В моей программе работы с детьми
исключительное место занимают разделы,
посвященный национальной культуре. В результате
по этой теме разработала систему занятий.
Это такие тематические задания:
"Деревенька моя, деревянная,
дальняя…"
"Птица-счастья".
"В гости к нам пришли матрешки".
"В поисках града Китежа" и другие.
На каждом этапе пытаюсь найти
творческие формы освоения этих тем, интересные
учащимся, адекватные психологическим
особенностям возраста, уровню сформированности
художественных знаний, умений и навыков.
Главным на моих занятиях считаю
наличие интереса, когда ребенку личностно
значимо тема и поставленная перед ним учебная
проблема. Тогда он может достичь результатов,
неожиданных для взрослых.
Моя ведущая педагогическая идея:
Совершенствование методики обучения,
способствующей успешному развитию творческих
способностей учащихся через приобщение к
народной культуре.
В итоге решила поделиться опытом своей
работы на примере одного из занятий. Данное
занятие является обобщающим при изучении темы:
" Корни народного искусства".
Цели и задачи. Расширить знания
детей в области русской культуры, умение
выразить ощущение праздника. Формировать умение
работать с бумагой. Уточнить композиционный
замысел костюма в линейном рисунке, проработать
цветом основные части композиции костюма.
Закрепить знания детей о русском
народном костюме, его типах, как образном строе
одежды, как выражение представлений людей об
устройстве мира.
Развить творческое воображение,
фантазию, трудолюбие и аккуратность.
Воспитать уважение к древнерусским
обычаям и праздникам, привить любовь и интерес к
русскому народному искусству, чувство
ответственности за сохранение и развитие
народных художественных традиций.
Тип занятий. Метод. Материалы.
Зрительный ряд
Комбинированный
Объяснительно-иллюстративный,
исследовательский.
Бумага, ножницы, клей, нитки, бумага рифленая,
гуашь, кисти, баночка.
Панно "Среднерусский пейзаж”
Детские работы: "Макет деревни” (избы, часовни,
колодцы, мельницы)
Таблицы с изображением русского народного
костюма, (альбом и работы учителя). Кукла в
технике "коллаж”.
Ксерокопии "Русский народный костюм”.
Игра "Элементы орнаментов" (трехъярусный
строй украшений).
Корреспонденты. (2)
Фотографии о жизни древних славян.
Печь и настоящие тряпичные куклы (макет).
Литературный ряд.
Легенда "Как боги играли в куклы”.
Пословицы и поговорки.
Музыкальный ряд.
Русские народные мелодии. "Я на горку
шла”. "Тонкая рябинка”, "Во поле береза
стояла".
1 занятие
Задание. Изготовление костюма
куклы-берегини по мотивам народной праздничной
одежды.
1. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Педагог
На прошлых занятиях вы познакомились с
народной праздничной одеждой, предметами быта и
укладом жизни русских людей.
Праздник
Но кроме этого на Руси были
определенные традиции – это праздник (образ
счастья и желания жизни), которые люди
праздновали каждый год в одно и то же время. Эти
праздники сопровождались веселыми гуляньями.
Сегодня у нас необычное занятие и называется оно:
"Деревенька моя деревянная дальняя..." мы
повторим и узнаем более подробно о жизни наших
далеких предков – древних славян и изобразим их
во время праздника – в хороводе.
2. ПУТЕШЕСТВИЕ В СЕЛЕНИЕ ДАЛЕКИХ
ПРЕДКОВ – ДРЕВНИХ СЛАВЯН.
Я предлагаю вам немного
пофантазировать...
Мы решили командировать двух учеников
из вашего класса (Настю и Алешу) в далекое
прошлое...
Недавно эролет вернулся и
путешественники начнут свой рассказ...
Алеша
– Эролет остановился в селении
наших далеких предков – древних славян. Передо
мной предстала жутковатая картина. Толпа людей
собралась у изображения богини земли. Они молили
её о хорошем урожае и предлагали дары, среди
которых была... связанная девушка. Бедняжку
должны были принести в жертву. Но тут из толпы
вышел юноша. "Стойте!" – вскричал он. В его
руках было березовое полено. Юноша попросил у
женщин сарафан и платочек и в одно мгновение
нарядил полено - ну чем не девушка с беленьким
личиком! Кукле из полена тут же дали имя -
Коллодия и принесли в жертву вместо девушки.
