Цели и задачи: выявить жанровые
признаки "Жития Сергия Радонежского”, доказать,
что жизнь Сергия является духовным и
общественным подвигом; закрепить осознание
восприятия определенных литературоведческих
терминов; развить умение воспринимать живопись и
литературу как единое целое; проследить
межпредметные связи
литература-МХК-история-география; отработать
умение анализа публицистической статьи.
Инновационные методы: Инвариантные и
вариантные типы заданий, дифференцированный
опрос, вопросы-ловушки, использование ИКТ.
Оборудование: учебники
"Древнерусская литература”. Составитель
Страхова Л.Д. М.: ООО "Издательство АСТ”, 2001;
икона/репродукция Сергия Радонежского;
иллюстрации к "Житию …”; ксерокопии статьи Н.В.
Давыдовой "Пути-дороги в сказке и житии”;
фотографии Радонежа и Сергиева Посада.
Ход урока
1. Объявление целей урока
Учитель: Сегодня на уроке русской
литературы мы продолжаем работу с текстом
"Жития Сергия Радонежского”, написанным
Епифанием Премудрым. В ходе работы постараемся
ответить на вопрос: можно ли назвать духовную и
общественную жизнь Сергия подвигом.
Вспоминаем:
- Каковы отличительные признаки жанра жития?
- С какой житийной литературой мы уже знакомы?
- "Узнайте” отрывки:
- "И этого святого не оставил в пренебрежении
Господь: проходящие мимо купцы, охотники и
пастухи иногда видели то огненный столп, то
горящие свечи или слышали пение ангелов”.
("Сказание о Борисе и Глебе”).
- "Вот тогда и услышал он о блаженном Антонии,
живущем в пещере, и поспешил, окрыленный
надеждой. Великий Антоний сказал: "Разве не
видишь пещеру эту: уныло место!” Это он говорил,
видя прозорливым оком, что тот создаст на этом
месте славный монастырь”. ("Житие Феодосия
Печерского”).
- "Случилось тогда дивное чудо. Князь, как живой,
сам протянул руку и принял грамоту от
митрополита”. ("Житие Александра Невского”).
2. Проверка домашнего задания
– Мини-доклады "Судьба монастырей, основанных
учениками Сергия”, иллюстрированные
репродукциями Симонова, Андроникова, Высоцкого,
Голутвинского и других монастырей.
3. Дифференцированная работа с учащимися
Класс разбивается на 3 группы, каждая группа
совместно готовит ответы на вопросы разного
уровня сложности:
- Укажите агиографические черты в "Житии Сергия
Радонежского”.
- Почему жизнь Сергия можно назвать духовным
подвигом? Ответы подтвердите цитатами из
"Жития…”.
- Почему жизнь Сергия можно назвать общественным
подвигом?
4. Работа с репродукциями к "Житию…”
Этот тип работы был предложен учащимся как
домашнее задание: найти в Интернете иллюстрации
и подобрать соответствующие цитаты из
"Жития…”.
5. Вопросы-ловушки
- В каком городе родился Сергий Радонежский?
- Что такое пустынь?
- Возможно ли в пустыни общественное служение?
- Как изменяется Сергий, став игуменом монастыря?
- Может ли Епифаний, прозванный Премудрым, быть
"незначительным и неразумным”, "бездеятельным
и безгласным”?
6. Художественные приемы
– Какие художественные приёмы, доказывающие,
что жизнь Сергия-подвиг, использует автор?
- "…родился от родителей благородных и
благоверных” (эпитет, инверсия)
- "И всячески он изнурял тело своё, и иссушал
плоть свою, и чистоту душевную и телесную без
осквернения соблюдал, и часто в тайном месте один
со слезами молился Богу…” (ряды однородных
членов)
- "Разве не были они братьями родными? Разве не
вместе решили обосноваться в малой той пустыни?
Как расстались друг с другом?” (ряд риторических
вопросов)
- "Блаженный же все испытания с радостью терпел,
а не протестовал, не унывал в трудностях”
(контекстуальные антонимы)
- "Этот преподобный отец воссиял в стране
Русской, как цветок прекрасный среди терниев и
колючек…” (сравнение)
- "…как светило светлое воссиял посреди тьмы и
мрака...” (тавтология)
7. Работа с публицистической статьёй
Н.В.Давыдовой "Пути-дороги в сказке и житии”
Пути
- дороги в сказке и в житии
Путь - это дорога, по которой идет человек с одного
места к другому, от дома к дому, или
переезжает из города в город. И что тут непонятного и над чем тут размышлять?
Да вот интересно! Отчего говорят порой о человеке, что
он прошел долгий жизненный
путь, а тот всю жизнь в своей деревне просидел и даже в соседнем городе не бывал. Так, конечно, редко
случается, но бывает. Значит, человек может пройти путь и не сходя с места? Значит,
путь - это не только странствия человека по дорогам, но и нечто иное?
Вспомни
волшебные сказки. Герой сказки обычно находится в пути. В странствиях проходит испытания, преодолевает
препятствия - хитростью, обманом или мечом побеждает врагов, достигает
своей цели. Начинает путь нищим, а заканчивает
богатым. Выходит в дорогу из крестьянской избы, а в конце сказки в царском
дворце мед и пиво пьет. Пускается в странствия Иванушкой - дурачком и вдруг мудрым Иваном царевичем оказывается. Трус в
сказке превращается в храброго воина, лентяй становится тружеником.
Как видишь, в странствиях сказочный герой не только
движется по дорогам, ходит
с места на место, но и сам меняется - совершает внутренний путь от глупости к мудрости, от трусости к храбрости.
А
вот одна из книг Библии - Евангелие - повествует о пути Богочеловека Иисуса Христа, который подобно герою сказки тоже
странствует по свету, да цель его пути совсем другая. Если герой сказки
готов принести в жертву всех, даже собственных
братьев, лишь бы получить царскую дочь и полцарства в придачу, Иисус Христос
добровольно идет на страшную мученическую смерть на кресте ради спасения людей от смерти, и не только близких
своих, но и совсем незнакомых. Странствуя
по земле, Он указывает людям путь к жизни вечной, к бессмертию - учит их
христианской жизни, проповедует законы этой жизни: любовь ко всем людям на свете
и не только к друзьям, но и врагам, терпение, смирение, недопустимость убийства. Запрещают заповеди ненависть, вражду,
воровство ...
По-разному читают люди Евангелие. Одни отрицают, другие
принимают. Конечно, человек способен
верить или не верить Евангельскому рассказу. Как свободен и в выборе пути: получить ли царскую дочь, власть, богатство, раздобыть
все эти блага, или встать на
христианский путь - отказаться от вражды, ненависти, богатства ради будущего духовного бытия.
Согласись, выбор пути - не простой выбор. Человек порой не сомневается в верности христианского пути, но следует
другому. Уж очень соблазнительно
бывает пожить весело и богато, не задумываясь о будущем.
Категория пути - важнейшая в древнерусской
житийной литературе. Жанр жития повествует
о пути нравственного, духовного совершенствования человека, дает образец такого
пути. Это проповедь христианского учения на конкретном примере жизни святого.
У автора жития - агиографа не было сомнений в том, что
христианский путь должен
стать образцом жизни, что воплощение его возможно и необходимо в жизни каждого конкретного человека и общества ... Вот и
решился Епифаний поведать людям о житии
Сергия Радонежского, который шел по пути, указанному Иисусом Христом, не отступая от него, как бы тяжело порой
это ни было.
Н.В. Давыдова
Выясняя идейное содержание статьи, отвечаем на
вопросы:
- Каковы трактовки "пути” в сказке, Библии и
житии?
- Какие эпизоды Библии интерпретированы в
"Житии…”?
- Какой путь выбрал Сергий?
- Считает ли автор статьи такой выбор подвигом?
8. Завершение работы с текстом "Жития Сергия
Радонежского”. Самостоятельная работа
«Житие Сергия
Радонежского»
Иноческая жизнь Сергия
началась на горе……………………………………………………..,
где он построил келью и
церковь во имя ……………………………………………………………. .
Впоследствии на этом месте
вырастает………………………………………………………………..
монастырь. Сергий становится…………………………………………………………………………
монастыря по просьбе
митрополита…………………………………………………………………...
Сергий основал также
монастырь на реке………………………………………………………….., а его ученики - ……………………………………………………………..,
……………………………. ……………………………………………………………………………………………….монастыри.
Сергий обладал пророческим
даром:…………………………………………………………….
…………………………………………………………………,
совершал чудеса: …………………..
…………………………………………………………,……………………
Именно Сергий благословил…………………………………………………………………..на
борьбу с татаро-монголами.
Он дал ему двух иноков - ………………………………………………
………………………………….и………………………………………..
.
Сергий был скромен: запретил
рассказывать о чудесах, отказался от сана…………………..
…………………………………………………………………………………………………………….
Епифаний Премудрый написал «Житие Сергия Радонежского» известным в то
время стилем …………………………………………………………………………………………………
– В качестве домашнего задания можно
предложить написать эссе: "Что нового я узнал(а)
во время экскурсии в Сергиев Посад?” или "Мои
впечатления от экскурсии в Сергиев Посад”. |