Среда, 24.04.2024, 10:51                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ [66]
РУССКИЙ ЯЗЫК [2]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [0]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [57]
ИСТОРИЯ [66]
МАТЕМАТИКА [29]
ИНФОРМАТИКА [2]
БИОЛОГИЯ [21]
ГЕОГРАФИЯ [22]
ХИМИЯ [24]
ФИЗИКА [17]
АСТРОНОМИЯ [3]
ИЗО И МХК [7]
ФИЗКУЛЬТУРА [25]
ТЕХНОЛОГИЯ [13]

Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА » ТЕХНОЛОГИЯ

История изготовления куклы из соломы
16.06.2012, 11:41

Так уж заложено природой, что женщины связаны с куклами всю свою жизнь. Маленькой девочке их дарят или она сама мастерит. Вырастая, становясь матерью, она играет в куклы со своими детьми.

Куклы используются не только для игр, но и как сувениры, реклама, как театральные персонажи и герои мультфильмов.

На смену ручным народным куклам на витрины магазинов пришли "барби" и "кены", а в сувенирных лавках появились куклы в богато расшитых народных костюмах.

Но наряду с этими промышленными и кустарными красавицами в последнее время наблюдается живой интерес к рукотворной народной тряпичной кукле. Это происходит потому, что такая игрушка обладает целым рядом привлекательных свойств: доступностью, вариативностью, возможностью самореализации.

"Уже более 100 лет русская народная игрушка привлекает специалистов. Её изучают историки, археологи, педагоги, художники, искусствоведы. За это время написаны сотни научных и популярных статей."И тема эта далеко не исчерпана.

В последние годы большое внимание уделяется возрождению забытых видов народного декоративно-прикладного искусства в России. Особый интерес представляют те виды творчества, которые тесно связаны с художественной обработкой распространенных растительных материалов.

Солома в жизни русского крестьянина была органическим материалом в труде, и в обрядовой деятельности. Трудовой процесс земледельца неразрывно связался с символикой снопа, зерна, колоса.

В году много обрядов и праздников посвящалось хлебу, гаданиям на урожай, благодарениям земли: это и рождественские традиции, и "жаворонки" - зазывание весны с использованием соломенных птичек.

Масленичные обряды невозможны без соломенной атрибутики. В числе осенних праздников наиболее значимы спожинки, где тема снопа и колоса звучит ярче всего.

Декоративное свойство соломки было подмечено давно. У народов мира соломка культивируемы злаков издавна используется для художественного оформления самых разных вещей.

Ещё в прошлые века в Европе оклеивали разнообразными узорами из соломки всевозможные коробочки, мелкие предметы. В западной Европе, где поля в основном засевали пшеницей, для поделок шла именно пшеничная солома.

Настоящие ценители и знатоки этого вида декоративно-прикладного искусства всегда определят, где изготовлено то или другое изделие из соломки, так как работы мастеров из различных областей нашей и других стран отличают традиционные стили работы, виды изделий по назначению и технике исполнения.

В Японии, Вьетнаме и Китае мастера изучили свойства рисовой соломы и научились искусно использовать её для изготовления различных изделий: ширм-перегородок, декоративных панно, а также игрушек и декоративных скульптур.

В Польше, Чехии, арабских странах делают панно-картины, используя пшеничную и ржаную солому.

В России, Белоруссии и на Украине ведущей зерновой культурой была рожь, поэтому в повседневной жизни крестьян чаще всего приходилось иметь дело с ржаной соломой.

Именно эта солома шла на хозяйственные нужды и всевозможные поделки. Также использовалась пшеничная, ячменная и овсяная солома. При изготовлении поделок учитывались особенности каждого вида соломы, ведь солома соломе рознь, недаром, крестьяне сложили поговорку: "Гречневая солома кривая, ячменная смачная, пшеничная пышная".

"Ржаница" - так в старину называли ржаную солому - была длинной, прямой и прочной. Распаренная и вымоченная в воде, она становилась настолько прочной и гибкой, что из неё можно было плести очень мелкие изделия с тонкой отделкой.

Из ржаной соломы плели корзины, сумки и коврики. Основой большинства плетеных изделий из соломы , будь то сумки, корзины, головные уборы, коврики служат плетежки или плетешки. Эти слова продолжают жить в лексиконе народных мастеров, работающих с соломой.

В среде жниц, имеющих богатое воображение, родилась загадка: "Маленький Афанасий травкой подпоясан" И, конечно же, каждый сельский житель узнавал в "маленьком Афанасии" ржаной или пшеничный сноп. Нашлась среди жниц мастерица, которая, может быть в шутку, сделала Афанасию руки и поставила среди стерни.

Это, наверное, и было рождение первой соломенной скульптуры.

Масленичная кукла, так называемая "Кострома", олицетворяла собой прошедшую зиму со всеми невзгодами, была, как правило, плодом коллективного творчества, Большая кукла должна была получиться смешной и неприглядной, чтобы было не жалко в конце праздника придать её огню или же пустить на плоту вниз по реке.

