Пятница, 22.11.2024, 09:20                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [51]

Статистика

Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » МХК » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Его величество театр
31.05.2012, 09:47

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:

  • Развивать представление о деятельности художника, раскрыть сущность театрального
  • слова, показать, в чем проявляется фантазия художника и зрителя;
  • Расширить и закрепить знания о театральном искусстве и его воспитательной роли;
  • Формировать устойчивый эстетический вкус и воспитать у учеников интерес к театру:
  • Воспитание положительных качеств в понимании прекрасного;
  • Совершенствовать технические умения и навыки работы кистью;
  • Закреплять знания о композиционных законах построения рисунка.

Задача: познакомить с особенностями работы художника в театре.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

  • репродукции художников разных поколений и стран по теме «Художник и зрелище»;
  • манекены (или куклы) в театральных костюмах (готовятся на уроках технологии);
  • стенд «Эскизы художника В.М. Васнецова к опере Римского-Корсакова Н.А. «Снегурочка»;
  • на доске панно «Сказки Пушкина» (коллективная работа учащихся);
  • Театральные маски;
  • музыка к опере М.И.Глинки «Руслан и Людмила»;
  • Плакат: «Сила театра в том, что он коллективный художник» К.С. Станиславский;
  • макет декорации спектакля (коллективная работа учеников);
  • театральные билеты (подготовлены заранее);
  • Театральная программа урока:
  • ключевые слова урока (по теме урока);
  • номера мест в зрительном зале и их названия;
  • художественные материалы для урока.

Ход мероприятия

Класс оформлен как зрительный зал театр: «балкон», «амфитеатр», «бельэтаж», «партер». Каждый ряд имеет свои места. Билеты оформлены как театральные: с названием места нахождения, ряда, места, контроля, У входа в класс находится Касса, продающая билеты.

В класс – театральный зал пропускает Контролер.

Ученики входят в класс по билетам, занимают свои места. Входит Учитель, выполняющий роль Помощника режиссера.

УЧИТЕЛЬ. Представим себе, что мы в театре. Медленно гаснет свет. Звучит вступительная мелодии…

Тихо начинает звучать музыка из оперы Глинки М.И. «Руслан и Людмила». 

УЧИТЕЛЬ. Тонкий пронзительный луч освещает фигуру Актера. Начинается спектакль, начинается чудо…

Выходит Актер (приглашенный актер драматического театра города или старшеклассник, играющий роль актера).

АКТЕР (в образе)

У ЛУКОМОРЬЯ ДУБ ЗЕЛЕНЫЙ;
ЗЛАТАЯ ЦЕПЬ НА ДУБЕ ТОМ;
И ДНЕМ И НОЧЬЮ КОТ УЧЕНЫЙ
ВСЕ ХОДИТ ПО ЦЕПИ КРУГОМ;
ИДЕТ НАПРАВО – ПЕСНЬ ЗАВОДИТ,
НАЛЕВО – СКАЗКУ ГОВОРИТ.
ТАМ ЧУДЕСА: ТАМ ЛЕШИЙ БРОДИТ;
РУСАЛКА НА ВЕТВЯХ СИДИ;.
ТАМ НА НЕВЕДОМЫХ ДОРОЖКАХ
СЛЕДЫ НЕВИДАННЫХ ЗВЕРЕЙ;
ИЗБУШКА ТАМ НА КУРЬИХ НОЖКАХ
СТАИТ БЕЗ ОКОН БЕЗ ДВЕРЕЙ;
ТАМ ЛЕС И ДОЛ ВИДЕНИЙ ПОЛОН;
ТАМ НА ЗАРЕ ПРИХЛЫНУТ ВОЛНЫ
НА БРЕГ ПЕСЧАНЫЙ И ПУСТОЙ,
И ТРИДЦАТЬ ВИТЯЗЕЙ ПРЕКРАСНЫХ
ЧРЕДОЙ ИЗ ВОД ВЫХОДЯТ ЯСНЫХ,
И С НИМИ ДЯДЬКА ИХ МОРСКОЙ;
ТАМ КОРОЛЕВИЧ МИМОХОДОМ
ПЛЕНЯЕТ ГРОЗНОГО ЦАРЯ;
ТАМ В ОБЛАКАХ ПЕРЕД НАРОДОМ
ЧЕРЕЗ ЛЕСА, ЧЕРЕЗ МОРЯ
КОЛДУН НЕСЕТ БОГАТЫРЯ;
В ТЕМНИЦЕ ТАМ ЦАРЕВНА ТУЖИТ,
А СЕРЫЙ ВОЛК ЕЙ ВЕРНО СЛУЖИТ;
ТАМ СТУПА С БАБОЮ ЯГОЙ
ИДЕТ, БРЕДЕТ САМА С СОБОЙ;
ТАМ ЦАРЬ КАЩЕЙ НАД ЗЛАТОМ ЧАХНЕТ,
ТАМ РУССКИЙ ДУХ…ТАМ РУСЬЮ ПАХНЕТ1
И ТАМ Я БЫЛ, И МЕД Я ПИЛ
У МОРЯ ВИДЕЛ ДУБ ЗЕЛЕНЫЙ
ПОД НИМ СИДЕЛ, И КОТ УЧЕНЫЙ
СВОИ МНЕ СКАЗКИ ГОВОРИЛ.
ОДНУ Я ПОМНЮ: СКАЗКУ ЭТУ
ПОВЕДАЮ ТЕПЕРЬ Я СВЕТУ…

