Понедельник, 06.05.2024, 04:04                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [51]

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » МХК » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Духовный и общественный подвиг Сергия Радонежского
16.08.2012, 12:45

Цели и задачи: выявить жанровые признаки "Жития Сергия Радонежского”, доказать, что жизнь Сергия является духовным и общественным подвигом; закрепить осознание восприятия определенных литературоведческих терминов; развить умение воспринимать живопись и литературу как единое целое; проследить межпредметные связи литература-МХК-история-география; отработать умение анализа публицистической статьи.

Инновационные методы: Инвариантные и вариантные типы заданий, дифференцированный опрос, вопросы-ловушки, использование ИКТ.

Оборудование: учебники "Древнерусская литература”. Составитель Страхова Л.Д. М.: ООО "Издательство АСТ”, 2001; икона/репродукция Сергия Радонежского; иллюстрации к "Житию …”; ксерокопии статьи Н.В. Давыдовой "Пути-дороги в сказке и житии”; фотографии Радонежа и Сергиева Посада.

Ход урока

1. Объявление целей урока

Учитель: Сегодня на уроке русской литературы мы продолжаем работу с текстом "Жития Сергия Радонежского”, написанным Епифанием Премудрым. В ходе работы постараемся ответить на вопрос: можно ли назвать духовную и общественную жизнь Сергия подвигом.

Вспоминаем:

  • Каковы отличительные признаки жанра жития?
  • С какой житийной литературой мы уже знакомы?
  • "Узнайте” отрывки:
  1. "И этого святого не оставил в пренебрежении Господь: проходящие мимо купцы, охотники и пастухи иногда видели то огненный столп, то горящие свечи или слышали пение ангелов”. ("Сказание о Борисе и Глебе”).
  2. "Вот тогда и услышал он о блаженном Антонии, живущем в пещере, и поспешил, окрыленный надеждой. Великий Антоний сказал: "Разве не видишь пещеру эту: уныло место!” Это он говорил, видя прозорливым оком, что тот создаст на этом месте славный монастырь”. ("Житие Феодосия Печерского”).
  3. "Случилось тогда дивное чудо. Князь, как живой, сам протянул руку и принял грамоту от митрополита”. ("Житие Александра Невского”).

2. Проверка домашнего задания

– Мини-доклады "Судьба монастырей, основанных учениками Сергия”, иллюстрированные репродукциями Симонова, Андроникова, Высоцкого, Голутвинского и других монастырей.

3. Дифференцированная работа с учащимися

Класс разбивается на 3 группы, каждая группа совместно готовит ответы на вопросы разного уровня сложности:

  • Укажите агиографические черты в "Житии Сергия Радонежского”.
  • Почему жизнь Сергия можно назвать духовным подвигом? Ответы подтвердите цитатами из "Жития…”.
  • Почему жизнь Сергия можно назвать общественным подвигом?

4. Работа с репродукциями к "Житию…”

  Этот тип работы был предложен учащимся как домашнее задание: найти в Интернете иллюстрации и подобрать соответствующие цитаты из "Жития…”.

5. Вопросы-ловушки

  1. В каком городе родился Сергий Радонежский?
  2. Что такое пустынь?
  3. Возможно ли в пустыни общественное служение?
  4. Как изменяется Сергий, став игуменом монастыря?
  5. Может ли Епифаний, прозванный Премудрым, быть "незначительным и неразумным”, "бездеятельным и безгласным”?

6. Художественные приемы

– Какие художественные приёмы, доказывающие, что жизнь Сергия-подвиг, использует автор?

  • "…родился от родителей благородных и благоверных” (эпитет, инверсия)
  • "И всячески он изнурял тело своё, и иссушал плоть свою, и чистоту душевную и телесную без осквернения соблюдал, и часто в тайном месте один со слезами молился Богу…” (ряды однородных членов)
  • "Разве не были они братьями родными? Разве не вместе решили обосноваться в малой той пустыни? Как расстались друг с другом?” (ряд риторических вопросов)
  • "Блаженный же все испытания с радостью терпел, а не протестовал, не унывал в трудностях” (контекстуальные антонимы)
  • "Этот преподобный отец воссиял в стране Русской, как цветок прекрасный среди терниев и колючек…” (сравнение)
  • "…как светило светлое воссиял посреди тьмы и мрака...” (тавтология)

7. Работа с публицистической статьёй Н.В.Давыдовой "Пути-дороги в сказке и житии”


Пути - дороги в сказке и в житии

Путь - это дорога, по которой идет человек с одного места к другому, от дома к дому, или переезжает из города в город. И что тут непонятного и над чем тут размышлять?

Да вот интересно! Отчего говорят порой о человеке, что он прошел долгий жизненный путь, а тот всю жизнь в своей деревне просидел и даже в соседнем городе не бывал. Так, конечно, редко случается, но бывает. Значит, человек может пройти путь и не сходя с места? Значит, путь - это не только странствия человека по дорогам, но и нечто иное?

Вспомни волшебные сказки. Герой сказки обычно находится в пути. В странствиях проходит испытания, преодолевает препятствия - хитростью, обманом или мечом побеждает врагов, достигает своей цели. Начинает путь нищим, а заканчивает богатым. Выходит в дорогу из крестьянской избы, а в конце сказки в царском дворце мед и пиво пьет. Пускается в странствия Иванушкой - дурачком и вдруг мудрым Иваном царевичем оказывается. Трус в сказке превращается в храброго воина, лентяй становится тружеником.

Как видишь, в странствиях сказочный герой не только движется по дорогам, ходит с места на место, но и сам меняется - совершает внутренний путь от глупости к мудрости, от трусости к храбрости.

А вот одна из книг Библии - Евангелие - повествует о пути Богочеловека Иисуса Христа, который подобно герою сказки тоже странствует по свету, да цель его пути совсем другая. Если герой сказки готов принести в жертву всех, даже собственных братьев, лишь бы получить царскую дочь и полцарства в придачу, Иисус Христос добровольно идет на страшную мученическую смерть на кресте ради спасения людей от смерти, и не только близких своих, но и совсем незнакомых. Странствуя по земле, Он указывает людям путь к жизни вечной, к бессмертию - учит их христианской жизни, проповедует законы этой жизни: любовь ко всем людям на свете и не только к друзьям, но и врагам, терпение, смирение, недопустимость убийства. Запрещают заповеди ненависть, вражду, воровство ...

По-разному читают люди Евангелие. Одни отрицают, другие принимают. Конечно, человек способен верить или не верить Евангельскому рассказу. Как свободен и в выборе пути: получить ли царскую дочь, власть, богатство, раздобыть все эти блага, или встать на христианский путь - отказаться от вражды, ненависти, богатства ради будущего духовного бытия. Согласись, выбор пути - не простой выбор. Человек порой не сомневается в верности христианского пути, но следует другому. Уж очень соблазнительно бывает пожить весело и богато, не задумываясь о будущем.

Категория пути - важнейшая в древнерусской житийной литературе. Жанр жития повествует о пути нравственного, духовного совершенствования человека, дает образец такого пути. Это проповедь христианского учения на конкретном примере жизни святого.

У автора жития - агиографа не было сомнений в том, что христианский путь должен стать образцом жизни, что воплощение его возможно и необходимо в жизни каждого конкретного человека и общества ... Вот и решился Епифаний поведать людям о житии Сергия Радонежского, который шел по пути, указанному Иисусом Христом, не отступая от него, как бы тяжело порой это ни было.

 Н.В. Давыдова


Выясняя идейное содержание статьи, отвечаем на вопросы:

  1. Каковы трактовки "пути” в сказке, Библии и житии?
  2. Какие эпизоды Библии интерпретированы в "Житии…”?
  3. Какой путь выбрал Сергий?
  4. Считает ли автор статьи такой выбор подвигом?

8. Завершение работы с текстом "Жития Сергия Радонежского”. Самостоятельная работа


«Житие Сергия Радонежского»

Иноческая жизнь Сергия началась на горе……………………………………………………..,

где он построил келью и церковь во имя ……………………………………………………………. .

Впоследствии на этом месте вырастает………………………………………………………………..

монастырь. Сергий становится…………………………………………………………………………

монастыря по просьбе митрополита…………………………………………………………………...

Сергий основал также монастырь на реке………………………………………………………….., а его ученики - …………………………………………………………….., ……………………………. ……………………………………………………………………………………………….монастыри.

Сергий обладал пророческим даром:…………………………………………………………….

…………………………………………………………………, совершал чудеса: …………………..

…………………………………………………………,……………………

Именно Сергий благословил…………………………………………………………………..на

борьбу с татаро-монголами. Он дал ему двух иноков - ………………………………………………

………………………………….и……………………………………….. .

Сергий был скромен: запретил рассказывать о чудесах, отказался от сана…………………..

…………………………………………………………………………………………………………….

Епифаний Премудрый написал «Житие Сергия Радонежского» известным в то время стилем ………………………………………………………………………………………………… 


– В качестве домашнего задания можно предложить написать эссе: "Что нового я узнал(а) во время экскурсии в Сергиев Посад?” или "Мои впечатления от экскурсии в Сергиев Посад”.

Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ | Добавил: admin | Теги: искусство, конспект урока мировой художественн, Музыка, конспекты уроков скачать, эстетика, театр, культура, пособие для учителя, урок МХК
Просмотров: 2929 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru