От современного учителя требуется формирование у обучающихся целого комплекса предметных и метапредметных умений. В таких условиях перед педагогом встает сразу несколько вопросов.
Какие образовательные технологии позволяют учителю эффективно формировать у младших школьников комплекс УУД?
Когда на уроках ребята больше думают, чаще говорят и, следовательно, у них активнее формируется мышление и речь?
Когда дети осуществляют творческую деятельность (а значит, развивают
творческие способности), активно отстаивают собственную позицию,
рискуют, проявляют инициативу?
Такими технологиями являются: технология продуктивного чтения* и технология проблемного обучения.
Технология проблемного обучения универсальна: ведь открывать знания
можно на любом учебном предмете и в любом классе. Открытие знания -
творческий процесс, включающий четыре основных этапа: постановку
проблемы, поиск решения проблемы, описание решения и его реализацию.
В данной статье мы остановимся на первом этапе процесса открытия нового знания - этапе постановки проблемы.
Любое научное творчество начинается с возникновения проблемной
ситуации, т. е. со столкновения с противоречием. При этом исследователь
испытывает острое чувство удивления или затруднения, которое буквально
заставляет его выполнить вполне конкретную мыслительную работу: осознать
противоречие и сформулировать вопрос. Именно от этапа постановки
проблемы зависят весь дальнейший ход урока открытия нового знания и
возникновение у учеников желания усвоить это новое знание.
Для включения обучающихся в активную деятельность учителю необходимо
использовать приемы создания проблемной ситуации на уроке открытия
нового знания.
Проблемная ситуация действительно обозначилась, если у ребят появился
эмоциональный отклик. Он возникает в определенный момент урока - при
столкновении с вполне конкретным противоречием. По реакции детей все
проблемные ситуации можно разделить на два типа: возникшие "с
удивлением" и возникшие "с затруднением".
Перечень приемов создания проблемных ситуаций представлен в таблице.
Приемы создания проблемных ситуаций
Тип противоречия
|
Приемы создания проблемной ситуации
|
I. Проблемные ситуации, возникшие с "удивлением”
|
Между двумя (или более) положениями
|
Прием 1. Одновременно предъявить
противоречивые факты, теории или точки зрения. Прием 2. Столкнуть разные
мнения учеников с помощью вопроса или практического задания
|
Между житейским представлением обучающихся и научным фактом
|
Прием 3.
Шаг 1. Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку".
Шаг 2. Предъявить научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности
|
II. Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением
|
Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя
|
Прием 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. Прием 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. Прием 6.
Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими. Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено
|
Существует предметная специфика в использовании представленных приемов постановки проблемы на уроке. Для русского языка наиболее характерны приемы 2, 3, 6, содержащие практическое задание "на ошибку", а приемы 1 и 4 используются реже. Для математики
типичны проблемные ситуации с затруднением, создаваемые приемами 4, 5,
6, хотя прием 1 тоже встречается. На уроках литературного чтения (такие
примеры не были рассмотрены в данной статье) часто обсуждаются полярные
позиции ученых (критиков) и разные мнения учеников с помощью приемов 1 и
2. При изучении окружающего мира, как правило, используется прием 3.
Необходимо принять к сведению следующее: учебная проблема
существует в двух основных формах: в форме темы урока; в форме не
совпадающего с темой урока вопроса, ответом на который и будет новое
знание. Следовательно, поставить учебную проблему - значит помочь
ученикам самим сформулировать либо тему урока,
либо не сходный с темой вопрос для исследования. Если проблема возникла
на уроке как вопрос для исследования, то тему урока уместно
сформулировать на этапе воспроизведения знаний.
В приложении 1 представлены примеры приемов постановки проблемы в процессе преподавания разных учебных предметов .
