Пояснительная записка
Проблема выбора профессии стара как
мир. С изменением экономической, политической,
социально-культурной ситуации в стране
необходимо и новое понимание его содержания.
Неопределенность ценностных
представлений о самой профессии смещает
ориентиры на выбор образа жизни с помощью
профессии. Профессия уже выступает как средство
для достижения желаемого образа жизни. Все это
приводит к трудностям в помощи педагогов,
психологов, родителей, пытающихся оказать помощь
старшеклассникам, которые находятся в состоянии
неопределенности, либо сделать сомнительный и
примитивный профессиональный выбор, попадая под
влияние средств массовой информации и
общественных стереотипов. При этом подростки
считают, что располагают достаточным
количеством информации о той или иной профессии
для выбора профиля дальнейшего обучения.
Опрос учащихся 9 классов показал, что
определились со своим профессиональным выбором
15 % учащихся, сделали выбор, который их не вполне
устраивает 32 %, не определились 53 %
старшеклассников. Социологические исследования
показали, что больше половина учащихся старших
классов не сделали выбора относительно своего
профессионального выбора. В чем же причины? Опрос
дал следующие результаты:
- Недостаток информации 34 %;
- Не умение ориентироваться в образовательных
услугах 27 %;
- Нет четкого видения своего профессионального
будущего 41 %;
- Не знание своих потенциальных способностей 39 %.
Из опроса старшеклассников следует,
что возникла прямая насущная потребность в
профессиональной ориентации как целостной
системы. Теоретические и практические наработки
прошлых лет по данной проблеме могут
использоваться в качестве исходного, но они
часто не отвечают потребностям сегодняшнего дня.
Новое теоретическое осмысление
позволило разработать и использовать адекватные
психодиагностические методики, методические
блоки, технологии индивидуальной и групповой
работы со старшеклассниками, способствующей
выбору профессии. Удачный выбор повышает
самоуважение и позитивное представление
человека о себе, сокращает частоту физических и
психических проблем, усиливает
удовлетворенность жизнью. Данная программа
направлена на решение вышеизложенных вопросов.
Цели и задачи программы
Главной целью программы "Основы
профессионального самоопределения” является
подготовка старшеклассника к адаптации,
самореализации и социализации личности в жизни
общества.
Задачи программы:
- Создание условий для успешной социализации
школьника в образовательном пространстве.
- Вооружение знаниями о социуме.
- Развитие умений и навыков, необходимых для
успешной интеграции во взрослое общество.
- Выявление основных способностей выпускников
для последующего сознательного выбора
профессии.
- Соотношение школьниками своих способностей,
личностных особенностей возможностей с
предполагаемой профессией.
Исходя из вышеуказанных задач, общий
замысел программы состоит в том, чтобы выпускник
приспособился к тем или иным условиям, активно
включиться в поиск своего места в жизни
сообразно своим возможностям и психологическим
особенностям, ориентироваться и успешно
трудиться в жизни.
Требования к уровню усвоения
содержания программы.
Выпускник 9 класса, прослушавший курс
"Основы профессионального самоопределения”
должен знать:
- Сущность понятий "построение карьеры”,
"должность”, "специальность”, "уровень
интеллекта”, "профиль личности”, "социальный
тип личности”, "образовательные учреждения
государственного, негосударственного,
коммерческого типа”, "собеседование”,
"подготовительные курсы”, "коммуникативные
способности”, "организаторские способности”,
"вакансия”, "временная и постоянная
занятость”, "резюме”, "трудовой договор”,
"имидж”;
- Особенности профессионального самоопределения
в современных условиях;
- Пути развития профессионально-важных качеств
личности для успешного продвижения карьеры;
- Уровень развития интеллекта;
- Типы и особенности средних специальных и высших
учебных заведений;
- Социальный тип личности, профиль личности;
- Особенности приема в различные учебные
заведения;
- Учебные заведения города, региона, страны,
зарубежья;
- Вакансии рабочих мест города, региона, страны,
зарубежья;
- Порядок приема на работу, составление трудового
договора, права и обязанности работника и
работодателя.
Уметь:
- Планировать социально-профессиональное
развитие карьеры;
- Заполнять документы для поступления в учебные
заведения;
- Ориентироваться в сфере образовательных услуг;
- Подавать апелляцию в период вступительных
экзаменов;
- Отбирать информацию о вакансиях рабочих мест
города, региона, страны, зарубежья;
- Составлять резюме в период поступления на
работу;
- Формировать личный имидж для построения
карьеры.
