Приёмы создания проблемной ситуации и способы её разрешения на уроках математики и русского языка в начальной школе
| 25.08.2013, 18:49 |
Почему так необходимо знать особенности создания ПС на уроке? Проблемный урок обеспечивает тройной эффект:
- более качественное усвоение знаний
- мощное развитие интеллекта, творческих способностей
- воспитание активной личности.
Что мы называем ПС?
Проблемная ситуация создается проблемным формулированием вопросов, задач, заданий поискового характера.
У ребенка возникает интеллектуальное затруднение, т. к. он не знает,
как объяснить какое - либо явление, факт, процесс действительности и как
действовать при этом.
Ученик осознаёт, что не может достичь цели с помощью известных ему (из ранее изученных) способов действия.
Проблемная ситуация побуждает его искать новый способ объяснения или действия.
Проблемная ситуация вызывает у детей удивление или затруднение. Поэтому
по реакции ПС делятся на 2 типа: с удивлением и с затруднением.
Приемы создания ПС с удивлением:
1. Самый простой. Учитель одновременно предъявляет детям противоречивые факты или теории, взаимоисключающие точки зрения.
2. Учитель сталкивает мнения детей вопросом или практическим заданием
3. Шаги:
- Обнажить житейское представление детей вопросом или практическим заданием на ошибку.
- Сообщает научный факт (сообщение, эксперимент или наглядность)
Приемы создания ПС с затруднением:
1. Учитель дает задание, не выполнимое вообще.
2. Практическое задание, не сходное с предыдущим
3. Шаги:
- Дать практическое задание, сходное с предыдущим
- Учитель доказывает, что задание не выполнимо.
После создания ПС дети должны осознать противоречие. Это достигается с помощью системы вопросов.
Методы постановки учебной проблемы
1. Побуждающий диалог
Прием №1 (Одновременное предъявление противоречивых фактов, теорий)
Тема: "Склонение имен существительных"
Старая женщина волновалась о сестре и дочери.
- Прочитайте предложение.
- Найдите однородные члены предложения.
- К какой части речи они относятся?
- Определите их род и падеж.
- Выделите их окончания.
(Возникает ПС)
- Что интересного заметили? (побуждение к осознанию противоречия)
- Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы)
Тема: "Непроизносимые согласные"
Весть, известие, вестник, известный, известно
- Сравните произношение и написание
- Что вы можете сказать об этих словах (осознание противоречия)
- Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы)
Здесь используется побуждающий диалог
- Какие есть предположения?
Разрешение ПС
- В 1 столбик выпишем слова, где звук "т" произносится, а в другой, где не произносится
- Какие есть предположения? (Здесь возникают различные гипотезы и
каждая проверяется, например, дети могут сказать, что нужно смотреть на
приставку)
- Вы согласны? (учитель дает подсказку): Все слова 2 столбика имеют приставку?
- Значит, дело не в приставке. Какие есть еще идеи?
Если нет предположений,
2 подсказка:
- Где стоит непроизносимая согласная?
- Подчеркнем буквы, между которыми стоит непроизносимая согласная
-Что вы заметили?
- Так когда же согласный не произносится?
- Сверьте свой вывод с правилом в учебнике.
Если подсказка не помогает, учитель дает правильный ответ.
Т.о. при побуждающем диалоге ребята выдвигают различные гипотезы и каждая из них проверяется.
Прием №2 ( сталкивает мнения детей вопросом или практическим заданием)
Мухоловка
Дается практическое задание - Выделите корень
Ученик выделяет 1 корень
- Все согласны?
Дети удивляются тому, что здесь может быть 2 корня.
- Сколько мнений в классе?
- Какой вопрос возникает?
Здесь используется побуждающий диалог
Прием №3 (Обнажить житейские представления учащихся вопросом или заданием на ошибку)
Тема: Правописание существительных с суффиксами –чик, -щик.
груз буфет
- От данных слов образуйте новые слова при помощи суффиксов – чик, -щик.
Работа в группах. Варианты ответов могут быть разные.
- Задание выполняли одно, а почему получились разные варианты? (осознание противоречия)
- Почему так вышло?
- Чего мы не знаем?
- Какой будет тема урока?
Здесь используется побуждающий диалог
Прием №4 ( невыполнимое задание)
Тема: Умножение
Детям предлагаются задания на нахождение суммы одинаковых слагаемых. Затем предлагается решить задачу
На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 860 рубашек?
- Вы смогли записать выражение к задаче?
- Почему?
- Что будем сегодня делать? Какой вопрос исследовать? (будем искать другой способ решения)
Здесь используется побуждающий диалог
Тема: Умножение двузначного числа (Задание, не схожее с предыдущим)
3, 6, 12, 78, 8, 63, 9, 51
- Что это за числа?
- Выпишите в 1 столбик все однозначные числа и умножьте их на 7, во 2 столбик все двузначные и умножьте их тоже на 7
- Вы смогли выполнить задание?
- Почему задание не получилось?
- Чем оно отличается от предыдущего?
- Какова тема сегодняшнего урока?
Здесь используется побуждающий диалог
Решение:
Работа в группах
Решите пример 12* 3 (Учитель помогает каждой группе)
- С чего нужно начать? (Побуждает к гипотезе)
- Из каких разрядных слагаемых состоит число 12?
Нельзя давать оценку ответов детей. Все ответы нужно принимать.
2. Подводящий к теме диалог – цепочка вопросов и заданий, которые приведут учащихся к формулированию темы
Тема: Правописание безударных гласных в приставках
Спишите слова, поставьте ударение. Подчеркните безударные гласные
- В каких частях слова находятся безударные гласные? Обозначьте их.
- Какое правило о безударных гласных мы уже знаем? А какое правило мы еще не изучали? Значит, какая тема урока?
Здесь используется подводящий диалог. Он не всегда имеет проблему, поэтому менее ценен.
- Из упражнения выпишите слова в 2 столбика: где приставка под ударением и где приставка без ударения.
- Что общего между приставками под ударением и без ударения?
- В каких приставках пишется гласная О? А?
- Сделайте вывод о правописании безударных гласных в приставках.
- Сверьте свой вывод с учебником
Тема: ь после шипящих на конце имен существительных
- Что общего?
- Чем отличаются?
- Над какой темой будет работать?
3.Сообщение темы с мотивирующим приемом
Самый простой. Учитель сам сообщает тему. Но он заинтересовывает класс через мотивирующие приемы.
Ребятам сообщается интригующий материал, связанный с темой урока.
"Яркое пятно" - сказки, легенды, отрывки из худ произведений, события в
жизни известных людей, шутки, демонстрация опыта, эксперимент.
Актуальность для детей. Ребенок должен видеть смысл нового знания.
Тему урока нужно озвучивать после того, как новое знание открыто (Если учебная проблема возникла как вопрос)
Нельзя опускать этап осознания противоречия.
Самый ценный 1 метод. Но и другие методы повышают мотивацию, заинтересовывают учащихся. |
Категория: НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ | Добавил: admin
|
Просмотров: 4749 | Загрузок: 0
| Рейтинг: 5.0/2 |
|