Для организации проектной деятельности обучающихся можно использовать создание газеты класса.
Идея стенгазеты — это проект, а процесс ее создания это и
проектирование, и воплощение проекта. Более того, это дело, вокруг
которого складывается настоящее ученическое самоуправление. Работа в
газете способствует привитию любви к интеллектуальному труду,
активизирует творческие способности детей, развивает умения
сотрудничества, создаёт ситуацию успешности.
Рассмотрим основные этапы создания проекта в виде классной стенгазеты.
Этап 1. Погружение в проект. Цель этапа - подготовка учащихся к созданию газеты.
Задачи: определить проблему, тему и цель проекта в ходе совместной
деятельности педагога и обучающихся; создать группы учащихся для
создания стенгазеты. Педагог помогает детям сформулировать проблему,
цель и задачи проекта; организует поиск учащимися оптимального способа
достижения поставленных целей проекта. Обучающиеся осуществляют вживание
в ситуацию, обсуждают тему будущей газеты, определяют свои потребности,
распределяются по группам.
Этап 2. Планирование деятельности. Цель этапа - пооперационная
разработка модели стенгазеты с указанием перечня конкретных действий и
результатов, сроков и ответственных.
Задачи: определить жанры, рубрики, источники информации, способы сбора и
анализа информации, возможных форм презентации; установить процедуру и
критерии оценивания результата и процесса; распределение ролей между
членами группы(групп). На втором этапе после определения темы газеты
необходимо разработать модель газеты. Это система рубрик, форма газеты,
элементы оформления.Важно правильно распределить роли обучающихся. В
начальных классах главным редактором должен быть учитель. Для создания
газеты могут потребоваться корреспонденты, фотографы, верстальщики,
наборщики, корректоры. Это будет зависеть от модели газеты.
Этап 3. Реализация плана. Цель - поиск материала для
стенгазеты. Задачи: самостоятельная работа учеников по своим
индивидуальным/ групповым задачам проекта, обсуждение полученных данных в
группах, на консультациях.
На данном этапе учитель наблюдает, советует, косвенно руководит
деятельностью обучающихся, отвечает на их вопросы, следит за соблюдением
временных рамок этапов деятельности, рецензирует и корректирует
поступающий материал, корректно отвергает тот или иной материал. Ученики
выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в
комбинированном режиме. При необходимости консультируются с учителем
Этап 4. Оформление стенгазеты. Цель - оформление стенгазеты Задачи: структурирование полученной информации
Этап 5. Презентация результатов. Цель - демонстрация
стенгазеты. Деятельность учителя: организует презентацию, продумывает и
реализует взаимодействие с родителями; при необходимости консультирует
учащихся по вопросам подготовки презентации; репетирует с учениками
предстоящую презентацию результатов проектной деятельности; выступает в
качестве эксперта, принимает отчет. Деятельность обучающихся: выбирают
(предлагают) форму презентации; готовят презентацию: при необходимости
консультируются с учителем (экспертом); осуществляют защиту проекта;
отвечают на вопросы слушателей и/или выступают в роли эксперта.
Этап 6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности.
Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности.
Задачи: коллективное обсуждение результатов проекта; самоанализ
проектной деятельности. Деятельность учителя: оценивает усилия
учащихся, креативность, использование источников, неиспользованные
возможности, качество отчета, мотивирует учащихся; наблюдает, направляет
процесс. Деятельность обучающихся: осуществляют оценивание
деятельности и ее результативности в ходе коллективного обсуждения,
самоанализа.
Мы начинаем создавать коллективный проект "Наша классная газета" в
первом классе. Первоначальной его целью является накопление радостного,
положительного опыта ребят с целью адаптации к школьному обучению,
своеобразная "копилка" радости. Во втором классе мы формулируем
следующие цели классной газеты: освещение интересных событий из жизни
класса, рассказ об увлечениях учеников, обучение первоначальным умениям
выпуска газеты и деятельности журналиста. Готовясь к выпуску газеты,
дети знакомятся с поэтическими произведениями, традициями своей семьи,
закрепляют учебный материал, развивают творческие способности,
воображение. Газета помещается в уголке класса. Мне, классному руководителю, конечно, приходится учить
ребят работать над созданием газеты. Вместе мы придумываем её название,
оформление. Вместе с редактором сидим за компьютером и набираем текст.
Под моим руководством ребята пишут в газету статьи о мероприятиях, которые организовали и провели самостоятельно, делятся мнениями о проведённых классных делах.
Очень запомнился процесс создания нашей первой классной газеты. Я
написала статью, в которой поделилась впечатлениями о своих новых
учениках. Ребята рассказали о том, что им понравилось в школе.
Дети очень любят своих домашних питомцев. Мы выпустили газету, в
которой ученики рассказали о том, как они заботятся о братьях наших
меньших.
К международному Женскому дню был объявлен конкурс на лучшее сочинение о
бабушке. Получились очень добрые рассказы. Мы объединили их в газету
"При солнышке светло, при бабушке тепло".
Газета - это ещё и своеобразный отчёт перед родителями о работе с классом,
в ней даётся информация об особенностях детей этого возраста. В газете
помещаются анкеты для родителей. Регулярно родители пишут заметки для
газеты или пожелания детям. К Году 65-летию Победы в ВОВ мы решили
выпустить газету "История моей семьи в истории Великой Отечественной
войны". На родительском собрании один из вопросов был посвящён процессу
формирования нравственных качеств в детях: чувства сыновнего (дочернего)
долга, чувства доброты, ответственности, порядочности по отношению к
другим людям, чувства патриотизма и гражданственности, любви и уважения к
своей семье, своему роду, к своей стране. Современная жизнь не сильно
способствует интересу ребёнка к истории страны и народа. Поэтому
родителям было предложено поделиться с детьми своими знаниями о
родственниках, которые защищали нашу Родину в годы Великой Отечественной
войны, трудились в тылу на благо Победы.
Затем мы подвели итоги работы. Каждый ученик материалы своего
выступления передал художникам-оформителям. В результате получилась
газета, которую потом показывали родителям и другим детям.
Надеюсь, что данный материал сможет оказать кому-то методическую
помощь. Мне классная газета даёт возможность эмоционального общения и
совместной деятельности с детьми, формирования доверительных отношений с
ними, понимания их интересов и увлечений. |