Цели и задачи: выявить жанровые
признаки "Жития Сергия Радонежского”, доказать,
что жизнь Сергия является духовным и
общественным подвигом; закрепить осознание
восприятия определенных литературоведческих
терминов; развить умение воспринимать живопись и
литературу как единое целое; проследить
межпредметные связи
литература-МХК-история-география; отработать
умение анализа публицистической статьи. 
Инновационные методы: Инвариантные и
вариантные типы заданий, дифференцированный
опрос, вопросы-ловушки, использование ИКТ. 
Оборудование: учебники
"Древнерусская литература”. Составитель
Страхова Л.Д. М.: ООО "Издательство АСТ”, 2001;
икона/репродукция Сергия Радонежского;
иллюстрации к "Житию …”; ксерокопии статьи Н.В.
Давыдовой "Пути-дороги в сказке и житии”;
фотографии Радонежа и Сергиева Посада. 
 Ход урока
1. Объявление целей урока
Учитель: Сегодня на уроке русской
литературы мы продолжаем работу с текстом
"Жития Сергия Радонежского”, написанным
Епифанием Премудрым. В ходе работы постараемся
ответить на вопрос: можно ли назвать духовную и
общественную жизнь Сергия подвигом. 
Вспоминаем:
 - Каковы отличительные признаки жанра жития?
 - С какой житийной литературой мы уже знакомы?
 - "Узнайте” отрывки:
 
 - "И этого святого не оставил в пренебрежении
 Господь: проходящие мимо купцы, охотники и
 пастухи иногда видели то огненный столп, то
 горящие свечи или слышали пение ангелов”.
 ("Сказание о Борисе и Глебе”).
 - "Вот тогда и услышал он о блаженном Антонии,
 живущем в пещере, и поспешил, окрыленный
 надеждой. Великий Антоний сказал: "Разве не
 видишь пещеру эту: уныло место!” Это он говорил,
 видя прозорливым оком, что тот создаст на этом
 месте славный монастырь”. ("Житие Феодосия
 Печерского”).
 - "Случилось тогда дивное чудо. Князь, как живой,
 сам протянул руку и принял грамоту от
 митрополита”. ("Житие Александра Невского”).
 
  
2. Проверка домашнего задания
– Мини-доклады "Судьба монастырей, основанных
учениками Сергия”, иллюстрированные
репродукциями Симонова, Андроникова, Высоцкого,
Голутвинского и других монастырей.  
3. Дифференцированная работа с учащимися
Класс разбивается на 3 группы, каждая группа
совместно готовит ответы на вопросы разного
уровня сложности:
 - Укажите агиографические черты в "Житии Сергия
 Радонежского”.
 - Почему жизнь Сергия можно назвать духовным
 подвигом? Ответы подтвердите цитатами из
 "Жития…”.
 - Почему жизнь Сергия можно назвать общественным
 подвигом?
 
  
4. Работа с репродукциями к "Житию…”
  Этот тип работы был предложен учащимся как
домашнее задание: найти в Интернете иллюстрации
и подобрать соответствующие цитаты из
"Жития…”. 
5. Вопросы-ловушки
- В каком городе родился Сергий Радонежский?
 - Что такое пустынь?
 - Возможно ли в пустыни общественное служение?
 - Как изменяется Сергий, став игуменом монастыря?
 - Может ли Епифаний, прозванный Премудрым, быть
 "незначительным и неразумным”, "бездеятельным
 и безгласным”?
 
  
6. Художественные приемы
– Какие художественные приёмы, доказывающие,
что жизнь Сергия-подвиг, использует автор?
 - "…родился от родителей благородных и
 благоверных” (эпитет, инверсия)
 - "И всячески он изнурял тело своё, и иссушал
 плоть свою, и чистоту душевную и телесную без
 осквернения соблюдал, и часто в тайном месте один
 со слезами молился Богу…” (ряды однородных
 членов)
 - "Разве не были они братьями родными? Разве не
 вместе решили обосноваться в малой той пустыни?
 Как расстались друг с другом?” (ряд риторических
 вопросов)
 - "Блаженный же все испытания с радостью терпел,
 а не протестовал, не унывал в трудностях”
 (контекстуальные антонимы)
 - "Этот преподобный отец воссиял в стране
 Русской, как цветок прекрасный среди терниев и
 колючек…” (сравнение)
 - "…как светило светлое воссиял посреди тьмы и
 мрака...” (тавтология)
 
  
7. Работа с публицистической статьёй
Н.В.Давыдовой "Пути-дороги в сказке и житии”
 
 
 Пути
- дороги в сказке и в житии 
Путь - это дорога, по которой идет человек с одного
места к другому, от дома к дому, или
переезжает из города в город. И что тут непонятного и над чем тут размышлять? 
Да вот интересно! Отчего говорят порой о человеке, что
он прошел долгий жизненный
путь, а тот всю жизнь в своей деревне просидел и даже в соседнем городе не бывал. Так, конечно, редко
случается, но бывает. Значит, человек может пройти путь и не сходя с места? Значит,
путь - это не только странствия человека по дорогам, но и нечто иное? 
Вспомни
волшебные сказки. Герой сказки обычно находится в пути. В странствиях проходит испытания, преодолевает
препятствия - хитростью, обманом или мечом побеждает врагов, достигает
своей цели. Начинает путь нищим, а заканчивает
богатым. Выходит в дорогу из крестьянской избы, а в конце сказки в царском
дворце мед и пиво пьет. Пускается в странствия Иванушкой - дурачком и вдруг мудрым Иваном царевичем оказывается. Трус в
сказке превращается в храброго воина, лентяй становится тружеником. 
Как видишь, в странствиях сказочный герой не только
движется по дорогам, ходит
с места на место, но и сам меняется - совершает внутренний путь от глупости к мудрости, от трусости к храбрости. 
А
вот одна из книг Библии - Евангелие - повествует о пути Богочеловека Иисуса Христа, который подобно герою сказки тоже
странствует по свету, да цель его пути совсем другая. Если герой сказки
готов принести в жертву всех, даже собственных
братьев, лишь бы получить царскую дочь и полцарства в придачу, Иисус Христос
добровольно идет на страшную мученическую смерть на кресте ради спасения людей от смерти, и не только близких
своих, но и совсем незнакомых. Странствуя
по земле, Он указывает людям путь к жизни вечной, к бессмертию - учит их
христианской жизни, проповедует законы этой жизни: любовь ко всем людям на свете
и не только к друзьям, но и врагам, терпение, смирение, недопустимость убийства. Запрещают заповеди ненависть, вражду,
воровство ... 
По-разному читают люди Евангелие. Одни отрицают, другие
принимают. Конечно, человек способен
верить или не верить Евангельскому рассказу. Как свободен и в выборе пути: получить ли царскую дочь, власть, богатство, раздобыть
все эти блага, или встать на
христианский путь - отказаться от вражды, ненависти, богатства ради будущего духовного бытия.
Согласись, выбор пути - не простой выбор. Человек порой не сомневается в верности христианского пути, но следует
другому. Уж очень соблазнительно
бывает пожить весело и богато, не задумываясь о будущем. 
Категория пути - важнейшая в древнерусской
житийной литературе. Жанр жития повествует
о пути нравственного, духовного совершенствования человека, дает образец такого
пути. Это проповедь христианского учения на конкретном примере жизни святого.  
У автора жития - агиографа не было сомнений в том, что
христианский путь должен
стать образцом жизни, что воплощение его возможно и необходимо в жизни каждого конкретного человека и общества ... Вот и
решился Епифаний поведать людям о житии
Сергия Радонежского, который шел по пути, указанному Иисусом Христом, не отступая от него, как бы тяжело порой
это ни было. 
 Н.В. Давыдова
 
 
 Выясняя идейное содержание статьи, отвечаем на
вопросы:
 - Каковы трактовки "пути” в сказке, Библии и
 житии?
 - Какие эпизоды Библии интерпретированы в
 "Житии…”?
 - Какой путь выбрал Сергий?
 - Считает ли автор статьи такой выбор подвигом?
 
  
8. Завершение работы с текстом "Жития Сергия
Радонежского”. Самостоятельная работа
 
 
 «Житие Сергия
Радонежского» 
Иноческая жизнь Сергия
началась на горе…………………………………………………….., 
где он построил келью и
церковь во имя ……………………………………………………………. . 
Впоследствии на этом месте
вырастает……………………………………………………………….. 
монастырь. Сергий становится………………………………………………………………………… 
монастыря по просьбе
митрополита…………………………………………………………………... 
Сергий основал также
монастырь на реке………………………………………………………….., а его ученики - ……………………………………………………………..,
……………………………. ……………………………………………………………………………………………….монастыри.  
Сергий обладал пророческим
даром:……………………………………………………………. 
…………………………………………………………………,
совершал чудеса: ………………….. 
…………………………………………………………,…………………… 
Именно Сергий благословил…………………………………………………………………..на 
борьбу с татаро-монголами.
Он дал ему двух иноков - ……………………………………………… 
………………………………….и………………………………………..
. 
Сергий был скромен: запретил
рассказывать о чудесах, отказался от сана………………….. 
…………………………………………………………………………………………………………….
 
Епифаний Премудрый написал «Житие Сергия Радонежского» известным в то
время стилем …………………………………………………………………………………………………  
  
– В качестве домашнего задания можно
предложить написать эссе: "Что нового я узнал(а)
во время экскурсии в Сергиев Посад?” или "Мои
впечатления от экскурсии в Сергиев Посад”. 
	
	
	 |