Младший школьный возраст является наиболее
благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры,
так как в этот период развития ребенка, характеризующийся преобладанием
эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира, интенсивно
формируются свойства и качества личности, которые определяют ее сущность
в будущем. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование
наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции
личности, которая определяет отношение ребенка к природному и
социальному окружению и к самому себе. Яркость и чистота эмоциональных
реакций обуславливают глубину и устойчивость впечатлений, получаемых
ребенком. Отсюда преимущественно умозрительное, без предметной
раздробленности истолкование мира, рассматриваемого в его целостности.
Ребенок младшего школьного возраста начинает также проявлять интерес к
миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих
отношений, его деятельность приобретает личностную природу и начинает
оцениваться с позиций законов, принятых в обществе.
Однако традиционное ознакомление учащихся
начальных классов с окружающей действительностью долгие годы строилось
на искусственном разъединении представлений о природе и социуме.
Ознакомление с природным окружением сосредоточено в курсе
«Природоведение», о социальной действительности – в «Родном языке».
Игнорирование способности детей младшего школьного возраста воспринимать
окружающий мир целостно, нерасчлененно ведет к формированию неполного
представления о развитии природы и общества.
Для учащихся начальных классов наиболее
значимыми видами деятельности признаются игровая и учебная, причем в
младшем школьном возрасте происходит переход от игровой к учебной
деятельности и целостное формирование последней. В
туристско-краеведческой деятельности учащихся также присутствуют
элементы игры. Каждый из участников этой деятельности имеет свою роль,
являясь штурманом, экологом, знатоком тех или иных явлений природы.
Однако в процессе туристско-краеведческой деятельности дети овладевают
реальными орудиями труда (термометр, компас, карта и т. п.), выполняют
реальные действия соответственно своим возможностям и овладевают
комплексом отношений с окружающей природной и социальной средой и самими
собой в реальной деятельности. Таким образом, туристско-краевед-ческая
деятельность хотя и близка к игровой, но отличается от нее реальностью,
естественностью всего происходящего, присутствием мотивированного
результата действия.
Близость туристско-краеведческой
деятельности к учебной заключается в том, что овладение знаниями
происходит в процессе проведения специально организованных занятий.
Главное же их отличие в возможности в процессе туристско-краеведческой
деятельности познавать окружающий мир целостно, а не попредметно,
ставить комплекс воспитательно-образовательных задач, решение которых
способствует воздействию на все сферы личности ребенка, и интегрировать
все стороны воспитания.
Занимаясь туризмом и краеведением, дети
удовлетворяют свою потребность в физической активности, получают
возможность знакомиться с предметами и явлениями окружающего мира
непосредственно в природе, где можно не только увидеть, но и потрогать,
понюхать, попробовать на вкус, удовлетворяют потребность в общении и
сотрудничестве со сверстниками, в самоутверждении и положительной
самооценке.
Структурной единицей в системе
туристско-краеведческой деятельности учащихся является цикл, состоящий
из подготовки, проведения и подведения итогов путешествия (экскурсии,
прогулки, похода), который, повторяясь со все более усложняющимися
содержанием и формами, создает непрерывность, последовательность и
постепенность наращивания знаний, умений, навыков и формирования качеств
личности. Основной части цикла – путешествию предшествуют теоретические
занятия в помещении и на местности, наблюдения в природе, игровые
задания. Завершается цикл комплексом разнообразных мероприятий по
подведению итогов работы.
Освоение различных социальных ролей в
процессе турист-ско-краеведческой деятельности осуществляется через
должностную систему организации детского самоуправления
туристско-краеведческой группы. На каждый новый турист-ско-краеведческий
цикл каждый его участник получает новую туристскую и краеведческую
должность, которую он защищает перед экскурсией или походом, доказывая,
что хорошо знает ее функционал, и отчитывается о проделанной работе
после экскурсии, похода или экспедиции. Такая организация позволяет не
дублировать деятельность другого, совершенствовать свое
туристско-краеведческое мастерство, самореализоваться и самоутвердиться в
группе, а также целостно изучить определенный объект или район
путешествия.
Формированию у детей отношения к природе как
высшей ценности, желания заботиться о ней помогает включение в каждый
туристско-краеведческий цикл труда на благо природы, являющегося
наиболее естественной формой взаимодействия человека с окружающим миром,
многие виды которого бескорыстны, а по своей мотивации приближаются к
общественно значимой деятельности.
Следует заметить, что, говоря о деятельности
младших школьников, имеющей своей целью освоение окружающего мира через
краеведение и туризм, необходимо эту деятельность правильно именовать.
Речь идет о соотношении двух основных компонентов, туризма и
краеведения. При работе с младшими школьниками краеведение всегда будет
преобладать над туризмом в силу ограниченных физических возможностей
детей этого возраста, с которыми только в конце третьего класса
целесообразно совершить первый двухдневный поход. Следовательно, их
деятельность по ознакомлению с окружающим миром должна называться
соответственно краеведо-туристской.
Экологическое воспитание учащихся
реализуется в рамках программы-системы «Чистая Земля – XXI век». Эта
программа имеет три ступени, соответствующие психовозрастным
особенностям детей, и предполагает использование новых и уже
апробированных отечественными и зарубежными специалистами педагогических
методов и приемов, которые в своей совокупности, в определенной системе
дают высокий воспитательный эффект.
Краеведо-туристская деятельность младших
школьников, являющаяся первой ступенью программы, организуется в течение
всего учебного года по сезонным циклам в форме эколо-го-краеведческих
игр-экспедиций: «Айболята» (1 класс), «Разведчики природы» (2 класс),
«Светлячки» (3 класс). Одаренные дети могут заниматься дополнительно по
программам профильных объединений: «Природа и театр», «Художественная
соломка», «Глиняная игрушка» и др. Учебно-воспитательный процесс у
школьников начальных классов завершается в загородном
эколого-оздоровительном лагере дневного пребывания по программе «К
Берендею».
«Айболята» знакомятся со своим ближайшим
окружением: школой, школьным двором, пришкольным участком, учатся
ориентироваться, вести наблюдения за живой и неживой природой в разное
время года. Основная задача первого года обучения – пробуждать и
развивать чувства ребенка, знакомить с окружающим миром через
чувственно-эмоциональное восприятие, способствовать освоению
элементарных практических навыков и правил поведения во время прогулок и
экскурсий в природу.
На втором году обучения предполагается
создание образовательной среды, позволяющей детям освоить определенный
объем информации по краеведению, экологии, наукам о Земле, овладеть
простыми приемами художественного творчества, приобрести навыки
межличностного общения, освоить некоторые туристские навыки. Главной
лабораторией по изучению природы для «Разведчиков природы» становится
лесопарк, пригородный лес. Дети узнают о взаимосвязях между растениями и
животными, животными и животными в лесу, на лугу, в водоеме, о
приспособлении живых организмов к окружающей среде и о влиянии неживой
природы на живой организм.
Образовательное пространство «Светлячков»
еще более расширяется. Это позволяет младшим школьникам развивать свои
представления о природных сообществах как совокупности совместно
обитающих и находящихся в тесной взаимосвязи организмов. Знакомство с
экологическими законами является основой представления о природном
равновесии и роли человека в его сохранении. Задача третьего года
обучения заключается в том, чтобы помочь детям на основе расширяющихся и
углубляющихся знаний формировать восприятие мира как единого целого,
как системы, в которой взаимодействуют все объекты, осознать роль
человека как сына природы и ее главной преобразующей силы,
способствовать формированию понимания того, что усилия каждого человека
значимы для микро-и макросоциальных процессов, научить выражать свое
отношение к изучаемой природной системе через изобразительную и
практическую деятельность.
Таким образом, процесс познания, начинаясь с
простого созерцания, сенсорного восприятия окружающего мира,
расширяется и углубляется до выяснения причинно-следственных связей и
взаимозависимостей во взаимоотношениях людей с социо-природной средой.
Реализация принципа экологизации
краеведо-туристской деятельности помогает подвести младших школьников к
пониманию того, что от состояния окружающей среды зависит состояние
физического и духовного здоровья человека, а потому оберегать
эстетические, экологические и санитарно-гигиенические качества
окружающей среды – значит, заботиться о духовном и физическом здоровье
человека, его нормальной жизнедеятельности.
Знакомство с социальным окружением
осуществляется также по расширяющейся и углубляющейся гносеологической
спирали: родословная в трех поколениях, школа (1 класс), родословная в
четырех поколениях, микрорайон (2 класс), родословная в пяти поколениях,
ближайший родной край (3 класс). Формированию представлений о
взаимосвязях в обществе способствует также построение отношений в
группах на основе должностной системы.
Познанию природы и самих себя помогают
социализирующие игры, игровые задания, проведение простейших опытов.
Эффективным средством формирования нравственных основ экологической
культуры является Кодекс чести юного эколога. Важно разрабатывать
содержание этого кодекса совместно с детьми, использующими свой опыт
взаимодействия с окружающим миром и самими собой. |