Пояснительная
записка
Настоящий
курс «Слово: его
фонетический строй и
лексическое наполнение» предлагается
как элективный для
учащихся средних классов ( в
данном случае 8 классов) гуманитарного профиля
средних общеобразовательных учреждений.
Основные цели
курса - образовательная,
развивающая и практическая. Образовательная цель
достигается при знакомстве
учеников с объектом
языкознания. Развивающая цель
заключается в повышении
интереса к языку,
глубоком понимании языковых
фактов, стимулировании творческой
поисковой деятельности. Практическая
достигается через выполнение
различных заданий.
Язык
является органичной частью
индивидуальной культуры человека.
Каждое новое поколение
должно нести в
себе идею сохранения
и развития родного
языка. Именно с
помощью родного языка
мы познаем мир,
имеем возможность приобщиться
к тому огромному
опыту, который накопило
человечество. Слова русского
языка – это живое
свидетельство нашей истории,
нашей культуры. В
них прошлое и
настоящее нашего народа,
его традиционный и
современный быт, они
отражают особенности трудовой
деятельности людей, природной
среды их обитания,
обычаев, исторических этапов
развития конкретного народа,
развития его искусства,
словесности, народно -
поэтического творчества и
т.д. Слова – это памятник
культуры и памятник
культуре.
В
школьной программе для 5
- 8 классов более
или менее удовлетворительно изучаются
вопросы лексики и
фонетики, однако значительный
круг языковых явлений
рассматриваются
поверхностно. Но необходимо
интенсивно развивать речь
ребенка. Ведь в
понятие хорошей речи,
кроме правильности, включается
также богатство, точность и
выразительность. Огромное влияние
на развитие речи
ребенка имеет художественная литература.
Именно поэтому, изучая
языковые понятия и
явления, мы обращаемся
к художественным текстам.
Программа построена на
дополнении и углублении
базового образования.
Предполагается, что
в результате изучения
курса учащиеся будут знать:
- историю
происхождения языка;
- этапы
развития письменности;
- историю
русского алфавита;
- различные
средства выразительности;
- различные
виды словарей;
- виды тропов;
- происхождение
и развитие фразеологизмов.
Учащиеся, применяя
полученные знания, должны уметь:
- составлять
письма;
- анализировать
выразительные средства языка;
- определять
тип переносного значения;
- разграничивать
паронимы;
- использовать
в своей речи
выразительные средства языка.
Курс состоит из
трех разделов: «Рождение
слова», «Слово в фонетике»,
«Лексика и фразеология». Рассчитан на 17 часов. В первом
разделе ученики знакомятся
с общими понятиями,
связанными с языком
человека. Практическая задача
этого раздела – вызвать у
ребенка интерес к
языку и желание
анализировать языковые явления.
Второй и третий
разделы посвящены изучению
двух уровней языка.
Задача этих разделов – более подробно, чем
это делается в
курсе русского языка,
познакомить учащихся с
единицами данных уровней
языка на материале
художественной литературы. Программа
включает в себя
и практическую работу (выполнение различных
упражнений, анализ текстов,
составление словарных статей
и др.).
Полный текст программы скачивайте вверху страницы.
|