Предметные недели в начальной школе как одна из составляющих внеклассной работы по предмету. В свете современных требований к школе, когда перед учителем стоит задача научить каждого ребенка самостоятельно учиться,
особое значение приобретает развитие пытливости, любознательности
каждого ученика, воспитания любви к познавательной деятельности. Решение
этой задачи осуществляется как на уроках, так и во внеклассной работе
по любому предмету.
Формы внеклассной работы по предмету в начальных классах так же
многообразны, как и на других ступенях обучения. Среди них особая роль
принадлежит массовым формам, что объясняется их высокой эффективностью. В
последние годы традиционной частью внеучебной деятельности нашего МО
стали предметные недели. На заседании МО определили общие положения,
задачи и конечную цель проведения предметных недель.
Общие положения
Предметные недели вводятся в учебно – воспитательный процесс
начальной школы с целью повышения интереса к изучению предмета любого
цикла.
Мероприятия должны соответствовать тематике и целям.
При составлении плана проведения предметных недель учитываются:
занятость всех учителей;
разнообразные формы проведения мероприятий;
оформление стендов и кабинетов;
четкое расписание с указанием даты, времени и ответственного за проведение.
Задачи предметной недели:
Привлечь всех учащихся к организации и проведению недели.
Провести в каждом классе мероприятия, содействующие развитию познавательной деятельности учащихся.
Способствовать повышению образовательного уровня.
Обучать детей самостоятельности и творчеству.
Повысить уровень мотивации к изучаемым предметам.
Конечная цель: создание условий для творческого, познавательно –
развивающего отдыха, направленного на психологическую реабилитацию,
духовное, интеллектуальное, эмоциональное оздоровление детей.
В системе социального становления личности все больше места мы отводим
активным приемам и средствам воспитания, таким как игры, соревнования,
праздники, конкурсы, поэтому недели разнообразны по темам и формам
проведения.
Начинали мы с таких предметных недель, как Неделя русского языка, Неделя математики. Все проводимые олимпиады, уроки и мероприятия были подчинены одному выбранному предмету.
Но изучение опыта работы других школ показало, что возможны и другие
варианты проведения предметных недель в начальной школе, например,
первый день – день русского языка, второй – день книги, третий – день
математики и т.д.
Мы тоже решили сочетать предметы разного цикла, что и делали в 2005,
2006, 2007 годах. Потом решили, что целесообразнее проведение
тематических недель.
В начальных классах есть предмет, который раньше называли
"Природоведение". Теперь он в каждом классе называется по-разному, но
обязательным программным требованием является раздел "Краеведение".
Поэтому в год 450-летия города Астрахани мы провели предметную
тематическую наделю "Город славный, город древний, с белокаменной
стеной", представленную различными по форме мероприятиями: конкурсы рисунков и чтецов; уроки,
например, "Путешествие в храм природы Астраханской области"; беседа
"Астраханский кремль"; экскурсии, например, в краеведческий музей,
картинную галерею, по Ленинской площади; литературная композиция "Край
мой – гордость моя"; заочные путешествия "В дельту Волги", "Золотые
купола"; праздники дружбы и улиц города; игра "Профессии нашего края",
КВН "Знай и люби свой край". Завершилась Неделя коллективным творческим
делом – презентацией г.Астрахани "Столица Нижнего Поволжья, Святыня нежная моя".
Эта тематическая неделя имела большое значение в коррекции
эмоционально-волевой сферы личности учащихся, вовлеченных в подготовку
одного большого общего дела, расширила их знания о своем крае, помогла
раскрыться многим детям, преодолеть застенчивость и страх перед большим
количеством зрителей.
Следующий учебный год мы начали с Познавательной недели, которая
открылась общешкольной линейкой начальных классов. Неделя сочетала в
себе олимпиады по русскому языку и математике (по итогам повторения во
вторых, третьих, четвертых классах) и разнообразие форм проведения
классных часов: это беседа «символы России», читательская конференция
«Будь человеком», игровые программы "В гостях у Мойдодыра", "Советы
доктора Воды", конкурс рисунков между первыми классами и другие
мероприятия различной направленности:
экологической ("В листопаде октября");
нравственной ("Письма доброго сказочника");
этической ("Школьный этикет");
эстетической ("Осень в поэзии");
интеллектуальной ("В гостях у сказки").
Такой разброс был продиктован необходимостью акцентировать внимание членов МО на теме "Классный час
как средство воспитательного воздействия на учащихся", потому что
Недели не только для самореализации учащихся, но и повышения уровня
методической подготовки учителей.
В заключение было проведено КТД 1 "Б", 2 "Б", 3 "Б","Г", 4 "А" классов
"Праздник знаний", на котором подведены итоги недели и показан фрагмент
спектакля учащимися 4 "А" класса.
Интересно прошла предметная неделя, посвященная чтению, приуроченная к
Неделе книги, потому что основная цель – воспитание интереса к чтению и
любви к книге. В различных параллелях проводились сочинения "Моя любимая
книга", конкурс иллюстраций к любимым произведениям. Были предложены
интегрированные (или, как их теперь называют, бинарные) уроки и
мероприятия совместно с преподавателями изо, музыки, физкультуры,
работающими в начальной школе. Завершилась Неделя коллективным
творческим делом. КТД дает возможность организовать занятие, в
подготовке и проведении которого принимает участие весь классный
коллектив во главе с учителем.
Примеров разнообразия организационных форм проведения предметных
недель, в том числе завершающихся защитой проектов, можно привести
много.
Важно то, что они содействуют повышению методического мастерства
педагогов и в то же время расширяют кругозор учащихся, развивают их
психо- эмоциональную сферу. Они учат радоваться победам и принимать
поражения, получая навыки публичных выступлений и импровизации, увлекают
поиском материала для общего дела – в этом процессе развивается
познавательная активность школьников, закрепляются умения и навыки,
полученные на уроках. Через самореализацию в условиях игровых и
творческих ситуаций развивается личность каждого ребенка.