1. Условия возникновения, становление опыта.
Технологическая революция и возникновение постиндустриального
общества привели к тому, что к человеку стали предъявляться новые
функциональные требования: от работника теперь требуют как хорошо
развитые производственные функции, так и способности и умения
проектировать, принимать решения и выполнять творческую работу[2]. Эти
способности и умения должны формироваться с детства и постоянно
развиваться как во время обучения, так и трудовой деятельности.
В современном обществе мужчина должен не только уметь выполнять
несложные ремонтные работы по дому, изготавливать простые предметы, но и
всегда быть в «деловой» форме и чутко реагировать на постоянно
изменяющуюся информационную и технологическую обстановку.
Подготовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности,
сформировать развитую, творческую, инициативную и предприимчивую
личность - моя задача.
Обозначенная задача заставила меня искать особые методические
приемы, которые позволили бы сохранить увлекательную форму подачи
материала и одновременно создавать условия для предприимчивости и
развития творчества учащихся, позволили бы научить школьников решению
выявленных и осознанных ими реально существующих технологических задач
окружающего мира.
2. Актуальность и перспективность опыта.
Я моделировал свои уроки, применяя групповую, звеньевую, парную
работу, игровое, проблемное обучение, организовывал работу по опорным
схемам, но не получал удовлетворение от уроков.
Передо мной каждый раз возникали вопросы:
Как обеспечить условия для учащихся, которые позволяли бы:
- мыслить системно и комплексно;
- самостоятельно выявлять потребности в информационном обеспечении деятельности;
- сознательно и творчески выбирать оптимальные способы
преобразовательной деятельности из многих альтернативных подходов с
учетом ее последствий для природы, общества и самого человека;
- развивать способности рассуждать о реальном технологическом мире
через представления, суждения и понятия; разумно создавать,
использовать и управлять;
- непрерывно овладевать новыми знаниями и применять их в качестве средств преобразовательной деятельности?
Изучение литературы передового педагогического опыта , позволило мне
апробировать в своей практике элементы одной из технологий, методов,
которые бы способствовали сформировать систему интеллектуальных и
общетрудовых знаний и умений учащихся, воплощенных в конечные
конкурентоспособные потребительские продукты или услуги, способствовали
творческому развитию личности. Это – метод творческого проектирования,
теоретической основой которого являются концепции американского
педагога, психолога, ведущего представителя философии прагматизма –
Джана Дьюи, осуществлявшего свои исследования в экспериментальной
«школе-лаборатории» при Чикагском университете [2]. Изучив этот метод,
его мотивацию, я сформулировал свою ведущую педагогическую идею
(гипотезу):
Внедрение учителем технологии в практическую деятельность метода творческого проектирования обеспечит:
- повышение качества образования;
- повышение уровня этического, эстетического и эмоционального развития сферы личности;
- повышение уровня самостоятельности и познавательного интереса к учебному предмету технологии;
- успешную самореализацию, профессиональное самоопределение;
- адаптацию к современным социально-экономическим условиям жизни;
- повышение уровня развития творческих способностей, умения проектировать, принимать решения и выполнять творческую работу.
3. Теоретическая интерпретация опыта
В основе метода проекта (от греческого «путь исследования») лежит
система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, которая
ориентируется на творческую самореализацию развивающейся личности
учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей,
волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых
товаров и услуг под контролем учителя, обладающих субъективной или
объективной новизной, имеющих практическую значимость.[1] Условия метода
проекта – это не только сообщение новой информации и обучение приемам
самостоятельной работы, но и осознание проблемной области, выявление
конкретной задачи и ее формулировки, выбор оптимального варианта, выбор
инструмента, оборудования, экономическое и экологическое обоснование,
контроль качества, коррекция, испытание, реклама своей разработки,
оформление, самооценка и защита проекта.
4. Сущность опыта.
Метод проекта позволяет учителю перевести свою деятельность из
режима информирования в режим консультирования и управления, а учащимся
самостоятельно разработать и изготовить изделие ( услугу) от идеи до
ее воплощения, обладающее субъективной или объективной новизной, с
учетом своих возможностей, способностей и интересов.
5. Новизна опыта.
Ученики используют технологические, технические, экономические и
другие знания для выполнения проектов по созданию товаров или услуг от
идеи до ее реализации, а учитель выступает как организатор и
руководитель процесса.
6. Продуктивность опыта.
Продуктивность опыта заключается в том, что такая система работы
позволяет своим разумом и своими руками изготовить вещь (оказать
услугу), с учетом достижений научно-технического прогресса, требований
дизайна и техноэтики. Учащиеся учатся создавать проектно-технологическую
документацию через учебно-игровую, учебно-эксперементальную и
учебно-производственную деятельности. А трудовая воспитанность учащихся
возрастает в процессе постижения технологической культуры, делая их
бережливее, гуманнее, добрее.
7. Трудоемкость опыта
Трудоемкость опыта определяется следующими составляющими:
- разработка модели совместной творческой деятельности учителя и учащихся;
- разработка контроля знаний, умений и навыков (оценка учебно-трудовой деятельности на каждом этапе);
- обучение навыкам самоконтроля и взаимоконтроля;
- научить последовательным этапам творческого проектирования;
- разработка основных требований, предъявляемых к проектированию изделия.
8. Технология опыта.
При использовании метода творческого проектирования можно
представить в виде модели совместной творческой деятельности учителя и
учащихся, которая состоит из организационно-подготовительного,
технологического и заключительного этапов [3]:
Первый, организационно-подготовительный, включает в себя:
- поиск проблемы
- выбор и обоснование проекта
- анализ предстоящей деятельности
- разработку различных вариантов выполнения проекта
- выбор оптимального варианта
- подбор материала
- разработку технологического процесса и конструкторско-технологической документации
- организации рабочего места
Технологический этап состоит из:
- выполнения технологических операций
- самоконтроля своей деятельности
- корректирования технологического процесса
- соблюдения технологической, трудовой дисциплины, культуры труда
Заключительный этап содержит:
- контроль и испытания изделия (услуги)
- корректировку документации
- экономико-экологическое обоснование
- мини-маркетинговые исследования
- подведение итогов
- защиту проекта.
При обучении использую следующие формы занятий:
- Традиционные занятия, с варьированным характером работы индивидуума (самостоятельная или фронтальная под руководством учителя)
- Приобщение школьников к разным аспектам деятельности, связанной с
технологической деятельностью. В этом случае школьник сможет быть
педагогом-руководителем творческих мероприятий в младших классах,
старшим мастером, архитектором творческих проектов (например, участвуя в
конкурсе проектов «Город моей мечты»). Под моим руководством школьники
изготавливают новогодние игрушки, оформляют интерьер школы к
празднику, выставке, участвуют в благотворительных мероприятиях со
своими работами, выполняют поисково-краеведческую, исследовательскую
работы.
Составление «режиссуры » урока зависит от его темы, от этапа
изучения темы, от способностей класса, от физиологии и возрастной
психологии учащихся, от времени проведения урока.
С целью создания атмосферы сотрудничества, развития творческого
мышления, воображения и познавательного интереса при введении в тему
использую различные приемы: эвристическую беседу, проблемное изложение,
путешествия и др.
9. Результативность опыта
За последние 3 года моей педагогической деятельности :
- Повысился уровень обучаемости учащихся (динамика качества в классах возросла от 5 до 12 %) .
- Вырос уровень творческой активности учащихся по предмету
технологии. Школьники активно принимают участие в городских, окружных,
Российских конкурсах, олимпиадах, научно-исследовательских работах и
занимают призовые места.
- Около10 % выпускников школы выбрали свою будущую профессию, основанную на знаниях предмета технологии.
Получение стабильного результата обучения способствовали также, по-моему мнению, следующие факты:
- использование приемов планирования и организации саморазвития, учащихся
- путем индивидуальной работы;
- использование в работе альтернативных учебников;
- ежегодное проведение предметных недель;
- ежемесячное проведение школьных конкурсов и выставок творческих работ;
- путешествий в страну современных технологий, развлекательно-познавательных и деловых игр;
- обновление содержания учебного кабинета;
- комфортный микроклимат в образовательном процессе;
- создание наглядных пособий;
- положительная учебная мотивация у большинства учащихся;
- обучение на диагностической основе;
- повышение уровня квалификации, курсовая переподготовка учителя.
Продвижение учащихся в развитии умений, положительные результаты в
творческой деятельности , 100 % успеваемость, высокое качество знаний
учеников, убедили меня в правильности выбора и способствовали
разработке инновационных, методических материалов по технологии с
использованием творческого проектирования , а именно:
- Методические разработки уроков с использованием творческого проектирования.
- Тестирование по проектной деятельности для школьников для 8,9 классов.
- Контроль знаний учащихся, задания по выбору.
Осмысление собственной деятельности способствовало выявлению
условий, необходимых для достижения прогнозируемых результатов и
эффективности дальнейшей работы по творческому проектированию учащихся:
- Совершенствование теоретических знаний по теме «Использование творческого проектирования на уроках технологии»;
- Обеспечение дидактическими материалами для реализации индивидуальных траекторий учащихся.
- Создание специальных программ и учебников по методу творческого проектирования.
- Методическое обеспечение учебного процесса, направленное на
организацию творческого проектирования обучения на уроках, с учащимися
разных способностей и разного уровня обученности.
- Пополнение и классификация диагностических тестов, в соответствии с физиологией и возрастной психологией учащихся.
- Проведение пропедевтических семинаров, курсов.
Я уверен, что переход к методу творческого проектирования создает
предпосылки для соединения обучения, воспитания и развития в единый
педагогический процесс.
Литература.
- Ливитес Д.Г. Школа для профессионалов, или семь уроков для тех, кто учит. М.: Просвещение, 2003.
- Селевко В.Г. Современные образовательные технологии.М.:Высш.школа, 2002.
- Тихонов А.С. Метод творческого проектирования. Екатеренбург: Уральский мастер, 1999.
|