Пучок соломы, перевязанный жгутом, служил основой традиционных крестьянских игрушек.

Постепенно выделились талантливые мастерицы, которые уже не в поле, а в домашней обстановке стали делать куклы, фигурки коней, оленей, а также разных фантастических животных.

Всевозможные корзины, короба и другие изделия плели крестьяне из соломенных жгутов. Сущность этого вида спирального плетения заключался в том, что слегка скрученный соломенный жгут обматывается прочной бечевкой и укладывается по спирали плотными витками.

Народные мастера всегда стремились сохранить на долгие годы подмеченную красоту. И золотистый цвет, переливчатый блеск соломы не могли остаться без внимания.

В Нижегородской, Тверской и Вятской и других областях золотистой соломкой украшают самые разнообразные предметы: ларцы, шкатулки, рамки, игрушки.

Традиционной среди мастеров стала техника инкрустации из соломки.

Мы занимаемся рукотворной куклой уже несколько лет. Приступая к занятиям, обычно погружаемся в историю предмета. Когда и как появилась эта кукла? Какой она была? Какие функции выполняла?

Обычно начинаем занятия с чтения сказки "Василиса Прекрасная" из сборника А.Н. Афанасьева. Сколько загадок и открытий таится в этой сказке! ":Умирая , купчиха призвала к себе дочь, вынула из-под одеяла куклу,,,,, отдала ей и сказала: ":Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу. Береги её всегда при себе и никогда не показывай, а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета:.."

Дальше выясняем, для чего ещё нужна была такая игрушка, вычленяем её функции: общение, игра, приобщение к ремеслу, подарок, предмет магии, средство социализации. Параллельно с тряпичной куклой, мы пробуем изготовлять куклу из соломы Начиная мастерить куклу из соломы, мы вспоминаем , какую родословную имеют простенькие игрушки соломы? Очень-очень давно в языческие времена, в обрядах наших предков "принимали участие" соломенные чучела. Прошло много веков, на Руси уже приняли христианство, а традиция использовать в праздничных забавах соломенные куклы осталась. Соломенное чучело в шапке и кафтане в масленицу отправляют плыть по реке в конце торжества. Из года в год такие куклы из соломы оставались одним из любимых развлечений деревенской детворы.

А потом весёлых забавных человечков забыли. Но так уж устроен наш мир, что не может безвозвратно исчезнуть то, что приносит радость и делает людей добрее.

Вот тут-то мы и начинаем творить свою несравненную куклу-красавицу.

Учебный год начинается с празднования "осенин", с изучения темы "Хлебная Матушка" и изготовления традиционной игрушки из соломы, Продолжается эта тема ближе к весне, когда мастерят чучело Масленицы (Костромы)

Изучая древние верования и сравнивая их с современными традициями, можно сделать вывод о том, что соломенная кукла является едва ли не самой древней, распространенной, но менее всего сохранившейся, Основным её назначением было жертвоприношение земным и водным стихиям и божествам.

В основе "Хлебной Матушки" лежит пучок соломы, перегнутый посередине веерообразно, сложенный вдвое или перекрученный. Руки и косы такой куклы выполняют способом отведения части материала основы от линии сгиба или шеи.

Для придания устойчивости и пышности юбке подвязывают дополнительные соломинки по линии талии или насаживают основу на специально подготовленный соломенный подъюбник.

Перед началом работы солому размягчают в воде, она становится мягкой, податливой. Перетяжки можно выполнять нитками оранжевого, красного, зеленого или подходящего по тону к основе цвета. Костюм и элементы его декора либо закладываются в конструкцию куклы, либо выполняются отдельно и потом пришиваются или вплетаются в основу. В некоторых случаях используется текстиль и элементы вышивки, но делать это нужно очень осторожно, чтобы не потерять прелести основного материала - соломы.

Такие куклы часто называют "стригушами", потому что в ходе работы солому подравнивают, стригут, выстригают.

При работе над образом куклы кроме знакомства с конструкцией и технологическими приёмами возникает необходимость изучения костюма, его исторических, региональных, сословных, половозрастных и сезонных особенностей.

Работая с тканями, мы изучаем их орнаментацию и колористику, знакомимся с ценнейшими коллекциями тканей и платков, изучаем историю народного костюма.

Далее, от отдельных работ переходим к тематическим композициям. Работа над композициями требует более глубокого знакомства с бытом, укладом, традициями, праздниками, обрядами уральского региона.

Вариантов соломенной куклы несколько:

  • кукла-матрешка
  • кукла-мальчик
  • универсальная кукла
  • дед Мороз и Снегурочка

Соломка - это благодатный, теплый, душевный материал, из которого можно смастерить несравненное чудо. В поделках из соломки живет душа, они приносят добро, надежду, удачу всем, кто хоть раз прикоснется к этому народному искусству.

Категория: ТЕХНОЛОГИЯ | Добавил: admin | Теги: технология в школе, открытый урок, учителю технологии, трудовое обуч, методическая страничка, МО учителей технологии, методика преподавания технологии
Просмотров: 4340 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru