Ребенок любит свою игру не за то, что она легкая, а за
то, что она трудная.
Бенджамин Спок
Роспись и украшения ткани увлекательное занятие, которое
наполняет жизнь любого человека радостью творчества. Человек получает возможность ощутить ни с чем
несравнимую радость от реализации самых смелых идей своими руками. Роспись по
ткани открывает широкое поле для реализации идей по дизайну одежды или
интерьера.
Знакомство с декоративно-прикладным искусством невозможно
без изучения современных видов декоративно-прикладного творчества, одним из
которых является батик. Данная разработка нацелена не только на теоретическое
знакомство с искусством росписи ткани, а главное на творческую деятельность в
конкретном материале и применения продукта своей деятельности, например, в
интерьере.
Цель данного проекта -
изготовление творческой игрушки в
технике роспись по ткани. Творческая композиция «Почему люди не летают как птицы…» поможет развить навыки проектирования, графического
дизайна, творческого восприятия окружающего мира.
Отличительная особенность данного проекта заключается в
том, что он может быть успешно выполнен как младшими школьниками, так и средним
школьным возрастом (усложнив или добавив новые материалы).
Циклограмма
выполнения проекта
этап
|
Деятельность
руководителя
|
деятельность учащихся
|
срок реализа-ции
|
погружение в проблему
|
разработка основных
идей,
изучение проблемы,
обоснование актуализации
|
Осознание проблемы;
описание мотивов выбора проекта на основе
предварительно изученных потребностей и возможностей для его выполнения;
создание банка идей, обсуждение достоинств и
недостатков изделия, проведения исследования, для выяснения, более перспективной
идеи;
разработка критерий, которым должно удовлетворять
планируемое изделие.
|
1 неделя
|
2. организация деятельности
|
Выбор исполнителя, планирование работы,
разработка
содержа-ния этапов,
коррекция со стороны педагога.
|
составление плана изготовления изделия с учетом
имеющихся материалов и оборудования;
экономические расчеты;
выполнение изделия в графическом изображении (рисунки,
эскизы и изделия в целом).
|
2недели
|
3. осуществление
|
интегрирование и
аккумулирование всей информации с учетом темы, цели.
подготовка наглядно-графического материала, разработка
аудио-видеоряда проекта.
контроль и
коррекция промежуточных результатов соотнесение их с целью;
руководство,
координация работы учащихся.
|
изготовление деталей и изделия в целом;
приобретение опре-деленных навыков и умений
изготовления изделия.
|
2 недели
|
4.
представление результатов
|
Представление и
защита проекта в груп-пе.
Сопоставление
первоначальных целей и результатов иссле-дования.
Оценка и подведение
итогов.
Обсуждение резуль-татов проекта, какие
познавательные и нравственные находки были найдены.
|
Создание мультимедийной презентации об этапах
реализации проекта
Реализация изделия.
|
2 недели
|
1.Погружение в проблему
Теория. На этом этапе дается описание мотивов выбора проекта на основе
предварительного изученных потребностей и возможностей для его выполнения. Создается
банк идей, обсуждаются достоинства и недостатки изделий, проводятся исследования,
чтобы выяснить, какая из идей выглядит более перспективной, определяют
потребности в этом изделии, разрабатываются критерии, которые должны
удовлетворять планируемое изделие. Проводится расчет экономических затрат,
выбираются материалы и инструменты необходимые для реализации проекта.
Материалы и инструменты
ткань (шелк, креп сатин);
краски акриловые по ткани;
резервирующий состав (контур по ткани);
трубочка для резерва;
формат А2;
простой карандаш;
фломастеры или восковые мелки;
кисти;
баночка под воду;
палитра;
подрамник;
силовые кнопки;
английские булавки;
синтепон;
швейная машинка;
нитки;
игла
ножницы.
Организация деятельности.
