Проектно – исследовательская деятельность младших школьников
18.08.2012, 11:21
Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС
нового поколения требует использования в образовательном процессе
технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской
деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Одним из вариантов в решении проблемы может стать обращение к методу учебных проектов
как технологии развития умений учиться. В настоящее время метод
проектов все чаще рассматривают как систему обучения, при которой
учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и
выполнения постепенно усложняющихся проектов. Исследователи
характеризуют метод учебного проекта как:
¾ личностно-ориентированный;
¾ обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
¾ развивающий умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии;
¾ формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
¾ воспитывающий целеустремленность, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
¾ интегрирующий знания, умения и навыки из разных дисциплин.
Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать,
формирует самооценку. Проектная деятельность обладает всеми
преимуществами совместной деятельности, в процессе ее осуществления
учащиеся приобретают богатый опыт совместной деятельности со
сверстниками, со взрослыми. В проектной деятельности школьников
приобретение знаний, умений и навыков происходит на каждом этапе работы
над проектом. Причем, основная цель учебной деятельности выступает перед
школьниками в косвенной форме. И необходимость ее достижения
усваивается школьниками постепенно, принимая характер самостоятельно
найденной и принятой цели. Ученик приобретает и усваивает новые знания
не сами по себе, а для достижения целей каждого этапа проектной
деятельности. Поэтому процесс усвоения знаний проходит без нажима сверху
и обретает личную значимость. Кроме того, проектная деятельность межпредметна.
Она позволяет использовать знания в различных сочетаниях, стирая
границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний
с реальными жизненными ситуациями.
При использовании метода проектов существуют два результата. Первый – это педагогический эффект
от включения учащихся в «добывание знаний» и их логическое применение.
Если цели проекта достигнуты, то можно сказать, что получен качественно
новый результат, который выражается в развитии познавательных
способностей школьника, его самостоятельности в учебно-познавательной
деятельности. Второй результат – это сам выполненный проект. Проектное
обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это,
пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужных материалов,
комплектующих требует систематической работы со справочной литературой.
Выполняя проект, как показывают наблюдения, более 70% учащихся обращаются к учебникам и другой учебно-методической литературе.
Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс
способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения
проблем и коммуникации. Этот вид работы хорошо вписывается в учебный
процесс, осуществляемый в виде практикума, эффективен при соблюдении
всех этапов проектной деятельности, обязательно включающих презентацию.
Практичность проектной деятельности выражается в ее не формальном
характере, а в соответствии с направлением индивидуальной деятельности и
желания учащегося.
Учитель заранее предлагает темы проектов, инструктирует учащихся по
ходу работы. Учащимся дается определенный алгоритм проектировочной
деятельности. Учащиеся выбирают тему, подбирают материал, проводят
выборку, оформляют работу, готовят защиту с использованием компьютерной
презентации. Учитель выступает в роли консультанта, помогает решить
возникающие "технические" проблемы.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется,
"осязаемыми": если это теоретическая проблема – то конкретное решение,
если практическая – то конкретный результат, готовый к внедрению,
применению Участие учащихся в конкурсе проектных работ стимулирует
мотивацию к повышению уровня учебных достижений и повышает потребность в
самосовершенствовании. Защита проекта в школе, на научно-практической
конференции, является самой главной, честной и справедливой оценкой
труда учащегося. Практика показывает, что авторы лучших проектов в
дальнейшем успешно учатся в ВУЗах и обладают значительно более высоким
уровнем ключевых компетенций, чем те, кто, хотя и выполнял проекты, но делал это формально. Любая исследовательская работа включает в себя следующие этапы:
Подготовительный этап
определение темы;
постановка цели и задач, определение источников информации;
выбор критериев оценки.
Основной этап - разработка проекта- (сбор и уточнение информации)
Заключительный этап - защита проекта
В подготовительный период только выбирается тема для исследования,
определяются задачи, и собирается информация о предмете изучения в
литературе, Интернет-ресурсах.
Для того чтобы помочь детям в выборе темы можно предложить детям мини анкету с вопросами:
Что тебе интересно больше всего?
Чем ты хочешь заниматься в первую очередь?
Чем ты чаще всего занимаешься в свободное время?
О чём хотелось бы узнать, больше?
Есть ли что-то такое, чем ты особенно гордишься?
Если эти вопросы не помогли, возможно проведение индивидуальной беседы с
ребёнком. Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему,
которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и
подскажет, как сформулировать тему исследования. Учитель может и должен
лишь "подтолкнуть” детей к правильному выбору.
