Заведующий учебной частью является организатором,
контролером, координатором, призванным обеспечить оптимальное
функционирование всех образовательных подсистем, в т. ч. между
участниками образовательного процесса, к которым относятся и родители
учащихся. Вследствие продуманной и качественной связи между завучем и
родителями повышается конкурентоспособность образовательного учреждения.
Вводная беседа с родителями во многом определяет их дальнейшее
отношение к обучению ребенка в данной школе. Во время такой беседы
заместитель директора знакомит родителей с основными правилами приема в
образовательное учреждение; содержательной и организационной сторонами
учебного процесса.
Родители должны быть проинформированы о том, что до 31 августа они
могут подать документы на обучение ребенка в школе и в соответствии с
Российским законодательством реализовать право на бесплатное
образование. Следует сообщить им, что дети, живущие рядом с выбранной
школой, пользуются преимуществом при зачислении. Кроме того, при приеме
детей в школу нельзя отказать тем, чьи братья и сестры уже учатся в ней.
В школу зачисляют детей с шести с половиной лет, а лучше – с семи.
Именно к этому возрасту в основном формируются функции кисти руки, что
весьма важно для обучения письму. В шесть с половиной лет у большинства
детей уже складывается понятийный аппарат, необходимый для заучивания и
понимания правил.
Если к 1 сентября ребенку еще не исполнилось даже шести, а родители
хотят записать его в школу, то в медицинской карте должна быть
проставлена специальная отметка: "Разрешено обучение с пяти лет".
С целью знакомства с будущим первоклассником проводится
собеседование. У ребенка проверяют сформированность умений, знаний и
навыков, предусмотренных программой дошкольного общеобразовательного
обучения.
Содержательная сторона учебного процесса
В беседе с родителями немаловажно раскрыть содержательную сторону учебного процесса:
- используемые программы и учебные комплекты, действующие в школе;
- обеспечение учебниками и учебными пособиями;
- образовательные и педагогические задачи, решаемые с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.
Завуч должен побеседовать с родителями о здоровье и индивидуальных
особенностях ребенка (в частности об усидчивости). Если родители
жалуются на то, что он часто болеет, необходимо сообщить о существовании
нескольких форм получения образования детьми, достигшими школьного
возраста. Следует напомнить родителям об их праве использования надомной
формы обучения (для детей с хроническими болезнями и детей-инвалидов) и
рассказать им о документах (кроме заявления), необходимых для того,
чтобы ребенок учился на дому.
Организационная сторона учебного процесса
Необходимо отметить особый режим дня первоклассников. Уроки длятся 35
минут. Первое время в ежедневном расписании всего три урока – так детям
легче привыкать к учебе. Как правило, после второго урока для
первоклассников организуют горячие завтраки. Меню утверждается совместно
Министерством здравоохранения РФ и Министерством образования РФ. В
настоящее время питание учеников начальных классов во всех школах
бесплатное. Организационные моменты еще будут затрагиваться на
родительских собраниях, но заместитель директора школы может выдать
памятку "Организация учебного процесса в первом классе" (приложение 1)
заранее.
Режим дня первоклассника:
- 7.00 – 7.10 – подъем
- 7.10 – 7.30 – зарядка, умывание, уборка постели
- 7.30 – 7.50 – завтрак
- 7.50 – 8.10 – дорога в школу
- 8.10 – 8.20 – подготовка к урокам
- 8.20 – 8.30 – утренняя зарядка до уроков
- 8.30 – 12.10 – уроки
- 12.10 – 13.10 – прогулка
- 13.10 – 13.20 – подготовка к обеду
- 13.20 – 14.00 – обед
- 14.00 – 16.00 – отдых, дневной сон
- 16.00 – 17.00 – выполнение тренировочных упражнений
- 17.00 – 19.00 – свободное время
- 19.00 – 19.30 – ужин
- 19.30 – 20.30 – свободное время
- 20.30 – 21.00 – подготовка ко сну, сон.
В середине учебного дня должна быть большая динамическая перемена. На
ней допускаются подвижные и настольные игры. Отдых должен быть
активным, так как детям необходима разрядка. Главное, чтобы во время
перемены соблюдались правила безопасности, и школьники случайно не
поранили друг друга, подражая агрессивным действиям героев современных
фильмов. С целью отдыха на уроке проводятся физкультурные минутки,
гимнастика для глаз, зарядка для пальчиков. Кроме того, учителя
начальных классов стараются во время уроков разнообразить деятельность
учеников, временно переключая их внимание. Все это способствует снижению
утомления первоклассников на занятиях.
Родителям необходимо следить за соблюдением режима дня ребенка. Это
поможет ему стать организованным. Родители также могут внести в
распорядок дня свои поправки, но основные режимные моменты лучше не
менять, так как они имеют большое значение для здоровья ребенка. После
уроков ученики могут оставаться в группе продленного дня, которая
работает во всех школах по заявлению родителей, желающих, чтобы их
ребенок находился под присмотром опытных педагогов. В группе продленного
дня предусмотрены обед (платный, если ребенок не относится к льготной
категории), прогулка, развивающие занятия. Если в школе есть спальня, то
в режим дня включают дневной сон, который помогает малышам восстановить
силы после уроков. Как правило, группа продленного дня работает до 18
часов. Кроме того, дети могут посещать кружки, спортивные секции,
театральные студии, созданные при школе.
За пределами школы во внеучебное время ответственность за здоровье
ребенка несут его родители. Школа обеспечивает безопасность учащихся во
время их пребывания в учебном заведении. Перед началом занятий учителя
принимают учеников у родителей "с рук на руки", а по окончании уроков
или работы группы продленного дня отдают детей только их родителям или
близким родственникам.