Педагог. Так пришел конец ужасному
обычаю. Славянские женщины были избавлены от
нелепой гибели. И воспоминания об этом остались
только в сказках, где красавицами откупаются от
драконов, А славянские боги начали... играть в
куклы. Да-да, ведь Коллодия и была первой
славянской куклой.
Алеша. А еще я видел, как и другим
языческим богам вместо человеческих жертв стали
дарить кукол: Морену, Купалу, Кострому, Русалку,
Кострубоньку... Мрачные обряды жертвоприношения
превратились в веселые праздники. Кукол- чучел
обычно сплетали из соломы, наряжали, с песнями
носили по селу, водили вокруг них хороводы,
затевали игры, а после "отдавали" богам,
прося взамен хорошей погоды, богатых урожаев,
удачной охоты.
Педагог. Праздники были так хороши,
что некоторые из них сохранились до сих пор.
– Ребята, а не приходилось ли вам с
песнями и играми сжигать чучело Зимы –
Дуню-Масленницу, а после лакомиться блинами
–изображениями солнца? Ребята, а какие вы знаете
праздники? (Иван-Купала, Ярмарка, Коляда).
Но нам пора возвращаться в нашу эру.
Настя случайно оказалась в русской деревне и ей
удалось заглянуть в ближайшую избу...
(рассматривают тряпичные куклы на макете печи).
– Я оказалась в русской деревне и
заглянула в ближайшую избу... Молодая крестьянка
склонилась над деревянной колыбелькой. Она
укладывала рядом с новорожденным малышом
самодельную тряпичную куколку и приговаривала:
Настя. "Сонница-бессонница, не играй
с моим дитятком, а играй с этой куколкой”. А возле
печки висели куклы "двенадцать лихорадок”:
Огнея, Лидея, Гресея... Они должны были отгонять от
хозяев болезни. Видно, кукла по-прежнему была
игрушкой не для ребенка, а для бессонницы и
прочих напастей.
– Ее делом было отвлекать от
человека злые силы, оберегать его. Так ее
называли БЕРЕГИНЯ
Если в доме случалась беда, надо было
взять куколку, повернуть ее три раза против
часовой стрелки и сказать: "ОТВЕРНИСЬ ЗЛОМ,
ПОВЕРНИСЬ ДОБРОМ!”
Педагог. А выглядела она вот так...
(рассматривают музейные экспонаты на таблице).
Это простейшее изображение женской фигуры:
туловище – кусок ткани, свернутый в скалку,
обтянутый льняной тряпицей – лицо, кудельная,
либо волосяная коса. Костюм с куклы не снимался, в
нем отражены основные детали женской одежды.
Добротно и ладно сшитые тряпичные куклы
считались хорошим подарком. По ней судили о вкусе
и мастерстве хозяйки. На "посиделки” вместе с
прялкой девочки часто брали и коробейку с
куклами. Играя, девочки учились кроить, шить,
вышивать, прясть. Еще я видела, как куклами
играла... красавица-невеста. Нарядную
куклу-оберег ей подарила мать, благословляя на
брак. На самой свадьбе маленькие куклы в красных
платьях украшали свадебное печенье. А потом
невесте дали подержать несколько кукол с
пожеланием, чтобы в новой семье было много детей.
Кукол-берегинь одевали в яркие платочки и
расшитые узорами сарафаны, но – оставляли без
лица. Славяне считали, что если куклу сделать уж
очень похожей на человека, в нее может вселиться
злой дух и навлечь на хозяина беду.
Настя. Ребята, а как вы думаете, можно
ли выбросить куколку? (Нет.) Обереги никогда не
выбрасывали, а передавали по наследству. Ими любовались,
брали в руки, носили с собой... и наконец и
наконец они превратились в игрушки. Это
тряпичная кукла. Попробуем и мы сегодня
создать свою куклу-берегиню, которая, возможно, и
вас защитит от болезней и зла.
Задача на первом и втором занятии.
Педагог. На первом занятии мы
выполним костюм для куклы по мотивам народной
праздничной одежды, а на втором уроке украсим
костюм орнаментом и куклы будут веселиться в
хороводе.
3. ПОВТОРЕНИЕ.