Попробую сформулировать некоторые принципы работы по формированию
учебно-познавательных компетенций на которые я ориентируюсь в своей
работе:
не стоит "стелить соломку" на каждом шагу ребенка, нужно
позволить ему иногда совершать ошибки, чтобы потом он сумел
самостоятельно найти пути их преодоления;
не натаскивать, давая знания в готовом виде, а вооружать приемами познания;
не забывать о работе над собой, о совершенствовании собственных
знаний и умений, потому, что только такой учитель, всегда сумеет
"разбудить" познавательную активность и самостоятельность детей.
Включать школьников в проектную исследовательскую деятельность следует постепенно, начиная с первого класса.
Вначале – доступные творческие задания, выполняемые на уроках обучения
грамоте, окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных
творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах
учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под
руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в
которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы
каждого ученика.
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных
предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта
требуется личностно значимая проблема, знакомая младшим школьникам и
значимая для них.
Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в
самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов
учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных занятий
целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе), одной-двумя
неделями (во 2 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам,
рассчитанным на месяц, четверть, полугодие (3-4 класс).
Формируя навыки научно-исследовательской и проектной деятельности
учителю следует выстраивать свою работу с детьми от однопредметных
проектов к межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.
Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на
себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама
идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление
заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки
мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими
проектной деятельности. С этой целью можно проводить специальные
собрания-лекции, на которых разъяснять родителям суть метода проектов и
его значимость для развития личности детей; рассказать об основных
этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в
ней. Можно выпустить "Памятки для родителей, чьи дети выполняют проект".
В начальной школе могут быть эффективно реализованы следующие типы
проектов:
творческие проекты (декламация своих стихов, исполнение песен,
участие в инсценировках, выпуск газеты, съемки фильма и т. д.), которые
позволяют ребенку младшего школьного возраста проявить и развить свои
способности;
ролевые, игровые проекты, сообразные возрасту и позволяющие
младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать таким
образом мир, учиться строить взаимоотношения в нем;
ознакомительно-ориентировочные (информационные), предполагающие аналитическую работу с полученной информацией;
практико-ориентированные (прикладные), завершающиеся
изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет
ребенку почувствовать свою социальную значимость;
исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления.
Работа школьников над проектом требует особого внимания и контроля со
стороны учителя. Скрытая координация, используемая на более поздних
этапах проектной деятельности, также позволяет решить ряд педагогических
задач. Во-первых, у школьников формируются умения в дальнейшем вести
творческий процесс самостоятельно (дети видят и используют приемы
учителя), во-вторых, участие "на равных" дает возможность учащимся не
согласиться с предложенным решением взрослого и корректно отстоять свою
позицию, у них появляется опыт "дипломатических переговоров", который
так необходим в жизни.
Я рассматриваю организацию учебных исследований с младшими школьниками как особое направление, прежде всего, внеклассной работы. Такая работа ориентирована на углубление и закрепление имеющихся у школьников знаний, умений и навыков, но перспективная цель учебных исследований
— развитие исследовательской, творческой активности детей. Эта работа
на данном этапе проводится индивидуально — только с теми детьми, которые
проявляют выраженный интерес, имеют развитые познавательные способности
и навыки самостоятельной учебной работы. Свою работу по организации в
классе проектно-исследовательской деятельности я начала с проведения
диагностики по изучению интересов и склонностей обучающихся. На основе
полученных данных создался "образ" класса и была спланирована дальнейшая
работа. Хотелось бы отметить, что дальнейшую деятельность нужно строить
в сотрудничестве с родителями.
Отдельно на каждого ученика создаётся портфолио, в котором
накапливаются творческие и исследовательские работы, отражены результаты
деятельности. Познакомила детей с тем, что такое проект, познакомила с
некоторым теоретическим материалом. Затем на родительском собрании
проинформировала родителей. Не всё сразу получалось. Первый проект был
по внеклассной работе был посвящен теме "Моя Родина". Защита проходила в
присутствии родителей. Дети очень волновались, но первым блин не был
комом. Очень активно применяла метод проектов на уроках внеклассного
чтения и окружающего мира. Дети проекты оформляли по - разному, кто - то
в бумажном варианте, были и презентации. От урока к уроку. от проекта к
проекту дети набирались опыта, развивалась их речь, память, учились
оценивать себя и выступление одноклассников. В основном у меня дети
выполняют индивидуальные и групповые проекты. Темы для проектов выбираю с
учетом программного материала и интересов учащихся. Это делается для
того, чтобы проекты способствовали расширению знаний обучающихся и
применению полученных знаний на практике.