Не секрет, что торжественно объявленная новая тема чаще всего не
интересна ученикам, и получается скучный традиционный урок. Где же
выход? Можно увлечь ребят заранее сформулированной темой урока,
используя специальный прием, условно называемый "яркое пятно". В
качестве "яркого пятна" могут быть использованы сказки и легенды,
фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки,
культуры и повседневной жизни, шутки. Словом, разнообразный материал,
способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но обязательно
связанный с темой урока. Примеры использования педагогом в работе приема "яркое пятно" представлены в приложении 2.
Описанные в статье приемы постановки проблемы обеспечивают учебную
мотивацию, которую не обеспечивает традиционное сообщение темы урока. У
детей возникает желание изучить тему, которая сформулирована ими лично
или которой их умело заинтриговал учитель.
Примеры использования приемов постановки проблемы в процессе преподавания разных учебных предметов
I. Проблемные ситуации, возникшие "с удивлением"
Прием 1. Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.
1. Русский язык, 3 класс.
По заданию учителя школьники читают вслух слова: весть, известие,
вестник, известный, известно. Тем самым учитель одновременно предъявляет
два противоречивых факта (в одних словах "т" произносится, в других
нет).
Учитель: Что вы можете сказать
об этих словах? Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию
противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию
проблемы.) Почему в некоторых словах "т" не произносится? И тема урока
сегодня? ("Непроизносимые согласные в корне слова".)
2. Окружающий мир, 3 класс*.
Лена: Грибы не могут передвигаться, значит, это растения.
Миша: Грибы не зеленые, значит, они животные.
Учитель: Что вас удивляет в
диалоге наших героев? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой
возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Что такое
грибы: растения или животные? Итак, тема урока...? ("Грибы", "Что такое
грибы".)
3. Математика, 2 класс.
Учитель делает на доске запись 2 + 5 х 3 = 17 и 2 + 5 х 3 = 21. Учитель: Вижу, вы удивлены (реакция удивления). Почему?
* Сквозные герои - дети или сказочные персонажи - активно используются в
учебниках комплекта образовательной системы "Школа 2100" и помогают
ученику усваивать учебный материал. - Примеч. авт.
Ученики: Примеры одинаковые, а ответы разные! Учитель: Значит, над каким вопросом подумаем?
Ученики: Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?
Прием 2. Учителю требуется
столкнуть разные мнения учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки
зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на
новый материал. Возникший в результате этого разброс мнений обычно
вызывает у школьников удивление.
1. Русский язык, 3 класс.
Учитель: От слов "груз" и
"буфет" образуйте новые слова с помощью суффиксов -чик- и -щик-(Класс
разбивается на группы. Завершив работу, каждая группа записывает ответ
на отдельном листе и вывешивает его на доску.) Посмотрим, как группы
выполнили задание. Прочитайте, какие слова у вас получились.
Ученики: Грузчик и грузщик, буфетчик и буфетщик.
Учитель: Итак, что же
получается? Задание я вам дала одно. А как вы его выполнили? (Побуждение
к осознанию противоречия.) Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Условий
выбора того или иного суффикса.) Какой будет тема урока?
Ученики: Правописание суффиксов -чик- и -щик-.
2. Окружающий мир, 2 класс.
Учитель: Лена и мама на зимние
каникулы поедут в Санкт-Петербург, а Миша и папа в Австралию. Помогите
им собрать вещи. (Класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая
группа знакомит со списком собранных вещей.) Посмотрим, как группы
выполнили задание. (Разные мнения вызывают реакцию удивления.) Задание я
вам дала одно. А как вы его выполнили? (Побуждение к осознанию
противоречия.) Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Побуждение к
формулированию проблемы.) Какая сейчас погода в Австралии? (Проблема как
вопрос.)
3. Математика, 3 класс.
Учитель: Решите примеры.
Вспомните алгоритм. Один ученик у доски, остальные выполняют задание в
тетради. (Решают примеры, проговаривают алгоритм. Примеры: 367 - 143,534
- 216,328-174. Далее следует практическое задание на новый учебный
материал.) Решите следующий пример, работайте на листочках. (Фронтально
решают пример: 400 - 172.) Решили пример? (Побуждение к осознанию
противоречия.)