КАК ОДЕВАЛАСЬ РУССКАЯ ДЕВУШКА?
Педагог. Вы знаете, что костюм с
мудростью создавали – добротно, качественно,
красиво.
Я знаю, что на гулянье девушку в
небрежно сшитом наряде осудят женщины, сидящие в
сторонке: "Худа швея кака, шила криво ведь".
– А какие вы знаете пословицы,
поговорки о народном костюме?
"У ленивой пряхи и для себя нет
рубахи"
Дети. "Сшили Дуне сарафан.
Носи, Дуня, береги,
По праздничкам одевай,
По будничкам скидывай,
Крепче в ящик запирай".
"Не то дорого,
Что красного золота,
А то дорого,
Что доброго мастера".
Педагог. А теперь вспомним, как
одевалась русская девушка?
Дети.
1. Русская девушка до 14 лет надевала
сорочку, иногда юбку "подол", на ноги
сапожки, на голову ленту (венец), подпоясывалась
поясом.
2. Рубаха "воротушка" с красными
кумачовыми рукавами и синий набойчатый сарафан,
душегрея.
3. Рубаха с паневой (передник).
4. Обувь – кожаные, сафьяновые,
бархатные, атласные сапоги, башмаки.
5. В косу вплетали золотые, серебряные
нитки, цветные шнурки, накосники.
6. Мужской:
рубаха-косоворотка, порты.
Педагог. Какую функцию выполнял
пояс?
Дети. Оберег.
Концы плетеных поясов украшались
головками ящеров, которые символизировали
подземно-подводный мир.
Педагог. Мы знакомились с видами
головных уборов.
А кто помнит какие головные уборы, были
на Руси?
Дети.
7. Головной убор: рогатая
кичка, кика, сорока с кичкой.
Педагог. Я вам хочу рассказать о
головных уборах...
У жительницы русского севера – пинежанки,
головной убор был главным в наряде. На ней
блистало высокая повязка – хаза – завязанная на
затылке парчовыми или красными лентами. И
называлась она "Девья красота".
Нижняя часть повязки расшивалась
звездами, речным жемчугом. На лбу жемчужная
узорная сетка – поднизь.
Владельцы драгоценного убора –
повязочницы – украшали праздник.
Появление их на гулянье встречалось с
восторгом и тайной завистью. Им полагалось или
"столбом стоять”, красоваться на зеленом лугу,
или тихо прогуливаться по деревне. В плясках и
веселье участвовали девушки и победнее – в
платочках "кокушницы”. Платок заправляли под
лямки сарафана, на плечах.
Посмотрите какие ласковые слова
давали женщине на Руси!
Читаем новые слова:
КОЛЛОДИЯ
БЕРЕГИНЯ
ПИНЕЖАНКА
4. ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОСТЮМА ДЛЯ КУКОЛКИ ПО
МОТИВАМ НАРОДНОЙ ПРАЗДНИЧНОЙ ОДЕЖДЫ.
На партах лежат изделия – куклы из
конических объемов, бумага для одежды, клей,
ножницы.
1. А теперь посмотрите, как можно одеть
куколку?
А) Выкраиваем сарафан по шаблону,
оставляя место для сшивания.
Б) Делаем оборки и пышность.
В) По желанию выкраиваем душегрею.
Какой цвет будет близким по тону к сарафану:
Зеленый – Желтый Красный – Розовый
Фиолетовый – Малиновый.
Г) Изготавливаем головной убор.
Д) Волосы.
5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
6. ИТОГИ ЗАНЯТИЯ.
А теперь поменяйтесь куколками,
посмотрите ошибки друг друга. Может быть что-то
нужно исправить. Аккуратность. Оригинальность.
2 занятие
Задание
Орнаментированная разработка
куколки-берегини в цвете.
1. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НА ЗАНЯТИЕ.
Педагог. Устроим нашим куколкам
праздник? Но для этого мы украсим рубаху и рукав
вышивкой и наденем украшения.
2 ПОВТОРЕНИЕ.
Я знаю, что образ вышивающей девушки в
славянской народной поэзии встречается часто. В
одной русской лирической песни поется:
· ... Она первый узор вышивала –
не утреннюю зарю с белым светом;
Она другой-то узор вшивала –
Несходимое красное солнце со лучами.
· В руках они держали тонко-бело
полотно о четрых углах,
Первый угол вышивала светел
Месяц со звездами
Второй угол вышивала: красное
Солнце со маревами
Третий угол вышивала, крутые
Горы со лесами.
· У меня младой альной подол,
Шит бумагою, синей ниткою,
Ковылюшками, недробнушками.
Постановка цели и задачи на
второе занятие.
На этом уроке и мы попробуем с вами
украсить одежду уже знакомыми вам древними
символами и знаками: солнца, поля, земли, воды, а
еще – мировое дерево, Берегиня, птица-счастья,
петушок.
Послушайте, как одна
мастерица-крестьянка комментировала свою
работу: Как начать?..
Это низ – земля будет, здесь
Будто лес, трава наросла...
А вверху небо... А тут и солнышко
Всходит, надо еще и звезды ...а
Тут птицы прилетели.
Повторение
УКРАСЬ УЗОРОМ СИЛУЭТ КУКОЛКИ
Вы знаете, что в украшении костюма
существовал трехъярусный строй украшений.
Игра
· Какими символами украшался подол
рубахи? (Орнамент символизирует засеянную пашню,
дождь, воду.)
· Какими символами украшалась
рубаха выше пояса? (Изображения цветов, растений,
веток).
Прикрепляем элементы
· Какими символами украшался
головной убор и верхняя часть костюма? (Узоры
основаны на обращении к звездам, птицам,
связанные с образом неба.) Здесь вы видите силуэт
рубахи, кто сможет украсить его узором?
Пока ребята украшают узором рубаху мы
повторим...
· Какой цвет является волшебным
оберегом и главным в вышивке?
(Красный – красивый, добрый, солнечный,
красна девица.
Черный – символ земли, плодородия.
Желтый – цвет солнца, символ тепла и
богатства.
Голубой – вода.)
· Какие еще основные цвета применялись
в украшении?
· Посмотрим, как украсили силуэт куклы
ребята?
· А как еще можно украсить? (Верхнюю
часть рукава, по горловине, весь рукав.)
ПОКАЗ РАБОТЫ ПЕДАГОГА.
А теперь посмотрите, как можно
украсить одежду куклы кистью и красками.
A) Проводим горизонтальные
параллельные, прямые линии, – это земля.
Волнистые – это вода.
Б) Итак, я провела линии, а между
ними составляем узор в полосе из каких геометрических
фигур? (Квадраты, ромбы, треугольники.)
А между ними добавляем струи дождя,
семена (точки), чередующихся между собой.
B) Затем украшаем рукава и горловину
рубахи. Мы повторим с вами теорию, украсим узором
силуэт, я показала вам, как это выглядит на деле
при помощи куклы-берегини.
А теперь вы приступите, к самому
ответственному моменту нашей работы: вы
самостоятельно будете украшать рубаху куклы
орнаментом.
3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
4. ИТОГИ ЗАНЯТИЯ.
А теперь, ребята, Настя и Алеша, которые
видели и знают, как выглядели крестьяне, мне
помогут оценить вашу работу.
Подарок
Силуэтное "Берегиня" – тем, кто
красиво украсил узором рубаху.
Изображение "Птица-счастья" –
тем, кто добротно, качественно и красиво выполнил
костюм.
5. КУЛЬМИНАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
А теперь, ребята, посмотрите, что у нас
получилось.
Вы удовлетворены своей работой?
Какие красивые наши русские
берегини.
· Они стоят в хороводе, а когда они
становились в хоровод? (В праздники.)
· А что еще доказывает, что это
праздник? (Они нарядные.)
· А почему они нарядные? (Потому что
вы постарались и нарядили их).
Представим себе, что мы присутствуем
на деревенском празднике. Ярко светит и греет
солнышко. Травка и цветы, которые смотрят на нас
удивленно и приветливо. Вышли в круг девушки. Наш
праздник украшают владелицы драгоценного
головного убора – повязочницы, удачные и
красивые. Есть девушки и в платочках...
6. ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ. ЛЮБОВАНИЕ. МУЗЫКА.
Детские работы – куклы-берегини
встали в хоровод. На заднем плане макеты
деревенских изб, церкви, колодцы, выполненные из
рифленой бумаги и бумаги под "шпон".
Деревенька находится на фоне пейзажа. |