Цели:  
- Приобщение к исконно русской культуре, приобщение к духовной
 музыке, к русским истокам, дающим нашим предкам и нам лад в душе и
 мире;
 - Прививать детям чувство любви к русской культуре, бережного отношения друг к другу;
 - Продолжить эстетическое и нравственное воспитание учащихся на поэтических текстах художественной литературы.
 
  
Эпиграфы:  
 Россия вспрянет ото сна… А.С.Пушкин 
 
 
 Русь! Русь! Вижу тебя из моего прекрасного далёка… Н.В.Гоголь. 
 
                                                                                                                                
 Душе моя, душе моя, восстании, что спиши?..                                                                                                                                                                      (строки из Евангелия)
 
 
 Ход урока 
 1. Сообщение темы и целей урока. Работа с эпиграфами. 
  
 2. Вступительное слово учителя литературы 
  
 Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок, интегрированный. Мы 
долго думали, как назвать наш урок. Сначала мы хотели назвать его «Лики
 святых», потому что разговор на нашем уроке мы поведём о духовной 
литературе, духовной музыке, о духовном искусстве. 
  
 Но ведь духовное искусство всегда призывало к доброте, и мы решили назвать его «Доброта спасёт мир».
  
 Наш урок мне хотелось бы начать словами замечательного русского писателя Н.В.Гоголя (звучат слова Н.В.Гоголя)
  
 - Как вы думаете, ребята, что же это за тайная сила, которая влечёт? Что зовёт и рыдает, и хватает за сердце? (любовь к Родине)
  
 Без любви к Родине человек не состоится. А любовь неразрывно связана с
 добротой. Человек, любящий свою Родину, должен быть добрым, должен 
быть патриотом своей страны. Доброта и Родина – два понятия, которые 
сливаются воедино.
  
 Христианство появилось на Руси более 1000 лет назад. В городах, 
сёлах, даже маленьких деревушках строились церкви. Они вписывались в 
ландшафт. Всё было органично взаимосвязано. И звучали колокола, этот 
звон называли колокольным, а ещё малиновым. Он звучал красиво, 
торжественно, вдохновенно. Вот как об этом в своём стихотворении 
написал русский поэт К.Романов. (Чтение стихотворения К.Романова «Вот и опять колокола»)
  
 3. Учитель музыки 
  
 Воду из колодца надо черпать, сама она в рот к нам не течёт. Так и 
живительная влага духовной культуры, духовного искусства, духовной 
музыки сама собой не придёт к нам. «Лишь к отворившему мне…». Пусть та 
духовная музыка, которую вы, ребята, будете слушать на этом уроке, будет
 первым лучиком, возвещающим о приближении солнца. Пусть этот лучик 
коснётся ваших душ и хотя бы на миг поможет им оттаять. (Звучит музыка «Господи, помилуй». На её фоне читаются строки из Евангелия)
  
 4. Учитель литературы 
  
 Люди празднуют дни рождения своих родных и близких. Но кто может быть
 роднее и ближе заступницы и покровительницы всего рода христианского –
 Богоматери? Тем более, что Россия издавна считалась «домом 
Богородицы». Именно к Богоматери обращался русский человек в самые 
трудные минуты своей жизни, как ребёнок, который бросается к матери при
 виде любой опасности. 
  
 Послушайте притчу о том, как люди терпели на море бедствие.
  
 Была ночь, было бурное море, волны и ветры готовы были 
поглотить плывущих по морю. Но к этому бедствию прибавилось ещё одно – 
люди потеряли дорогу, они не знали, где берег, куда плыть, где 
спасение. И вдруг увидели свет маяка – там берег, там спасение. 
Рождество Богородицы было тем светом для рода человеческого. Среди тьмы 
 загорелась звёздочка, за которой вскоре появилось солнце правды – 
солнце спасения. Отсюда и название Христа – Спас, Спаситель.
  
 Вглядитесь в любую икону Богородицы. Почему взгляды Марии и Младенца 
не встречаются? Не сливаются и не единятся? Это одна из важнейших тайн 
иконы. Икона всегда обращена к молящемуся, всегда включает стоящего 
перед ней человека в своё пространство, входит с ним в общение. Взгляды
 Марии и младенца обращены к нам (звучит стихотворение М.Ю.Лермонтова «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»). 
 5. Учитель музыки 
  
 Слушая духовную музыку или рассматривая древнерусские иконы, мы не 
столько должны эстетически насладиться, сколько пытаться войти внутрь 
этой музыки, внутрь этой иконы и там изнутри, из глубины стараться 
вникнуть в душу произведения, потому что именно к тебе, к тебе, а ни к 
кому другому, это искусство обращено в данный момент. Именно ты должен 
решить для себя эти вечные вопросы добра и зла, любви и предательства, 
которые несёт нам духовная связь. 
  