Меня заинтересовала техника росписи по ткани. Для своей
работы я выбрала тему «Почему люди не летают как птицы…», т. к. очень люблю
мягкие игрушки, интересуюсь птицами. За
основу я взяла несколько выкроек разных птиц по форме и стилю, на основе этих
выкроек выполнила несколько эскизов и
остановилась на одном из них. Птицы - главный элемент моей будущей композиции,
они сидят на ветке и показывают свои нарядные крылья. В моей композиции будет 5
птиц, каждая птица имеет свой рисунок и свою цветовую гамму.
Композицию я выбрала вертикальную для того, чтобы
передать движение и красоту каждой птицы. Сложнее всего было работать с
контуром для ткани, т. к. необходимо было плавно и равномерно наносит все линии
рисунка. Одно неверное движение, и рисунок уже не исправить. Краски тоже
требовали определенных навыков в работе, но закончив работу, я не пожалела, что
освоила технику росписи по ткани.
Осуществление.
Название изделия: творческая игрушка птицы «Почему люди
не летают как птицы…».
Назначение изделия: для украшения интерьера
Форма изделия: игрушка.
Творческая игрушка птицы «Почему люди не летают как птицы…».
Размер игрушки 25x15
Игрушки 25x15- 5 штук
Кормушка – 1 штука
Прежде чем приступить к работе, необходимо выбрать,
что именно вы
будете расписывать. Для выполнения
творческой игрушки необходимо выполнить несколько эскизов. Эскиз можно
нарисовать как в натуральную величину, так и в уменьшенном виде, вначале в
карандаше, а затем выполнить в цвете фломастерами или восковыми мелками (можно
и красками). Лучший эскиз по цвету, форме увеличиваем в натуральную величину на
листе ватмана (можно взять обои) и обводим линии рисунка (будущий контур)
черным фломастером или маркером.
2. На подрамник натягиваем ткань (предварительно
постирать) и закрепляем силовыми кнопками. Смотрим, чтобы ткань при натягивании
не перекашивалась, иначе при соединении двух частей птицы линии и рисунок не
совпадут.
3. Английскими булавками в нескольких местах соединяем
эскиз с натянутой на подрамник тканью. Сквозь ткань хорошо просвечивается
контур будущего изделия.
4. Резервирующим составом обводим контур рисунка.
Резервирующий состав должен насквозь пропитать волокна ткани (тогда краска не
будет заходить за контур). Можно взять бесцветный резервирующий состав, но его
минус - это запах, который долго не выветривается, или цветной. Но обязательное
условие для любого резерва: резерв должен пропитать волокна ткани насквозь и,
если этого не произошло, то нужно пройти резервом контур с обратной стороны.
Ждем когда резерв высохнет.
5. Начинаем расписывать ткань. Стараемся кисточкой не
заходить за контур (краска останется на контуре). Роспись ткани начинаем с
самых светлых участков, постепенно переходя к темным. Если надо смешать два
цвета для получения нового оттенка, то используем палитру.
6.Когда краска полностью просохнет (можно высушить феном
или вблизи обогревателя) снимаем ткань с подрамника и утюжим (см. инструкцию на
коробочке с краской).
7. Готовые половинки будущего изделия соединяем между
собой вначале английскими булавками, а потом прошиваем на машинке (оставляем
отверстие для набивки).
8. Выворачиваем изделие и набиваем синтепоном, зашиваем
отверстие.
9. Посмотрим на птицу, может ей не хватает изюминки? Для
этого можем использовать объемный резерв, пайетки, бусинки, тесьму. И в
некоторых "слабых" местах добавляем декор.
Творческая игрушка – птица готова.
4. Представление
результатов
Роспись ткани передает радостное настроение автора и
является оригинальным украшением интерьера или комнаты отдыха. Мне очень
понравилась техника росписи по ткани. Она отвечает задуманным требованиям. В
ней гармонируют цвета и сюжет. Надеюсь, что в дальнейшем разовью свое
мастерство и сделаю еще не один самостоятельный проект. |