УЧИТЕЛЬ. Простите, господин Актер, но вы рано вышли на эту сцену – ваш спектакль не готов.

Актер уходит

УЧИТЕЛЬ. Ребята, а вам хотелось бы посмотреть спектакль дальше? Но я прерываю начало представления. Ведь спектакль действительно не готов. Как вы думаете – почему?

Ответы учеников

– Нет декораций…

– Нет афиши…

– Не готовы костюмы…

– Нет занавеса…

УЧИТЕЛЬ. Совершенно верно! Спектакль нужно построить, создать, чтобы зритель, покупая входной билет отправлялся в театр, как в изумрудный город, где живет Гудвин Великий и Ужасный и все исполнить желания.

Что же это за странная и загадочная страна – театр?!

На сегодняшнем уроке мы поговорим и вспомним все, что мы знаем об этой стране и сами будем участниками создания спектакля.

Критик Виссарион Белинский писал: «Театр! Любите ли вы театр, как люблю его я, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением к которому только способна пылкая молодость…Какое из всех искусств владеет

Такими могущественными средствами поражать душу впечатлениями и играть так самовластно…В театре тысячи глаз устремлены на один предмет, тысячи сердец бьются одним чувством, тысячи я сливаются в одно я…»

Театр…Его символ – маски. Таинственный предмет, очаровательная безделушка. А стоит вам ее надеть и вы теряете свое имя, ваша жизнь – чистый лист, вы живете другой жизнью.

Как же вы представляете себе театр? Какие воспоминания связаны у вас с театром? Вспомните и поделитесь с нами. Пожалуйста, кто первый?

Разговор с учениками (примеры ответов).

1. Я помню первое свое впечатление от посещения театра. Мне было 6 лет, и я вместе с родителями смотрел спектакль-сказку «Два клена». Каждый раз. Когда поднимался занавес, передо мной открывался мир сказочный. Необычный. И мне казалось, что все , что я видел – было на самом деле.

2. А для меня театр – это праздник. Огни, музыка, необыкновенные представления – это так интересно. И я всегда жду, когда мы пойдем в театр.

3. Я люблю время, когда ты сидишь в зале и ждешь: «Когда же все начнется?»Весь зал ждет чего-то необычного, неведомого…

4. А мы после каждого посещения театра играли в театр, воображали себя актерами и во дворе показывали свои спектакли малышам. Наряжались. Делали декорации из одеял и занавесок, придумывали костюмы, взяв у мамы какие-то вещи…

5. Я всегда думаю, что театр – особый мир. Для меня в нем все необычно. Я вижу декорации, нарисованные художником. Вижу людей. Которые выходят насцену. Но когда начинается действие – я обо всем забываю: и о декорациях и об артистах. Я переживаю вместе героями их неудачи и праздную их победы

УЧИТЕЛЬ. Очень интересные у вас воспоминания. А сколько вы сказали новых слов, связанных с театром. Давайте вместе повторим их. Итак. Что же означает слово «ТЕАТР»?

На вопросы отвечают ученики

6. Слово «театр» означает искусство изображения драматических произведений на сцене, а также называют помещения, где происходят такие представления.

УЧИТЕЛЬ. Что означает слово «СПЕКТАКЛЬ»?

7. Спектакль – зрелище, театральное представление.

УЧИТЕЛЬ. Что означает слово «СЦЕНА»?

8. Сцена – площадка, на которой происходят театральные представления.

УЧИТЕЛЬ. Что означает слово «ЗРИТЕЛИ»?

9. Это люди, которые смотрят спектакль, пьесы в театре.

УЧИТЕЛЬ. На прошлом уроке я просила вас найти крылатые выражения великих писателей, поэтов, режиссеров. Нашли7 Тогда кто первый?

10. ТЕАТР ДОЛЖЕН БЫТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ВОСПИТАТЕЛЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, ОСОБЕННО НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ. Луначарский В.

11. УМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ НИКОГДА И НИЧЕГО БЛАГОРОДНЕЕ И ПОЛЕЗНЕЕ ТЕАТРАЛЬНЫХ ЗРЕЛИЩ НЕ ИЗОБРЕТАЛ… Вольтер

12. ИСКУССТВО И ТЕАТР ИМЕЮТ МНОГО КРАСОК,
ВСЕ КРАСКИ ЗАИГРАТЬ ДОЛЖНЫ ТЕПЕРЬ У НАС.
И Я ЖЕЛАЮ СТАТЬ ТЕАТРУ МАСОК
ТЕАТРОМ ШИРОЧАЙШИХ МАСС.
Лебедев-Кумач В.

14. ЕДИНСТВЕННЫЙ ЦАРЬ И ВЛАДЫКА СЦЕНЫ – ТАЛАНТЛИВЫЙ АКТЕР. Станиславский К.С.

15. ТЕАТР – ЕСТЬ ИСКУССТВО ОТРАЖАТЬ ЖИЗНЬ. ТЕАТР – ЛУЧШЕЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ОБЩЕНИЯ НАРОДОВ МЕЖДУ СОБОЙ, ДЛЯ ВСКРЫТИЯ И ПОНИМАНИЯ ИХ ОТКРОВЕННЫХ ЧУВСТВ. Станиславский К.С.

16. Отрывок из романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:

ТЕАТР УЖ ПОЛОН, ЛОЖИ БЛЕЩУТ,
ПАРТЕР И КРЕСЛА – ВСЕ КИПИТ,
В РАЙКЕ НЕТЕРПЕЛИВО ПЛЕЩУТ
И, ВЗВИВШИСЬ, ЗАНАВЕС ШУМИТ.
БЛИСТАТЕЛЬНА, ПОЛУВОЗДУШНА,
СМЫЧКУ ВОЛШЕБНОМУ ПОСЛУШНА,
ТОЛПОЮ НИМФ ОКРУЖЕНА,
СТОИТ ИСТОМИНА, ОНА,
ОДНОЙ НОГОЙ КАСАЯСЬ ПОЛА,
ДРУГОЮ МЕДЛЕННО КРУЖИТ,
И ВДРУГ ПРЫЖОК, И ВДРУГ ЛЕТИТ,
ЛЕТИТ, КАК ПУХ ИЗ УСТ ЭОЛА;
ТО СТАН СОВЬЕТ, ТО РАЗОВЬЕТ,
И БЫСТРОЙ НОЖКОЙ НОЖКУ БЬЕТ, ВСЕ ХЛОПАЕТ…

17. Игорь Кобзев

КАК Я ЛЮБЛЮ В ТЕАТРЕ ТЕ МГНОВЕНЬЯ,
КОГДА ПАРТЕР ЕЩЕ НЕ ОТШУМЕЛ
И ЗАНАВЕС, КОЛЕБЛЕМЫЙ ВОЛНЕНЬЕМ,
ЕЩЕ КРЫЛАТОЙ ПТИЦЕЙ НЕ ВЗЛЕТЕЛ.
О, ЭТА ЯРКОВТЬ ПРАЗДНИЧНЫХ НАРЯДОВ!
БИНОКЛИ. ВОЗГЛАСЫ. ВОСТОРГА ПЕРЕХЛЕСТ!
ТУРНИР СМУЩЕННЫХ И ВЛЮБЛЕННЫХ ВЗГЛЯДОВ
И ЖАДНЫЙ ПОИСК НЕОТКРЫТЫХ ЗВЕЗД!

А ЗАПАХ КРАСКИ! А ШУРШАНЬЕ КРЕСЕЛ!

А ЭТА РОБОСТЬ, СКРЫТАЯ ДОТОЛЬ, –
КАК БУДТО В НОВОЙ НЕИЗВЕСТНОЙ ПЬЕСЕ
МЫ ВСЕ ИГРАЕМ ОСНОВНУЮ РОЛЬ.

НАМ ПРЕДСТОЯТ ПОБЕДЫ И СТРАДАНЬЯ,

БЛАГОДАРЮ АКТЕРОВ И АКТРИС
УЖ ЗА ЭТУ СЛАДОСТЬ ОЖИДАНЬЯ
С ДУШИСТЫМ ВЕТЕРКОМ ИЗ-ЗА КУЛИС.

УЧИТЕЛЬ. Молодцы! Какие хорошие вы слова нашли и прочитали нам.

А сегодня мы с вами будем работниками театра. Ведь вы видите на стенде слова Константина Сергеевича Станиславского нашего великого режиссера, основателя системы театрального искусства: «Сила театра в том, что он коллективный художник». Театр – это живой организм. Его можно сравнить с оркестром, в котором при безусловном руководстве Режиссера, Актер и Художник – первая и вторая скрипка. А оркестранты – это Драматург, Композитор, Оркестранты, Декораторы, Оформители сцены, Костюмеры, Бутафоры, Гримеры, Реквизиторы, Звукооператоры, Осветители, Портные, Конструкторы, Рабочие сцены, Контролеры, Кассиры, Гардеробщицы, Работники буфета, Киоскеры (все эти ключевые слова находятся на стенде и входят в оформление класса к уроку).

И мы сегодня – художники театра. Как вы думаете. Какова роль художника в театре. Нужен ли он в театре?

Ответы учеников.

И действительно. Художники часто оказывались в плену волшебства театра. От великого Леонардо да Винчи до русских живописцев, Александа Бенуа, Ивана Билибина, Василия Васнецова и до художников наших дней. Спектакль для художника – как картина. И работа его идет в несколько этапов.

I ЭТАП. После прочтения пьесы драматургом, режиссером, художник делает эскизы в карандаше - первые наброски будущего спектакля.

II ЭТАП, После посещений репетиций спектакля – исправления и работа в цвете, где уже понятны стиль, эпоха. Это эскизы декораций. костюмов, грима, занавеса.

III ЭТАП. Делается макет со всеми элементами декораций, включая мебель (макет декорации есть в оформлении класса).

IV ЭТАП. Выполняются чертежи, после чего работы передаются в мастерские, где есть конструкторы, плотники, слесаря, которые изготовят все необходимое для спектакля.

V ЭТАП. Рисуют афишу, разрабатывают эскиз программки, билета.

Таким образом можно сказать, что язык изобразительного искусства в театре используется очень широко. Итак. Вы – художники театра. У нас бригады, которые работают над определенным заданием.

Первая бригада – выполняет афишу. Что означает слово «АФИША»?

18. Афиша – это объявление о спектакле, концерте, лекции.

УЧИТЕЛЬ. Вторая бригада – разрабатывает эскиз занавеса. Что означает слово «ЗАНАВЕС»?

