Важное место в начальном обучении принадлежит русскому
языку. Содержание и методы обучения русскому языку должны содействовать приобретению
школьниками прочных знаний, умений и навыков в пределах программных требований.
При обучения русскому языку реализуются основные
дидактические принципы, особенно принципы доступности, преемственности,
перспективности.
Одним из важных дидактических условий, обеспечивающих
усвоение знаний, выступают их систематическая проверка и оценка. Основными
видами письменных работ по русскому языку являются списывание, диктанты
(объяснительные, предупредительные, зрительные, выборочные, творческие, контрольные,
словарные и др.), а также тесты.
В разделе собран материал для проведения разного вида
контроля и адресован учителям начальной школы и родителям, которые дома
самостоятельно могут проверить уровень знаний и обученности своего ребенка.
Все тексты по количеству слов соответствуют требованию
образовательного стандарта для каждого класса и подойдут для любого курса
русского языка.
Тексты носят воспитательный характер, их тематика
разнообразна: природа, дружба, товарищи, игры, праздники, ребячьи дела, город,
деревня и т.п.
ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ развивают умение выделять
орфограммы на слух.
Учитель диктует тексты, а ученики выбирают и
записывают лишь те слова, которые содержат изучаемые в данный момент
орфограммы. Проводятся по мере изучения темы.
ЗРИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ.
Цель — развитие памяти, орфографической зоркости.
Зрительный диктант может быть по объему больше, чем письмо по памяти.
Незнакомые орфограммы подчеркнуты, можно выделить особенно актуальную
орфограмму (подчеркнуть другим цветом). В зависимости от уровня подготовки
класса текст зрительного диктанта можно давать по частям или целиком.
ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ (ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ) ДИКТАНТЫ помогут
повторить ранее пройденный материал, закрепить вновь изученные орфограммы.
Чередуя анализ и синтез слова, ученики предупреждают ошибки еще до его
написания. Это вид работы проводится по мере изучения темы на любом этапе
урока.
Учитель может использовать как весь текст, так и любую
его часть. Текст читается целиком, затем учитель читает каждое предложение, а
дети объясняют те орфограммы, которые изучаются в данной теме.
Проводятся: по мере изучения темы на любом этапе
урока.
ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ — один из самых важных видов
работ в начальной школе. Оно помогает развивать орфографическую зоркость, запоминать
и воспроизводить зрительные образы слов и словосочетаний, что повышает
грамотность письма.
Текст записывается на доске, его читают вслух, затем
дети читают его самостоятельно, списывают и выполняют задание. По окончании
работы отводится время на проверку текста и задания.
Рекомендуется проводить регулярно по мере изучения
темы.
КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ проводятся после изучения темы,
чтобы выяснить, как она усвоена. В результате выявляются пробелы в знаниях учеников
и намечаются пути их устранения.
Учитель читает текст целиком, затем диктует по предложениям.
Произношение орфоэпическое, но четко произносятся
незнакомые орфограммы.
Подсказки, повторы не допускаются. За диктант ставятся
отметки: «5» — за работу, в которой нет ошибок; «4» — допущено 1—2 ошибки; «3»
— 3—5 ошибок; «2» — более 5 ошибок.
Обязательно проводится работа над ошибками,
допущенными в контрольном диктанте. Ей посвящается специальный урок.
ТЕСТИРОВАНИЕ проводится для замера знаний и умений.
Оно содержит обобщенный материал по ключевым грамматико-орфографическим темам и
нацелено на выявление степени усвоения изучаемого материала.
Тестирование требует от учащихся хорошей ориентировки
в языковых явлениях и фактах.
Разумное чередование всех видов работ будет
способствовать повышению грамотности учащихся. |