Так уж заложено природой, что женщины связаны с
куклами всю свою жизнь. Маленькой девочке их
дарят или она сама мастерит. Вырастая, становясь
матерью, она играет в куклы со своими детьми.
Куклы используются не только для игр, но и как
сувениры, реклама, как театральные персонажи и
герои мультфильмов.
На смену ручным народным куклам на витрины
магазинов пришли "барби" и "кены", а в
сувенирных лавках появились куклы в богато
расшитых народных костюмах.
Но наряду с этими промышленными и кустарными
красавицами в последнее время наблюдается живой
интерес к рукотворной народной тряпичной кукле.
Это происходит потому, что такая игрушка
обладает целым рядом привлекательных свойств:
доступностью, вариативностью, возможностью
самореализации.
"Уже более 100 лет русская народная игрушка
привлекает специалистов. Её изучают историки,
археологи, педагоги, художники, искусствоведы. За
это время написаны сотни научных и популярных
статей."И тема эта далеко не исчерпана.
В последние годы большое внимание уделяется
возрождению забытых видов народного
декоративно-прикладного искусства в России.
Особый интерес представляют те виды творчества,
которые тесно связаны с художественной
обработкой распространенных растительных
материалов.
Солома в жизни русского крестьянина была
органическим материалом в труде, и в обрядовой
деятельности. Трудовой процесс земледельца
неразрывно связался с символикой снопа, зерна,
колоса.
В году много обрядов и праздников посвящалось
хлебу, гаданиям на урожай, благодарениям земли:
это и рождественские традиции, и "жаворонки" -
зазывание весны с использованием соломенных
птичек.
Масленичные обряды невозможны без соломенной
атрибутики. В числе осенних праздников наиболее
значимы спожинки, где тема снопа и колоса звучит
ярче всего.
Декоративное свойство соломки было подмечено
давно. У народов мира соломка культивируемы
злаков издавна используется для художественного
оформления самых разных вещей.
Ещё в прошлые века в Европе оклеивали
разнообразными узорами из соломки всевозможные
коробочки, мелкие предметы. В западной Европе,
где поля в основном засевали пшеницей, для
поделок шла именно пшеничная солома.
Настоящие ценители и знатоки этого вида
декоративно-прикладного искусства всегда
определят, где изготовлено то или другое изделие
из соломки, так как работы мастеров из различных
областей нашей и других стран отличают
традиционные стили работы, виды изделий по
назначению и технике исполнения.
В Японии, Вьетнаме и Китае мастера изучили
свойства рисовой соломы и научились искусно
использовать её для изготовления различных
изделий: ширм-перегородок, декоративных панно, а
также игрушек и декоративных скульптур.
В Польше, Чехии, арабских странах делают
панно-картины, используя пшеничную и ржаную
солому.
В России, Белоруссии и на Украине ведущей
зерновой культурой была рожь, поэтому в
повседневной жизни крестьян чаще всего
приходилось иметь дело с ржаной соломой.
Именно эта солома шла на хозяйственные нужды и
всевозможные поделки. Также использовалась
пшеничная, ячменная и овсяная солома. При
изготовлении поделок учитывались особенности
каждого вида соломы, ведь солома соломе рознь,
недаром, крестьяне сложили поговорку:
"Гречневая солома кривая, ячменная смачная,
пшеничная пышная".
"Ржаница" - так в старину называли ржаную
солому - была длинной, прямой и прочной.
Распаренная и вымоченная в воде, она становилась
настолько прочной и гибкой, что из неё можно было
плести очень мелкие изделия с тонкой отделкой.
Из ржаной соломы плели корзины, сумки и коврики.
Основой большинства плетеных изделий из соломы ,
будь то сумки, корзины, головные уборы, коврики
служат плетежки или плетешки. Эти слова
продолжают жить в лексиконе народных мастеров,
работающих с соломой.
В среде жниц, имеющих богатое воображение,
родилась загадка: "Маленький Афанасий травкой
подпоясан" И, конечно же, каждый сельский житель
узнавал в "маленьком Афанасии" ржаной или
пшеничный сноп. Нашлась среди жниц мастерица,
которая, может быть в шутку, сделала Афанасию
руки и поставила среди стерни.
Это, наверное, и было рождение первой
соломенной скульптуры.
Масленичная кукла, так называемая "Кострома",
олицетворяла собой прошедшую зиму со всеми
невзгодами, была, как правило, плодом
коллективного творчества, Большая кукла должна
была получиться смешной и неприглядной, чтобы
было не жалко в конце праздника придать её огню
или же пустить на плоту вниз по реке.
Пучок соломы, перевязанный жгутом, служил
основой традиционных крестьянских игрушек.
Постепенно выделились талантливые мастерицы,
которые уже не в поле, а в домашней обстановке
стали делать куклы, фигурки коней, оленей, а также
разных фантастических животных.