"В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат". В.А. Сухомлинский.
Конечно, в 1 классе нашу работу может еще и не назовешь проектом, но
все-таки.. Параллельно с изучением букв, чтобы не угасал интерес к
обучению, мы начали создавать "свою" азбуку. Меня вдохновила статья в
газете "Начальная школа" №48-2003. Начали с портрета любимой буквы (дети
сами выбирали), потом буквы имени, фамилии, имя мамы и т.д. Один листик
А4- это одна буква. Мы ее делали "живой" , искали слова на эту букву,
животных, придумывали предложения. И родители помогали, находили
загадки, картинки. Но рисовали и писали только дети. Потом листочки
собирались в папку с файлами.. Получилась у каждого своя азбука. Делали
мы все это на уроках обучения грамоте, выделялось несколько минут. Позже
делали проекты по внеклассному чтению. Тема была посвящена
произведениям русских поэтов о родине. Проекты были представлены в виде
книжек малышек. Начиная со второго полугодия первого класса те дети ,
которым это было интересно, делали сообщения на различные темы по
окружающему миру. Работая над сообщением, дети обращались к различным
источникам информации- словари, энциклопедии, ресурсы интернет. Материал
дети представляют в различном варианте – кто-то в устной форме, кто-то
готовит сообщение от руки, кто-то в печатном варианте , у кого какая
возможность и желание. Но обязательно добиваюсь, что бы материал,
который готовят дети был им понятен и доступен, а не просто скачан с
интернета.
Очень интересным, на взгляд был проект "Загадки". Ребята провели работу
по сбору загадок . Каждый представил отдельную страницу общего альбома.
Загадки сопровождались рисунками- подсказками, которые дети подбирали
,наклеивали и рисовали сами. На внеклассном чтении очень интересным был
представлен проект группы учеников , на котором они представили
пословицы о книге, рассказали о чем они. Материал представлен в форме
простой презентации. Для учеников 1 класса это большая работа. Одним из
ярких проектов, который мы готовили с детьми во 2 классе, это был проект
, посвященный 65 годовщине ВОВ и назывался он "Моя семья и война".
Защита проектов состоялась на классном часе "Они сражались за Родину". В
класс вошла живая история вместе с этим проектом, где ребята собрали
материалы об участниках ВОВ своей семьи. После такой работы акция
возложения цветов к памятнику воинам-освободителям приобрела личностную
значимость для каждого ребёнка.
Однажды, на классном часе, который был посвящен нашим домашним питомцам,
один ученик высказался о том, что на улицах много бездомных животных.
Он интересовался, почему так происходит. Так появилась проблема, над
которой я предложила поработать этому ученику. И началась работа по
разработке данного проекта, которому мы дали название "Мы в ответе за
тех, кого приручили". Найденный материал мы вместе просматривали,
попутно выясняли, что нужно провести ещё анкетирование, подбирали
фотографии, проводили интервью, проводили подсчет бездомных животных,
наблюдали за их поведением, местами скопления ит.д. Готовый материал с
помощью родителей был оформлен и представлен в виде презентации.
Виноградов Иван выступил перед одноклассниками на классном часе, перед
родителями, тем самым, приобретая ораторские способности. Было решено
данную работу представить на районный конкурс исследовательских работ и
творческих проектов младших школьников " Я – исследователь". Эта работа
была оценена жюри и Иван получил диплом 1 степени. Было рекомендовано
подать заявку на участие с этой работой в Российском конкурсе
исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших
школьников "Я исследователь", который состоялся в г. Мелеузе. В составе
группы учащихся из нашего района, Виноградов Иван, стал участником этого
конкурса. Результат нашего выступления – диплом 2 степени. Очень
удачными оказались исследовательские работы "Чистый ли белый снег",
"Почему портфель тяжелый". Дети с этими работами участвовали в районном
конкурсе исследовательских и проектных работ "Шаг в науку",
республиканском НПК "Шаг в науку", в региональном туре конкурса "Я
исследователь" и заняли призовые места.
Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Исследовательская и
проектная деятельность в образовательном процессе позволяет достичь
максимального эффекта. Роль преподавателя — помочь детям в этом.