Тематическое планирование
№ |
Тема |
Форма |
Метод |
Теор. |
Прак. |
1. |
Предмет и задачи курса
"Основы профессионального самоопределения”. |
1 |
|
Лекция, беседа |
2. |
Понятие о деятельности. Виды
деятельности |
1 |
|
Лекция, беседа |
3 |
Профессиональная
деятельность, ее функции |
1 |
|
Лекция, беседа |
4. |
Психологическая и социальная
готовность к выбору профессии. |
|
1 |
Анкетирование, ролевые игры |
5. |
Понятие профессия,
специальность, должность. |
1 |
|
Лекция, ролевые игры |
6.. |
Разнообразие профессий.
Хобби. |
|
1 |
Ролевая игра |
7. |
Психологическая и социальная
готовность к выбору профессии. |
|
1 |
Тестирование |
8. |
Профессионально-важные
качества личности (ПВК). |
|
1 |
Тренинг |
9. |
Изучение уровня
сформированности ПВК |
|
1 |
Тренинг |
10. |
Диагностика уровня
интеллекта. |
|
1 |
Тестирование |
11. |
Диагностика уровня
интеллекта. |
|
1 |
Тестирование |
12. |
Факторы, влияющие на выбор
профессии. |
1 |
|
Беседа |
13. |
Ошибки при выборе профессии. |
|
1 |
Ролевая игра |
14. |
Понятие предмета труда |
1 |
|
Лекция |
15. |
Классификация профессий |
|
1 |
Анкетирование |
16. |
Определение предмета труда |
|
1 |
Тестирование |
17. |
Структуру образования в
России. Единое образовательное пространство. |
1 |
|
Лекция |
18. |
Учреждения
профессионального образования. |
1 |
|
Лекция |
19. |
Анализ информации об учебном
заведении |
|
1 |
Экскурсия |
20. |
Анализ информации об учебном
заведении |
|
1 |
Практическая работа |
21. |
Анализ информации об учебном
заведении |
|
1 |
Практическая работа |
22. |
Развитие коммуникативных
способностей |
|
1 |
Тренинг |
23. |
Отношение к будущей
профессии |
1 |
|
Беседа |
24.. |
Построение профессиональной
карьеры |
|
1 |
Анкетирование |
25. |
Стратегия профессионального
выбора |
|
1 |
тренинг |
26. |
Права и обязанности
участников образовательного процесса. Документ
о профессиональном образовании. |
1 |
|
Лекция |
27. |
Договор об образовании, его
структура. |
1 |
|
Лекция |
28. |
Договор об образовании, его
структура. |
|
1 |
Практическая работа |
29. |
Психологическая готовность к
сдаче экзаменов. Особенности приема в различные
учебные заведения. |
|
1 |
Тренинг, практическая работа |
30. |
Ярмарка образовательных
учреждений города, региона, страны. |
|
1 |
Деловая игра |
31. |
Поиск вакантных рабочих мест.
Временная и постоянная занятость. |
|
1 |
Практическая работа |
32. |
Наем на работу.
Собеседование. |
1 |
|
Лекция |
33. |
Конституция РФ о занятости
населения. КЗОТ. Трудовой договор. |
1 |
|
Лекция |
34. |
Формирование имиджа. |
|
1 |
Тренинг |
|
Теоретических занятий |
13 |
|
Практических занятий |
21 |
Литература
- Ахмеджанов Э.Р. Психологические тесты. М.:Лист,
1996 год.
- Митина Л.М. Проблемы профессиональной
социализации личности. Кемерово, 1996 год.
- Пряжников Н.С. Активизирующие опросники
профессионального и личностного определения. М.:
Институт практической психологии, Воронеж:
Модэк, 1997 год.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное
самоопределение М.-Воронеж, 1996 год.
- Трудовой кодекс с комментариями. М.2001 год.
- Конституция Российской Федерации.
- Закон об образовании.
- Технология. Учебник для 11 класса, под редакцией
В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2002 год.
- Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право и экономика 10-11
класс в 2-х частях, М., 2001 год.
- Резапкина Г.В. Программа профессионального
самоопределения подростков, М., 2000 год.
Учебно-методическое пособие для школьных
психологов и педагогов.
- Резапкина Г.В. Программа профессионального
самоопределения подростков, М., 2000 год. Рабочая
тетрадь для учащегося
- Программы общеобразовательных учреждений: Твоя
профессиональная карьера: 8-9 кл. М.: Просвещение,
1999.
- Твоя профессиональная карьера: Учебник для
8-9 кл. общеобразовательных учреждений./Под.ред.
С.Н.Чистяковой, Т.И.Шалавиной. М.:Просвещение, 2003.
- Технология профессионального успеха: 10-11 кл.
М.: Просвещение, 2003.
Оборудование
- Индивидуальные опросные листы для проведения
диагностических методик (ранжирование ПВК
личности, теста ШТУР, теста Айзека, методики
Кейрси, методики Голланда).
- Информацию об образовательных учреждениях
города, региона, страны.
- Документация для абитуриента.
- Примерные варианты договоров об образовании,
трудового договора.
- Материалы для подготовки к вступительным
экзаменам.
|