Всевозможные корзины, короба и другие изделия
плели крестьяне из соломенных жгутов. Сущность
этого вида спирального плетения заключался в
том, что слегка скрученный соломенный жгут
обматывается прочной бечевкой и укладывается по
спирали плотными витками.
Народные мастера всегда стремились сохранить
на долгие годы подмеченную красоту. И золотистый
цвет, переливчатый блеск соломы не могли
остаться без внимания.
В Нижегородской, Тверской и Вятской и других
областях золотистой соломкой украшают самые
разнообразные предметы: ларцы, шкатулки, рамки,
игрушки.
Традиционной среди мастеров стала техника
инкрустации из соломки.
Мы занимаемся рукотворной куклой уже несколько
лет. Приступая к занятиям, обычно погружаемся в
историю предмета. Когда и как появилась эта
кукла? Какой она была? Какие функции выполняла?
Обычно начинаем занятия с чтения сказки
"Василиса Прекрасная" из сборника А.Н.
Афанасьева. Сколько загадок и открытий таится в
этой сказке! ":Умирая , купчиха призвала к себе
дочь, вынула из-под одеяла куклу,,,,, отдала ей и
сказала: ":Я умираю и вместе с родительским
благословением оставляю тебе вот эту куклу.
Береги её всегда при себе и никогда не показывай,
а когда приключится тебе какое горе, дай ей
поесть и спроси у неё совета:.."
Дальше выясняем, для чего ещё нужна была такая
игрушка, вычленяем её функции: общение, игра,
приобщение к ремеслу, подарок, предмет магии,
средство социализации. Параллельно с тряпичной
куклой, мы пробуем изготовлять куклу из соломы
Начиная мастерить куклу из соломы, мы вспоминаем
, какую родословную имеют простенькие игрушки
соломы? Очень-очень давно в языческие времена, в
обрядах наших предков "принимали участие"
соломенные чучела. Прошло много веков, на Руси
уже приняли христианство, а традиция
использовать в праздничных забавах соломенные
куклы осталась. Соломенное чучело в шапке и
кафтане в масленицу отправляют плыть по реке в
конце торжества. Из года в год такие куклы из
соломы оставались одним из любимых развлечений
деревенской детворы.
А потом весёлых забавных человечков забыли. Но
так уж устроен наш мир, что не может безвозвратно
исчезнуть то, что приносит радость и делает людей
добрее.
Вот тут-то мы и начинаем творить свою
несравненную куклу-красавицу.
Учебный год начинается с празднования
"осенин", с изучения темы "Хлебная Матушка" и
изготовления традиционной игрушки из соломы,
Продолжается эта тема ближе к весне, когда
мастерят чучело Масленицы (Костромы)
Изучая древние верования и сравнивая их с
современными традициями, можно сделать вывод о
том, что соломенная кукла является едва ли не
самой древней, распространенной, но менее всего
сохранившейся, Основным её назначением было
жертвоприношение земным и водным стихиям и
божествам.
В основе "Хлебной Матушки" лежит пучок соломы,
перегнутый посередине веерообразно, сложенный
вдвое или перекрученный. Руки и косы такой куклы
выполняют способом отведения части материала
основы от линии сгиба или шеи.
Для придания устойчивости и пышности юбке
подвязывают дополнительные соломинки по линии
талии или насаживают основу на специально
подготовленный соломенный подъюбник.
Перед началом работы солому размягчают в воде,
она становится мягкой, податливой. Перетяжки
можно выполнять нитками оранжевого, красного,
зеленого или подходящего по тону к основе цвета.
Костюм и элементы его декора либо закладываются
в конструкцию куклы, либо выполняются отдельно и
потом пришиваются или вплетаются в основу. В
некоторых случаях используется текстиль и
элементы вышивки, но делать это нужно очень
осторожно, чтобы не потерять прелести основного
материала - соломы.
Такие куклы часто называют "стригушами",
потому что в ходе работы солому подравнивают,
стригут, выстригают.
При работе над образом куклы кроме знакомства с
конструкцией и технологическими приёмами
возникает необходимость изучения костюма, его
исторических, региональных, сословных,
половозрастных и сезонных особенностей.
Работая с тканями, мы изучаем их орнаментацию и
колористику, знакомимся с ценнейшими
коллекциями тканей и платков, изучаем историю
народного костюма.
Далее, от отдельных работ переходим к
тематическим композициям. Работа над
композициями требует более глубокого знакомства
с бытом, укладом, традициями, праздниками,
обрядами уральского региона.
Вариантов соломенной куклы несколько:
- кукла-матрешка
- кукла-мальчик
- универсальная кукла
- дед Мороз и Снегурочка
Соломка - это благодатный, теплый, душевный
материал, из которого можно смастерить
несравненное чудо. В поделках из соломки живет
душа, они приносят добро, надежду, удачу всем, кто
хоть раз прикоснется к этому народному
искусству. |