 Произведение Ф.Шуберта «Аве Мария» - шедевр классической и духовной 
музыки – это торжественный и вместе с тем проникновенный гимн женской 
красоте. доброте и благородству. (Звучит «Аве Мария»)
  
 6. Учитель литературы читает притчу о сеятеле. 
  
 М.Цветаева писала: «Я не думаю, я слушаю. Потом ищу точного 
воплощения в слове. Получается ледяная броня формулы, под которой 
только – сердце». (Звучит стихотворение М.Цветаевой «Ты проходишь на запад от солнца»)
  
 7. Учитель музыки 
  
 Приобщение к духовной музыке тесно связано с приобщением к исконной 
русской культуре, истории, к нашим истокам, которые давали нашим 
предкам лад в душе и в мире. «Мир всем!» - обращается священник в 
храме. «Мир всем» несёт духовная музыка. И нам лишь нужно сохранить этот
 мир и через музыку, через искусство принять его в своё сердце.
  
 (Звучит стихотворение Е. Растопчиной «Слова и звуки»)
  
 В самые трудные минуты своей жизни человек обращается к Богу. И если 
это поможет ему не переступить основные заповеди: не убий, не укради, 
чти мать и отца своего, то не так уж и важно в каком образе он 
предстаёт, в образе ли человека Иисуса Христа или в образе маленького, 
беспомощного муравья, как в песне Б. Окуджавы. (Звучит молитва Б.Окуджавы)
  
 8. Учитель литературы 
  
 Сейчас вы услышали «Молитву» Б.Окуджавы, современного поэта-барда. 
Сколько нежности и теплоты вложил автор в эти строки. К молитве в своём
 творчестве обращались и многие русские поэты. (Звучит стихотворение М.Ю Лермонтова «Молитва»)
  
 - Каким настроением проникнуто стихотворение?
  
 (Звучит стихотворение К.Романова «Молитва»)
  
 - О чём просит Господа автор стихотворения?
  
 Разлука с родиной, что может быть страшнее для русского человека?
  
 (На фоне звучания колоколов стихотворение К.Романова «Несётся благовест»)
  
 Колокола – это мотив разлуки с Родиной, тоски по родной земле, по 
родному краю. Недаром русские богатыри прикладывались к святыне-матушке
 сырой земле, и она вновь и вновь давала им живительные силы. А на 
чужой земле не прижилась даже берёзка, которую С.Рахманинов привёз из 
России.
  
 9. Учитель музыки 
  
 Русские люди, расставаясь с Родиной, брали с собой горсть святой 
русской земли. Горсть земли взял с собой и великий русский музыкант 
С.В.Рахманинов, когда в 1917 году навсегда покидал Россию. Чтобы как-то
 заглушить горечь разлуки с Родиной, С.Рахманинов взял с собой берёзку. 
 Но не прижилась русская берёзка на чужбине, как никогда не смог 
полюбить чужую землю сам композитор. Всю свою боль, всю свою тоску по 
Родине С.Рахманинов вложил в музыку своего «Вокализа». «Вокализ» – это 
песня без слов. А нужны ли слова, чтобы понять, о чём эта песня? 
«Вокализ» С.Рахманинова часто называют покаянием. 
  
 Покаяние необходимо и нам. Хотя бы через музыку, через искусство 
нужно заглянуть в сою душу и подумать, а чем же она заполнена. «Душе 
моя, …душе моя, восстании… что спиши?»
  
 (Звучит «Вокализ» С.Рахманинова)
  
 10. Учитель литературы 
  
 Из глубины веков доносится до нас голос священника Иллариона: 
«Встань, благородный муж, из гроба своего! Встань, отряси сон, потому, 
что ты не умер, а только спишь до общего всех пробуждения!» «Россия 
вспрянет ото сна…,» - слышим мы у Пушкина. «Постойте же, придёт время, 
будет время, когда вы узнаете, что такое православная вера,» - 
продолжает Гоголь словами своих героев. А мы через духовную культуру 
должны понять, что «за Россию болеть настал и наш черёд». (Звучит хор «Славься») 
  
 - Ребята, какие стихи вы услышали? Посмотрите, правильно ли вы записали их название. Нет ли у вас ошибок. 
  
 Сегодня очень много говорят о доброте. Мне хотелось бы закончить урок словами одного из поэтов, который написал:
  
 
 Люди добрые, будьте добрее
  
 Самых добрых на свете людей.
  
 Доброта – это тоже идея,
  
 Может, главная из идей. 
  
   
 
 11. Подведение итогов урока. 
	
	
	 |