К сожалению, у современных детей все реже возникает желание
читать. Приобщить младших школьников к художественному слову, научить
различать доступные для них, полезные, интересные книги, сформировать их
читательский кругозор и постепенно сделать их настоящими читателями
помогут уроки внеклассного чтения.
Начиная с 1967 г. по инициативе и решению Международного совета по
детской книге (IBBY) 2 апреля, в день рождения великого сказочника Ганса
Христиана Андерсена, весь мир отмечает Международный день детской книги
(ICBD), подчеркивая тем самым непреходящую роль детской литературы в
формировании духовного и интеллектуального облика новых поколений Земли.
Долгие годы основным руководством для учителя по проведению уроков
внеклассного чтения служила программа, разработанная Н.Н. Светловской. В
последнее время она утратила свою актуальность, и педагогу была
предоставлена свобода выбора авторов и произведений для изучения в
начальных классах. Однако это привело к тому, что во многих школах
преподаватели вовсе отказались от внеклассного чтения. На наш взгляд,
это недопустимо. Ведь для полноценного развития навыка чтения,
духовно-ценностного формирования личности младшего школьника необходимы
три вещи: учебник, книга по внеклассному чтению и "книга для души”,
которую ребенок выбирает сам и читает в свободное время. Цель уроков
внеклассного чтения – обеспечить в процессе обучения непрерывное
знакомство с широким кругом детских произведений.
Учитель самостоятельно определяет круг авторов, творчество которых
будет изучаться с детьми на уроках. Целесообразно выбирать произведения,
близкие и понятные по смысловому содержанию, позволяющие органично
использовать музыкальное сопровождение, легко и интересно инсценировать
отдельные части повествования. Ведь, как известно, литература тесно
связана с музыкой, театром, изобразительным искусством.
В течение года можно познакомить ребят со сказками Г. Х. Андерсена
("Дюймовочка”, ”Снежная королева”, "Стойкий оловянный солдатик”,
"Огниво”, ”Свинопас”, ”Ребячья болтовня”, ”Гадкий утенок”, ”Дикие
лебеди”, ”Новое платье короля”, ”Русалочка”, ”Принцесса на горошине”);
братьев Гримм ("Стоптанные туфельки”, "Король Дроздобород”);О. Уайльда
(”Великан-эгоист”, "Соловей и Роза”, "Преданный друг”, ”Счастливый
принц”, "Замечательная ракета”, "Молодой король”).
После изучения творчества писателей рекомендуется провести обобщающий
урок-викторину, предложить детям инсценировать отрывки из сказок,
написать сочинение о наиболее полюбившемся произведении.
Обобщающий урок внеклассного чтения для 2-го класса по сказкам Г. Х.
Андерсена представлен в приложении. Выбор именно этого автора
объясняется тем, что в программу по чтению не включено изучение его
творчества. Обычно знакомство со сказками "Дюймовочка”, "Снежная
королева”, "Русалочка” происходит через мультфильмы, в которых события
излагаются не всегда достоверно, подчас отсутствует авторский подтекст.
Обобщающему уроку предшествует большая работа:
- изучение биографии писателя;
- анализ сказок, их сравнение;
- классификация, характеристика персонажей;
- выполнение иллюстраций и поделок;
- инсценировки понравившихся эпизодов.
Для уточнения, обобщения и систематизации знаний учащихся на основном
этапе урока проводится викторина, что учитывает возрастные особенности
детей 7–8 лет. Так как игра остается для них любимым видом деятельности,
игровые формы и методы обучения наиболее эффективны. Использование
коллективных средств обучения позволяет решать воспитательные задачи.
Для того чтобы научить ребят интересоваться не только своими успехами,
но и достижениями одноклассников, замечать не только собственные
проблемы, но и трудности товарищей, класс делится на две команды. Каждая
заранее получает несколько заданий, которые требуют подготовки для
выполнения остальными членами группы. Важным условием для общей победы
служит наличие к концу занятия у каждого ребенка знака участника. Таким
образом школьники оказываются перед необходимостью распределить работу в
команде, учитывая возможности каждого, что способствует отсутствию на
уроке выкриков: "Я знаю!”, "Спросите меня!” и т. п.
Не менее значимым этапом урока является выполнение творческого
задания. Детям предоставляется возможность, пользуясь полученным на
предыдущих уроках алгоритмом, проанализировать самостоятельно не
изученную ранее сказку Г. Х. Андерсена. Таким образом решается задача
развития аналитических способностей, а также одаренным детям дается шанс
проявить себя на конструктивном, творческом уровне.
Как правило, в каждом классе начальной школы есть два-три ребенка,
которые обучаются игре на различных музыкальных инструментах по
программе музыкальной школы. Они могут помочь в организации музыкального
сопровождения на обобщающих уроках, внеклассных мероприятиях. Например,
наши дети с огромным энтузиазмом откликнулись на предложение
аккомпанировать художественному чтению монолога феи из сказки "Дикие
лебеди”, подготовить музыкальные произведения для небольшой инсценировки
из сказки "Дюймовочка”, посредством мелодии выразить настроение и
характер сказочных героев. Безусловно, это привносит элемент праздника,
подчеркивает значимость заключительного урока по данной теме.
После изучения большой темы дети в течение одного-двух месяцев читают
книги, которые выбирают самостоятельно, по своему вкусу и настроению.
Конечно, уроки, где все ученики работают с разными книгами, сложно
планировать с методической точки зрения, но ценность их очень велика.
Во-первых, исключается ситуация неготовности к уроку по причине того,
что учащиеся не смогли найти издания по заданной теме. Во-вторых, детей,
читающих без удовольствия, не вынуждают обращаться к произведениям,
которые им не интересны.
Подводя итог вышесказанному, хочется сказать, что уроки внеклассного чтения в начальной школе весьма актуальны, и пренебрежение ими представляется нам серьезной педагогической и методической ошибкой. |