Приложения 2, 3, 4 знакомят родителей с правилами организации учебы
первоклассников. Такие памятки можно раздать на первом родительском
собрании.
Индивидуальный подход в решении вопросов
Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством,
что любое воздействие на ребенка преломляется через его особенности, без
учета которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания.
Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление
положительных качеств и устранение недостатков. При умелом и
своевременном вмешательстве можно избежать мучительного процесса
перевоспитания.
Например, на вопрос родителей "Можно ли давать ребенку в школу
деньги" нельзя дать определенный ответ. Если родители считают, что их
ребенку недостаточно школьного питания, то они могут давать ему с собой
яблоко или бутерброд. Следует учитывать, что первоклассники могут
израсходовать полученные от родителей деньги вовсе не на еду. Трата
денег должна находиться под контролем родителей, поэтому они сами решают
этот вопрос.
Разрешение на ношение первоклассниками мобильных телефонов зависит от
администрации учебного заведения. Если в школе установлены бесплатные
доступные для пользования детей телефонные автоматы, администрация может
не рекомендовать им иметь при себе телефон. В этом случае вопрос о
наличии мобильного телефона у первоклассника решается индивидуально[1].
Индивидуальный подход также необходим в решении вопроса о школьной
форме. В каждом педагогическом коллективе он решается по-своему. Сейчас
большинство родителей склоняется в пользу школьной формы, которая
дисциплинирует детей и отличает ученика от дошкольника (обычно именно об
этом мечтают дети при поступлении в школу).
Родители должны быть осведомлены о том, что в первом классе нет
домашних заданий. Однако при необходимости или при желании сформировать у
ребенка качественные навыки чтения, письма, счета, не стоит
отказываться от тренировочных упражнений, которые может предложить
учитель.
Приложение 1
ПАМЯТКА
для родителей
"Организация учебного процесса в первом классе"
Обучение детей в первом классе строится следующим образом:
• учебные занятия проводятся только в первую смену;
• пятидневная учебная неделя;
• в середине учебной недели один день – облегченный;
• в день не более четырех уроков;
• продолжительность уроков – не более 35 минут;
• в середине учебного дня динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут;
• в первом полугодии "ступенчатый" режим обучения (в сентябре,
октябре – 3 урока по 35 минут каждый; со второй четверти – 4 урока по 35
минут каждый);
• дневной сон, трехразовое питание и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня;
• обучение без домашних заданий и проставления оценок;
• дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
Приложение 2
ПАМЯТКА
для родителей
"Предметы, необходимые для обучения в первом классе"
Первокласснику понадобятся:
• обложки для книг и тетрадей;
• тетради в клетку и косую линейку;
• веер букв и цифр;
• набор геометрических фигур;
• счетные палочки;
• линейка;
• ручки (синяя, зеленая, красная);
• простые и цветные карандаши;
• закладки;
• цветная и белая бумага;
• цветной картон;
• ножницы с тупыми концами;
• альбом для рисования или папка для черчения формата А4;
• кисти;
• клей;
• пластилин, дощечка для лепки;
• мелки (восковые и обычные);
• сменная обувь;
• спортивная форма (длинная – для улицы, короткая – для зала), спортивная обувь (кроссовки).
Всю одежду первоклассника следует подписать или пометить условным значком.
Приложение 3
ПАМЯТКА
для родителей
"Организация помощи первокласснику в учебе"
1. Следите за тем, чтобы ребенок занимался в одно и то же время и придерживался режима дня первоклассника.
2. Не отчаивайтесь, если у него не сразу все получится так, как вам хочется. Вспомните свои переживания в первом классе.
3. Научитесь точно ставить перед ребенком учебную задачу, но не более
одной, так как ему трудно удерживать внимание на нескольких объектах,
например: "Постарайся плавно соединить слоги в слова", "Попробуй
аккуратно написать новую букву" и т. д.
4. Для учебных тренировок очень важен положительный эмоциональный
настрой, атмосфера успеха, в которой обязательно будет достигнут
качественно новый результат.
5. Никогда и ни с кем не сравнивайте своего ребенка, ведь он –
личность. Личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию
ребенка предполагает изучение его успехов и роста относительно самого
себя. Поддержите ребенка в трудной ситуации словами: "Я уверена, что у
тебя все получится".
6. Организуйте действенную помощь первокласснику. Например, покажите
ему, как аккуратно вырезать сигнальные карточки для работы в классе,
которые помогут учителю своевременно предотвратить появление у вашего
ребенка грубых ошибок при усвоении основных понятий по учебным
предметам.
7. Приучайте ребенка ежедневно собирать портфель, лучше накануне вечером, но не делайте это за него.
Приложение 4
ПАМЯТКА
для родителей
"Организация рабочего места ученика"
1. Купите первокласснику письменный стол, чтобы ребенок мог сам
систематизировать и разложить учебные принадлежности, научиться
поддерживать порядок на рабочем месте.
2. Лучше, если освещение будет слева. Занавески нужно отодвинуть в
сторону, чтобы основной свет проникал через верхнюю треть окна.
3. Можно купить первокласснику парту и стул с регулируемой высотой, а для школьных принадлежностей – книжные полки.
4. Приобретая мебель, обязательно учитывайте рост ребенка. При росте
от 1 м 15 см до 1 м 30 см высота стола должна быть 52 см, а стула – 30
см. Важно, чтобы ноги ученика стояли на полу, спина прикасалась к спинке
стула, а между крышкой парты и грудью ребенка могла пройти его ладонь. |