Дети 6–7 лет не всегда адекватно могут выразить свои мысли,
чувства, ощущения, что является препятствием для установления
полноценного контакта со взрослым. В то же время именно дошкольный и
младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения
коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям,
интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие
коммуникативной компетентности ученика – актуальная задача
воспитательно-образовательного процесса школы.
Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т.
е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию
следует уделять пристальное внимание. Каково значение коммуникативной
компетентности ученика в образовательном процессе?
Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример:
если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом
чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной
компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка,
соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет
на последующую учебную деятельность.
Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит
процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное
благополучие в классном коллективе. Как известно, школьная адаптация
подразделяется на учебную и социально-психологическую. Ребенок должен
привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к
окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то
испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность
ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг
друзей, вызывает ощущения непринятости, одиночества в классе, может
провоцировать асоциальные формы поведения.
В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может
рассматриваться в образовательном процессе не только как условие
сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс
эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Для развития коммуникативной компетентности необходимо:
- определить ее понятие и структуру, а также содержание на разных возрастных этапах;
- применить системный подход, обеспечить взаимодействие
различных субъектов, направлений и технологий в целях достижения
полноценного результата;
- выбрать метод, разработать программы, направления, технологию и техники развития коммуникативной компетентности учащихся.
Понятие и структура коммуникативной компетентности учащихся
Наш подход учитывает разработки И.А. Зимней, А.К. Марковой, А.В. Хуторского, Л.А. Петровской, Ю.Н. Емельянова, Е.В. Сидоренко.
Мы понимаем коммуникативную компетентность как целостную
систему психических и поведенческих характеристик человека,
способствующих успешному общению, т. е. достигающему цели (эффективное) и
эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих
сторон.
В ее структуре выделяем следующие компоненты: когнитивный, ценностно-смысловой, личностный, эмоциональный и поведенческий.
Они не являются частями целого, однако предполагают
взаимовлияние, взаимопроникновение и существование каждого в остальных,
что означает следующее:
- содержание отдельного компонента "раскрывается" через другие, взаимодействует с ними, проявляется в них;
- все компоненты (направления) должны быть включены в работу;
- более эффективным считается занятие, обеспечивающее развитие ребенка по всем или многим обозначенным направлениям.
Раскроем смысл каждого компонента, обозначим его значение в
коммуникативной компетентности и желаемый уровень для младшего
школьника.
Когнитивный компонент образует знания о ценностно-смысловой
стороне общения, о личностных качествах, способствующих и препятствующих
общению, об эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих его, об
операциональной (поведенческой) стороне общения. Каково значение этих
знаний? Человек обучается общению, наблюдая поведение близких людей,
подражая их примеру, что происходит недостаточно осознанно. Ребенок, и
даже взрослый, не задумывается о самой форме этого процесса и может
познавать его на протяжении всей жизни. Это позволяет лучше понять
особенности собственного стиля общения, усовершенствовать его,
разнообразить коммуникативные возможности.
Для возрастного уровня младшего школьника актуальны и доступны
знания о самом себе и других людях. В ограниченной степени – о
личностных качествах, проявляющихся в общении.
Ценностно-смысловой компонент – ценности, которые
активизируются в общении. Личностные ценности, проявляясь в базовых
отношениях к себе и другим людям, регулируют общение, придавая ему
определенный смысл. Данный уровень регуляции весьма значим для человека.
Например, для обращения с просьбой к кому-либо о чем-то для себя важно,
какой смысл это имеет для просящего. Если, по его мнению, просить –
значит показывать свою зависимость или слабость, что недопустимо, то он
не будет этого делать. Или, например, если человек считает, что "никто
никому ничего не должен", и поэтому боится получить отказ, то он тоже не
может попросить. Подобные ситуации наблюдаются в начальной школе:
ученик плачет и не может попросить у соседа карандаш. В этом случае
"работает" личностный смысл, который не позволяет просить.
Начиная с дошкольного периода и продолжая в младшем школьном
возрасте следует формировать нравственные ценности и базовые отношения к
себе (самопринятие, самоуважение) и другим людям (принятие их, уважение
к ним). Именно это не только облегчает, "разрешает" общение, но и
делает его нравственным. Ведь если Я уважаю себя и других, то легко могу
пообщаться с ними, без напряжений, опасений или страданий. В отличие,
например, от ситуации, когда индивид уважает себя, а остальных – нет. В
его общении часто сквозит пренебрежение к окружающим, поэтому они не
хотят с ним контактировать. Такой человек также чаще использует
манипулятивные способы общения.
Личностный компонент образуют особенности личности
вступающего в общение, которые естественным образом влияют на
содержание, процесс и сущность коммуникации. Аутистичность,
застенчивость, беззастенчивость, отчужденность, эгоистичность,
заносчивость, тревожность, ригидность, агрессивность, конфликтность,
авторитарность негативным образом сказываются на общении.
Коммуникативная компетентность младшего школьника должна базироваться на
уверенности в себе, оптимизме, доброжелательности (дружественность) и
уважении к людям, справедливости, альтруизме, честности,
стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности, неагрессивности,
неконфликтности. Дошкольный период наиболее сензитивен для воспитания
личностных черт, в младшем школьном возрасте многие из них уже заложены,
но изменения (развитие и коррекция) вполне возможны. У более старших
детей коррекция потребует существенных усилий.
Эмоциональный компонент коммуникативной компетентности связан
прежде всего с созданием и поддержанием позитивного эмоционального
контакта с собеседником, саморегуляцией, умением не только реагировать
на изменение состояния партнера, но и предвосхищать его. Именно
эмоциональный фон создает ощущение психологически благоприятного или
неблагоприятного, комфортного или дискомфортного общения. Обозначенные
составляющие эмоционального компонента в доступной форме могут
вырабатываться у младшего школьника.
Поведенческий компонент образуют коммуникативные умения,
способы деятельности и опыт, который является образованием,
интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления
коммуникативной компетентности. Коммуникативные умения как элементы
создают коммуникативное поведение. Их особенности, степень
сформированности могут быть изучены и измерены, а также стать конкретной
задачей развития или коррекции у ребенка.
Общепринятого подхода к классификации коммуникативных умений не существует. В основе нашей позиции – ориентация на опыт детей.
На наш взгляд, условно коммуникативные умения можно разделить
на две группы, находящиеся во взаимодействии и взаимопроникновении:
- базовые, отражающие содержательную суть общения:
приветствие; прощание; обращение; просьба о поддержке, помощи, об
услуге; оказание поддержки, помощи, услуги; благодарность; отказ;
прощение;
- процессуальные, обеспечивающие общение как процесс: умение
анализировать ситуацию коммуникации с точки зрения чувств и состояний
партнеров, производимых ими воздействий; говорить перед другими; слушать
других; сотрудничать; управлять (командовать); подчиняться.
Приведенная классификация может служить основой системы развития коммуникативных умений учащихся.
Технологии развития коммуникативной компетентности
Для формирования коммуникативной компетентности требуется
специальная система работы в воспитательно-образовательном процессе
начальной школы. Сегодня существуют лишь отдельные ее положения.
Основные субъекты: завуч, учителя и психолог, работающие во
взаимодействии. Завуч организует работу по формированию ключевых
компетентностей и обеспечению школьной адаптации.
Развитие коммуникативной компетентности младшего школьника
должно: включать в себя не только коррекционно-развивающую работу с
учениками, но и просветительную с родителями и педагогами; согласованным
образом осуществляться в процессе учебной, внеучебной деятельности и
специально организованных занятий (например, "Уроки общения").
Этапы работы в рамках данной системы: 1) диагностический; 2)
коррекционно-развивающий; 3) контрольный. Диагностический этап
осуществляется педагогом и психологом. Педагог на основе наблюдений
определяет уровень и особенности сформированности общения детей,
психолог с помощью проективных методик – черты самовосприятия и
самоотношения (уверенность, неуверенность, завышенную самооценку).
Полученная информация используется для индивидуально-типологического
подхода в процессе коррекционно-развивающей работы, проводимой
психологом или педагогом, овладевшим необходимыми технологиями, либо
совместно двумя специалистами. На заключительном этапе с помощью
повторной диагностики определяется эффективность работы.
Активное социально-психологическое обучение в начальной школе
Основной метод для специально организованных занятий
("Уроков общения") по развитию коммуникативной компетентности учащихся –
активное социально-психологическое обучение (далее – АСПО). Для детей
создаются условия, в которых они сами, через игры, дискуссии и
упражнения, открывают закономерности и особенности взаимоотношений,
общения и поведения в мире людей, а также развивают важные для этого
качества и умения.
Существенные преимущества АСПО по сравнению с традиционными (не активными) формами состоят в следующем.
Во-первых, самостоятельно открытое знание является максимально
усвоенным, принятым и действенным. Оно тесно связано с личными
переживаниями, поэтому более существенно может влиять на изменение
личностных отношений, качеств и поведения.
Во-вторых, ребенок не устает, не воспринимает происходящее как
скучную, формализованную учебу. Наоборот, предлагаемые формы АСПО, как
правило, связаны с эмоциями интереса и радости.
Но достижение преимуществ требует определенных "затрат" или
условий получения нужного результата. К ним относятся, прежде всего,
умение педагога (учителя или педагога-психолога), ведущего занятия,
применять метод АСПО, правильное определение времени (места в
учебно-воспитательном процессе) для урока, оптимальное число обучаемых.
Группы следует комплектовать с учетом индивидуальных
особенностей детей (7–12 чел.). В процессе АСПО каждому ребенку должна
быть предоставлена возможность что-либо сделать, сказать и быть
услышанным и понятым. Обычно класс делится на две-три подгруппы с
переменным составом. Однако некоторые занятия рассчитаны на работу с
целым классом.
Проведение занятий (два-четыре раза в месяц в зависимости от
конкретных условий) возможно в 1-м, 2-м или 3-м классах с начала
учебного года. Целесообразнее начинать в 1-м классе (с продолжением во
2-м классе), потому что в таком случае лучше обеспечивается
благоприятная социально-психологическая адаптация в школе. За основу
предлагаем взять примерное целеполагающее планирование "Уроков общения"
(приложение), которое в зависимости от индивидуальных личностных и
коммуникативных особенностей детей и условий в школе можно
корректировать. Приведенное далее планирование базируется на следующем:
- нравственные ценности, чувства и связанные с ними
нравственные качества личности как компоненты коммуникативной
компетентности должны быть предметом воспитания у детей дошкольного
возраста;
- в начальной школе коммуникативная компетентность может
развиваться через два основных компонента – ценностно-смысловой и
поведенческий. Остальные компоненты "вплетаются" в них, сопровождают это
развитие.
В ценностно-смысловом компоненте мы развиваем позитивное
отношение ребенка к самому себе через развитие понимания себя,
самопринятия и самоуважения, а также доброжелательное отношение к другим
людям (одноклассникам) через расширение понимания их, принятия и
уважения. Это облегчает вступление в общение, комфортное и эффективное
его протекание. Обеспечивает благоприятный психологический климат в
классе, облегчает адаптацию в нем.
В поведенческом компоненте мы прежде всего ориентируемся на развитие конкретных коммуникативных умений.
Примерное целеполагающее планирование
"Уроков общения"в начальной школе