Психолого - педагогические основы использования игровых технологий на уроках в начальной школе
| 14.01.2013, 19:25 |
"Нельзя человека научить на всю жизнь, надо научить учиться всю жизнь…"
Проблема: Снижение интереса к предметам учащихся начальной школы.
Цель работы: Обеспечить условия, способствующие преодолению трудностей в
усвоении материала посредством использования игровых технологий.
Задачи: Изучить необходимую психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной теме:
- Раскрыть роль и значение игровых технологий в повышении результативности обучения младших школьников.
- Дать характеристику игры как метода обучения.
- Создать пакет дидактических материалов для проведения уроков в режиме игровых технологий.
- Трудности педагогической практики.
- Значительные учебные нагрузки.
- Репродуктивные методы обучения.
- Трудности самореализации учащихся.
- Перенасыщенность современного школьника информацией.
Игра – это…
- "Пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок". ( Л.С. Выготский)
- Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». (А.М. Горький)
- Игра - это естественная для ребенка и гуманная форма обучения.
- Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым,
удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его
взять.
Обязательные условия игры:
1) соответствие целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании.
Достоинства игровых технологий:
- игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные
процессы школьников - внимание, восприятие, мышление, запоминание и
воображение;
- игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность;
- одним из главных достоинств является повышение интереса к предмету практически у всех учащихся в классе;
- посредством игры задействуется «ближняя перспектива» в обучении;
- игры позволяют развить специальные способности учащихся к знаниям;
- игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое
усвоение знаний, за счет чего учащиеся получают прочные, осознанные и
прочувствованные знания.
Ограничения и недостатки использования игр в образовании:
- Игра – это время – и трудоемкая форма.
- Игра не является педагогической панацеей.
- Дети могут увлечься игровой оболочкой и потерять образовательное содержание.
- Опасность возникновения зависимости от игры.
Отличие педагогической игры от игры вообще – четко поставленная цель обучения и соответствующий ей педагогический результат:
- Функциональность игры.
- Структура организации игры.
- Выбор игры.
- Подготовка игры.
- Введение в игру.
- Ход игры.
- Подведение итогов игры.
- Анализ игры.
Классификация игровых ситуаций:
1. По сущности игровой основы:
- Игры с правилами.
- Ролевые игры.
- Комплексные игровые системы.
2. По источнику познания:
- Игры на основе устного изложения учебного материала.
- Игры на основе работы со средствами наглядности.
- Игры на основе практической работы учащихся.
3. По количеству участников:
- Индивидуальные.
- Парные.
- Групповые.
- Массовые.
Дидактическая игра - условно занимательная для субъекта деятельность,
направленная на приобретение знаний, формирование умений и навыков.
Деловая игра.
Одной из разновидностей ролевой игры является деловая игра – условное
воспроизведение, имитация, моделирование некоторой реальной
деятельности, которую совместно осваивают участники игры. При этом
каждый ученик решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью
и функцией. В совместной деятельности у учащихся развиваются и навыки
сотрудничества.
Структура деловой игры:
Этап игры Деятельность участников игры Деятельность педагога
1 этап – формулируется цель игры и дается необходимая информация. Четко
представить себе проблему или структуру задач, соотнести проблему с
поставленной целью. Педагог организовывает работу в малых группах
(командах).
2 этап – самостоятельная работа учащихся в командах. Вникают в
проблему, пытаются понять ее. Коллективное обсуждение: вырабатываются
выводы или решения путем соглашения. Возможно существование отдельной
точки зрения кого-либо из участников. Педагог оказывает помощь.
3 этап – межгрупповая дискуссия. Каждая группа предлагает свой вариант
разрешения рассматриваемой проблемы. Участники других групп выступают в
качестве оппонентов. Педагог управляет дискуссией, при помощи наводящих
вопросов старается привести к правильному решению проблемы.
Ожидаемые результаты.
- Игры активизируют познавательную деятельность на всех стадиях изучения материала.
- Игры повышают качество обучения.
- Игры способствуют обогащению словарного запаса, расширяют кругозор, повышают учебную мотивацию.
- С помощью игры легче устанавливать эмоциональный контакт с обучающимися.
|
Категория: НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ | Добавил: admin
|
Просмотров: 2319 | Загрузок: 0
| Рейтинг: 3.0/2 |
|