Современный урок технологии направлен
на формирование основных компетенций учащихся,
прежде всего – познавательной,
социально-коммуникативной,
личностно-мировоззренческой.
Учителя технологии средних школ в
большинстве своем работают на основе
федеральных образовательных программ и
учебников. Поэтому элементы частнопредметных
технологий и профессионального творчества
проявляются у педагогов в дидактическом
обеспечении образовательного процесса, его
планировании и реализации. Инновационный подход
учителя к образовательному процессу
представляет собой разноуровневую систему
взаимосвязанных элементов, пример которой –
осуществляемая СОШ № 57 г. Курска и курской
области.
Важнейшими условиями, определяющими
содержание профессиональной деятельности
любого учителя, являются образовательные
потребности и личностные возможности учащихся,
требования государственных стандартов, реалии
материально-технической базы образовательного
учреждения, уровень квалификации и обоснованный
выбор используемых образовательных технологий.
Я ведущую роль отвожу проектной технологии.
Проектная деятельность – один из лучших
способов для совмещения современных технологий,
личностно-ориентированного обучения и
самостоятельной работы учащихся. Проектная
методика отличается особой формой организации
коммуникативно-познавательной деятельности
обучаемых в виде проектов.
Использование интенсивной методики с
применением музыки, живописи, ролевых игр,
позволяет снять психологические барьеры у
обучаемых. Нетрадиционные уроки – урок-игра,
урок-конкурс, урок-дискуссия – повышают интерес
учащихся к предмету, создают атмосферу
сотрудничества. Игровые приемы и ситуации
позволяют активизировать познавательную
деятельность, способствуют превращению
дидактической задачи в задачу игровую.
Коммуникативно-мыслительные игры являются
эффективным средством диагностики,
систематизации и контроля теоретических знаний
обучающихся. Такие мероприятия, как конкурсы
"Шляпный бал”, "Хозяюшка”, игры "Поле чудес”,
"Учитель-ученик”, "Дебаты”, способствуют
развитию интеллектуальных, лингвистических,
коммуникативных навыков, тех качеств, которые
необходимы каждому человеку в условиях
становления рыночной экономики и
демократического общества.
В моем арсенале разнообразные
дидактические средства: инструкционные карты,
рабочие тетради, методические пособия,
раздаточный материал. Для проверки знаний,
умений и навыков использую различные методы
развивающего обучения: частично-поисковый,
проблемный, исследовательский, а также различные
приемы и формы работы: тесты, графические
диктанты, устный опрос, карточки с заданиями,
упражнения, игровые дискуссии, диагностические
процедуры, что способствует реализации
дифференцированного подхода в обучении. С этой
целью изготавливаю много демонстрационного и
раздаточного материала, что позволяет проводить
уроки более плодотворно и интересно.
Наиболее значительная роль
принадлежит поэтапным образцам, демонстрирующим
последовательность и технологию проработки
узлов и изделий, технологическим и
инструкционным картам, обеспечивающим
дифференциацию и индивидуализацию обучения.
Внедрение информационных технологий в
образовательный процесс позволяет
интенсифицировать обучение, реализовать идеи
развивающего обучения, увеличить объем
самостоятельной работы учащихся. Одной из форм
обучения, стимулирующих учащихся к творческой
деятельности, является создание школьниками
мультимедийных презентаций, которые являются
самостоятельными творческими проектами по
наиболее актуальным проблемам содержания
учебного предмета, виртуальными учебными
пособиями по различным видам
декоративно-прикладного творчества.
Мультимедийные проекты, выполненные учащимися,
предназначены для использования на уроках в
качестве демонстрационно-обучающих программ.
В современном обществе Интернет как
система коммуникации является тем инструментом,
который обеспечивает коммуникативность
обучения, а использование информационных
технологий и Интернета способствуют
формированию всех компонентов коммуникативной
компетенции. Обилие иллюстраций, анимаций и
видеофрагментов, звуковое сопровождение дают
учащимся возможность системного наглядного
восприятия материала, а так же позволяет
расширить кругозор и углубить знания по
предмету. Использование компьютера и
Интернет-ресурсов позволяют сделать любой урок
привлекательным и по-настоящему современным.
Разнообразный иллюстрированный
материал, мультимедийные и интерактивные модели
поднимают процесс на новый качественный уровень,
благодаря чему у учащихся развивается
исследовательский интерес. Они чувствуют себя
способными и готовыми к коммуникации на основе
полученных знаний и опыта. Современному ребенку
намного интереснее воспринимать информацию
именно в такой форме, нежели при помощи
устаревших схем и таблиц. Использование
компьютера на уроке повышает эффективность
усвоения материала.
Внеклассные мероприятия являются
продолжением уроков технологии и, вместе с тем,
готовят школьников к освоению образовательных
стандартов по предмету на последующих уроках
обслуживающего труда. Такая организация
внеурочной деятельности, ее содержание,
направленное на освоение учащимися социального
опыта, способствуют к формированию интереса к
русской культуре, развитию познавательных и
профессиональных способностей, воспитывают
уважение к народным традициям, помогают
школьникам в выборе профиля обучения и пути
дальнейшего образования.
Через приобщение детей к практической
личностно и социально-значимой деятельности
выявляются интересы, индивидуальные особенности
школьников, уровень их творческого потенциала,
создаются условия для развития созидательной
инициативы школьников.
Важным условием повышения
эффективности учебного процесса является
отслеживание учителем объективной информации о
ходе учебно-познавательной деятельности
учащихся. Эту информацию он получает в процессе
контроля учебно-познавательной деятельности
учащихся как способа подготовки школьников к
восприятию нового материала, выявлению их
готовности к усвоению знаний, навыков и умений,
их обобщению и систематизации, как на отдельных
этапах, так и в целом.
В своей практике активно использую
разнообразные методы диагностики. Разработала
систему компьютерного тестового контроля знаний
учащихся по технологии. Компьютерное
тестирование, как и любое тестирование, дает
возможность индивидуализировать и
дифференцировать задания путем разноуровневых
вопросов. Тесты на компьютере позволяют не
только объективно оценить знания учащихся,
осуществляя мониторинг обученности на
протяжении времени изучения отдельной темы или
всего курса обучения, но и вернуться к
неотработанным вопросам и сделать "работу над
ошибками”.
Таким образом, владение современными
технологиями обучения, высокий уровень
методической подготовки, постоянная
самообразовательная работа, современные
средства дидактического сопровождения
образовательного процесса позволяют повысить
качество образования, уровень развития и
воспитания учащихся.
|