЫЙ ЗАЛОМ,
И НЕВИДИМЫЙ ВАМ ДО ПОРЫ,
Я ВЗЛЕТАЮ НАД СТАРЫМ ПОРТАЛОМ.
ВОЗНИКАЮ Я В СТУКЕ СЕРДЕЦ
И ВО ВЗМАХЕ ИГРЫ ДИРИЖЕРА
ПЕРЕД ТЕМ. КАК ПРИЙТИ, НАКОНЕЦ,
К ВАМ В ЗНАКОМОМ ОБЛИЧЬЕ АКТЕРА.
Музыка громче. Аплодисменты.
УЧИТЕЛЬ. Итак, на сегодняшнем уроке мы с вами узнали какова роль
художника в театре и еще раз окунулись в мир кулис и волшебства.
Спасибо всем. Урок окончен. До свидания. |