19. Занавес – полотнище, закрывающая сцену от зрительного зала.

УЧИТЕЛЬ. Третья бригада – это художники-декораторы они выполняют эскизы декораций спектакля. Что означает слово «ДЕКОРАЦИЯ»?

20. Декорация – устанавливаемые на сцене живописные или архитектурные изображения места и обстановки театрального действия.

УЧИТЕЛЬ. Четвертая бригада – выполняет эскизы костюмов главных героев спектакля.

Что означает слово «КОСТЮМ»?

21. Костюм – одежда актера, которая должна отображать ту эпоху, которая отображена в пьесе.

УЧИТЕЛЬ. Спектакль, который мы будем готовить – это поэма Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила». Что вы знаете об этом произведении?

22. Поэма «Руслан и Людмила» была написана Пушкиным в 1820 году. После выхода в свет поэмы поэт Василий Жуковский подарил Пушкину портрет с надписью «Победителю ученике от побежденного учителя».

23. Незадолго до смерти Пушкина драматург Шаховской посоветовал композитору Михаилу Ивановичу Глинке написать оперу «Руслан и Людмила». Опера была написана и поставлена на сцене Большого театра 27 ноября 1842 года.

24. Поэт Одоевский писал: «Блеск и великолепие этого спектакля превосходили все . что доныне видели на российских сценах».

УЧИТЕЛЬ. Вот эти слова и дают вам старт, чтобы вы показали. В чем заключается работа театрального художника. Начинайте свою работу.

Самостоятельная работа учеников класса под музыку М.И. Глинки

По окончании эскизов ученики показывают всем выполненные работы.

УЧИТЕЛЬ. Жизнь спектакля мимолетна, 2-3 часа. И вы видите сколько сил вложено в него. От драматурга – к режиссеру, от режиссура – к художнику, композитору. актеру, и далее по цепочке – к главному судье, и главному своему участнику – ЗРИТЕЛЮ.

И БЛАГОДАРЯ ДУХОВНОЙ БЛИЗОСТИ ВСЕХ ЭТИХ ЛЮДЕЙ РОЖДАЕТСЯ ЧУДО СПЕКТАКЛЯ. А потом спектакль начинает жить не только на сцене…

Тихо звучит музыка М.И. Глинки (Финал оперы)

УЧИТЕЛЬ. Господин Актер, Ваш выход! Спектакль готов!

Выходит Актер

АКТЕР. Андрей Дементьев

В ЭТОТ САМЫЙ ТАИНСТВЕННЫЙ МИГ,
ПЕРЕД ТЕМ, КАК РАСПАХНУТА СЦЕНА,
ДО ТОГО. КАК ЕЩЕ НЕ ВОЗНИК
МИР, В КОТОРОМ ТВОРИТ МЕЛЬПОМЕНА.

ДУХ ТЕАТРА ВОЛШЕБНОЙ ИГРЫ,

ПРОБУЖДЕНИЙ, НАПОЛНЕННЫЙ ЗАЛОМ,
И НЕВИДИМЫЙ ВАМ ДО ПОРЫ,
Я ВЗЛЕТАЮ НАД СТАРЫМ ПОРТАЛОМ.

ВОЗНИКАЮ Я В СТУКЕ СЕРДЕЦ

И ВО ВЗМАХЕ ИГРЫ ДИРИЖЕРА
ПЕРЕД ТЕМ. КАК ПРИЙТИ, НАКОНЕЦ,
К ВАМ В ЗНАКОМОМ ОБЛИЧЬЕ АКТЕРА.

Музыка громче. Аплодисменты.

УЧИТЕЛЬ. Итак, на сегодняшнем уроке мы с вами узнали какова роль художника в театре и еще раз окунулись в мир кулис и волшебства. Спасибо всем. Урок окончен. До свидания.

Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ | Добавил: admin | Теги: искусство, конспект урока мировой художественн, Музыка, конспекты уроков скачать, эстетика, театр, урок МХК, культура, пособие для учителя
Просмотров: 5221 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru