Цель урока: раскрыть понятие русской
"духовности".
Задачи:
- выявить свидетельства единения человеческого и
природного в культуре русского крестьянства;
- найти средства художественно - эмоциональной
выразительности в народных и профессиональных
произведениях различных видов искусств;
- проанализировать информацию с позиций духовно
- нравственной ценности художественных образов.
Оборудование:
- доска, музыкальный центр с аудиокассетами (Н.А.
Римский-Корсаков, "Сказание о невидимом граде
Китеже", музыкальные картины из оперы; П.И.
Чайковский "Утренняя молитва" из "Детского
альбома"),
- слайд - проектор - слайды:
- св. великомученик Феодор Тирон,
- Б.М. Кустодиев "Масленица",
- В.Г. Петров "Тройка",
- декорации И.С. Глазунова к опере "Сказание о
невидимом граде Китеже";
- тетради для учеников.
Ход урока
Вводная беседа
Учитель: "Духовно богатый человек". Что вы
понимаете под этим понятием?
Дети: Человек с доброй душой. Очень добрый
человек.
Учитель: "У души, как у тела, есть своя
гимнастика, без которой душа чахнет, впадает в
апатию бездействия:" - так сказал об этом В. Г.
Белинский. Вы согласны с этими словами?
Дети: Да, согласны. Добрые дела - это гимнастика
для души. Чем больше ты сделаешь добрых дел, тем
добрее ты будешь:
Учитель: Духовность - это то, что ощущает душой
человек, богатство или бедность человеческой
души, человеческое мировоззрение. Русское
мировоззрение складывалось и определялось под
влиянием крестьянства. Русское крестьянство
являлось создателем народных традиций, идеалов,
ценностей. На каких уроках вы говорили об этом?
(Слайд 3).
Дети: На уроках рисования, музыки, литературы.
Учитель: О каком народном творчестве вы
упоминали на этих предметах.
Дети: На уроках музыки мы слушали народные
песни, на уроках литературы - сказки, былины, на
уроках рисования мы изображали матрёшек, русские
праздники (масленицу, рождество).
Активизация имеющихся знаний
Учащимся предлагается выбрать правильный
ответ на вопросы по истории, музыке, литературе,
изобразительному искусству:
1."Слово о полку Игореве" было написано:
- после правления Ярослава Мудрого
- в годы правления Владимира Мономаха
- во время княжения Всеволода Большое Гнездо
2. В каких музыкальных произведениях
встречаются сюжетные зарисовки народного обряда
"Масленица"?
- "Снегурочка" Римского-Корсакова
- "Кикимора" А.К. Лядова
- "Петрушка" И. Стравинского
- "Жар-птица" И. Стравинского
3. Древнейшей летописью, дошедшей до нас
является:
- "Слово о законе и благодати"
- "Слово о полку Игореве"
- "Повесть временных лет"
- "Чтение о житии и погублении"
4. Какое из музыкальных произведений рождается
благодаря устному народному творчеству?
- "Жаворонок" М.И. Глинка
- "Кикимора" А.К. Лядова
- "И. Сусанин"" М.И. Глинка
- "Картинки с выставки" М.П. Мусоргский
Учитель: В вопросах, предложенных вам, вы
выбирали народные произведения и произведения
профессиональные, созданные благодаря
существованию народного творчества.
Изучение нового материала.
Учитель:
Народное творчество продолжало процветать в
период татаро-монгольского ига. Обращение к
былинам и сказаниям, в которых ярко описывались
битвы с врагами Руси, придавало русским людям
новые силы. Древние былины, легенды, сказания
обрели глубокий смысл, зажили второй жизнью.
Например, легенда "Сказание о невидимом граде
Китеже", городе, ушедшем на дно озеро вместе со
своими храбрыми защитниками, не сдавшимися
врагам, и ставшем для них невидимым, звала
русских людей на борьбу за свержение
ненавистного золотоордынского ига (слайд 8).
Далее следует показ декораций художников к
опере Н.А. Римского-Корсакова, слушание
"Сказание о невидимом граде Китеже",
музыкальные картины из оперы, чтение фрагмента
романа М. Зуева-Ордынца "Сказание о граде Ново -
Китеже".
Беседа о средствах выразительности каждого
вида искусства и о сопоставлении разных эпох как
в романе, так и в рождении на свет произведений
искусств. Упоминание о многократном
переписывании легенды различными авторами.
схемы, созданные на уроке детьми:
Учитель: Огромную роль в создании таблиц
сыграло ваше воображение, заложенное в вас
природными данными. Крестьяне постоянно ощущали
тесную живую связь с природой. Создавая сказки,
песни человек делал природу соучастницей
событий.
Вспомните народные песни, дошедшие до нас.
Исполняем песню "Зелёная рощица", "Земелюшка
- чернозём".
Беседуем о жанровой принадлежности песен.
Песню "Земелюшка - чернозём" украшаем
шумящими инструментами.
Говорим о "невозможности" украшения этой
песни, если человек исполняет её при работе в
поле. Определяем главную роль данной песни в
жизни человека.
Песню "Зелёная рощица" характеризуем как
протяжную.
Учитель: То, что протяжный, долгий звук красивее
и выразительнее короткого, отрывистого, человек
понял уже давно. Очевидно моля, заклиная о чём-то
невидимых духов, он пробовал тянуть звук,
старался делать свой голос звучным, певучим.
Самые древние песни, которые мы знаем, - это
именно заклинания духов. В языческих обрядах
часто звучат молящие, долгие песни, вернее звуки.
В свои владения скоро вступит весна. При
закликании весны тоже был необходим долгий
распев: Весна, Весна красная!
Приди, Весна, с радостью: (исполняет учитель)
В древности обряд закликания совершали
взрослые, со временем же его основными
участниками стали дети, а заклички вошли в
детский фольклор как самостоятельный жанр.
Девицы часто совершали заклички, стоя на высоких
местах, пригорках крышах, глядя на восток, поют:
Весна,
Весна красная!
Приди, Весна, с радостью,
С великою милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными: (исполняем вместе)
В годовом круговороте крестьянин наблюдал
определенную закономерность - встреча весны,
время урожая, приход зимы и т.д. Такое повторение
наблюдалось из года в год. Поэтому складывались
календарные циклы, о которых вы уже слышали. Они
сопровождались религиозными праздниками и
обрядами, суевериями, обычаями, многие из которых
восходили к первобытной вере в зависимость жизни
человека, его судьбы и хозяйства от
сверхъестественных сил.
Христианская церковь гармонично вливалась в
этот цикл.
Вчера был 17-й день февраля. В этот день люди
вспоминают имена многих святых, а их не мало.
Например, имя св. великомученика Феодора Тирона. (Рассказ
учителя и звучание произведения П.И. Чайковского
"Утренняя молитва" из "Детского альбома"). В
городе Амасии, в Понтийской области, во время
гонения императора Максимиана (286-305 гг.) воин
Феодор (Федор) вместе с другими христианами был
принуждаем отречься от Христа и принести жертву
идолам. Оказавшись исполнить это, Феодор был
подвергнут жестоким мучениям и заключен в
темницу. Здесь во время молитвы он был утешен
чудесным явлением Господа Иисуса Христа. Через
некоторое временя мученика вывели из темницы и
разными пытками снова принуждали отречься от
Христа. Наконец, видя непреклонность мученика
правитель приговорил его к сожжению. Святой
Феодор сам бестрепетно взошел на костер, и здесь
с молитвой и славословием предал свою душу Богу.
Православная церковь ежегодно отмечает память
великомученика Феодора Тирона в первую субботу
Великого поста.
Часто христианские имена и названия получали
наименования, лишь внешне связанные с
церковными, а по содержанию - языческие, близкие и
понятные крестьянству.
Несмотря на то, что мы считаем себя
современными людьми, мы часто задаём себе
вопросы и не находим ответы, мы подвержены
суевериям и испытываем страх перед
необъяснимыми явлениями.
В давние времена у нас был бы не февраль, как мы
называем один из зимних месяцев, а снежень,
вероятно - от снежного времени. Очень хорошо
прижились в народе некоторые приметы.
Сегодня 18 февраля - день святой Агафии -
поминальницы. В этот день принято поминать
усопших родителей и родственников.
А по народным легендам в этот день ходит по
домам "Коровья Смерть" - старуха, которая морит
всякую бесхозную животину. Поэтому вечерком люди
заговаривали живность от болезней, стараясь её
уберечь.
Многие современные люди не желают расставаться
с приметами. Помнят буквально все.
Контроль.
Обратимся и мы к своей памяти, но будем
вспоминать не только приметы.
Мы вспомним события, о которых говорили
сегодня, заполним таблицу:
Вопросы Ответы |
Какие события обязательно упоминались
в былинах, легендах, сказаниях? Почему они
приобретают вторую жизнь? |
|
Какое предназначение выполняли долгие,
протяжные музыкальные звуки при обращении
человека к природе? |
|
Каким событиям был посвящён месяц
февраль? |
|
Вспомни случаи из своей жизни или из
жизни друзей и запиши некоторые приметы. |
|
Вспомни некоторые даты русских
праздников, событий и запиши их в определённом
людьми порядке. |
|
Таблица у каждого ученика.
Подведение итогов.
Учитель: У нас сегодня на уроке была добрая
атмосфера. Каждый испытал особые, неповторимые
чувства. Вы поделитесь ими чуть позже.
А пока попробуйте дать ответ на этот вопрос: что
станет с человеком, если отнять у него все, что
нематериально, - память, чувство, совесть, мысль?
Дети: Он будет существовать как трава,
растение:, никогда не станет духовно богатым.
Рефлексия.
Повторно звучит "Молитва" П.И. Чайковского.
Учитель: Сейчас, пока звучит музыка я прошу вас
записать в тетрадь состояния души, которые вы
испытали во время урока и рядом с ними
произведения, причину, примету или высказывание,
натолкнувшие вас на эти состояния (слайд 15).
Это некоторые записи из тетрадей:
печаль - когда слушал "молитву",
было страшно - ходит по домам "Коровья
Смерть",
нежность - когда звучала молитва,
волнение, храбрость, страх - когда был
рассказ о святом мученике,
радость - зовут весну, песня "Земелюшка -
чернозём"
|