Ученики: Да, решили.
Учитель: Какие получились
ответы? (Называют разные ответы.) Я вам предложила решить одинаковый
пример? (Ответ: да.) А ответы получились какие? Ученики: Разные. Учитель: Почему?
Ученики: Мы еще не решали такие примеры.
Учитель: Чем этот пример
отличается от тех, которые мы только что решали? Ученики: В уменьшаемом
отсутствуют единицы и десятки. Учитель: Значит, какие примеры будем
учиться решать?
Ученики: Примеры на вычитание трехзначных чисел, где в уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки.
Учитель: Верно. Тему фиксируем на доске.
Прием 3. Выполняется в два
шага. Сначала учитель выявляет представление обучающихся с помощью
вопроса или практического задания "на ошибку". Затем предъявляет научный
факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации.
1. Русский язык, 3 класс.
Учитель: На доске два столбика слов. 1-й столбик: редкий, мягкий, легкий; 2-й столбик: редко, мягко, легко. Что вы можете о них сказать?
Ученики: Это родственные слова.
В первом столбике прилагательные, а во втором - наречия. Учитель:
Разберите по составу слова каждого столбика.
(Шаг 1. Ученик у доски производит разбор слов по составу, выделяет окончание -о в словах второго столбика.)
Проверим. Слова второго столбика - наречия. Вспомните, что такое наречие?
Ученики: Неизменяемая часть речи.
Учитель: Но тогда у наречий чего не может быть? (Шаг 2.)
Ученики: Окончания.
Учитель: Итак, что вы сначала
думали по поводу "о"? А что оказалось потом? (Побуждение к осознанию
противоречия.) Значит, какой вопрос возникает? (Побуждение к
формулированию проблемы.) Что же такое "о" в наречиях? (Проблема как
вопрос.)
2. Окружающий мир, 2 класс.
Учитель: Как вы думаете, много ли растений в пустыне? Ученики: Очень мало, почти нет. (Шаг 1.)
Учитель: Послушайте, я прочитаю вам отрывок из научно-популярной статьи.
(Зачитывается фрагмент текста о цветении растений пустыни в апреле - шаг 2. Обучающиеся испытывают удивление.)
Что вы сначала сказали? Как мы привыкли представлять себе пустыню? А
как на самом деле? Что узнали из текста? Какая же возникает проблема? В
чем мы должны разобраться? Как растения приспосабливаются (выживают) в
пустыне?
3. Английский язык, 3 класс.
Учитель: Что такое синонимы? Ученики: Слова, сходные по смыслу.
Учитель: Назовите английские синонимы слова "много". Ученики: Many, much.
Учитель: Составьте с ними
словосочетания, используя слова apple, egg, bread. (Практическое задание
на ошибку - шаг 1. Ученики записывают: much apples, many bread, much
eggs.) Посмотрите, как это задание выполнено в учебнике. (Предъявление
научного факта. Шаг 2. Запись в учебнике: many apples, much bread, many
eggs. Обучающиеся выражают удивление. Возникновение проблемной
ситуации.) Как вы сначала выполнили задание? А как на самом деле? Какая
же возникает проблема? Чего мы не знаем?
Ученики: Нам неизвестны условия выбора слов many, much в словосочетании с существительными, т. е. мы не знаем, от чего это зависит.
Учитель: На какой вопрос попробуем ответить сегодня? Ученики: Когда нужно употреблять many, а когда much.
II. Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением"
Прием 4. Учитель предлагает задание, не выполнимое вообще. Оно вызывает у школьников явное затруднение.
1. Математика, 2 класс.
Обучающимся предлагается ряд заданий, решение которых сводится к
вычислению одинаковых слагаемых, например: 2 + 2 + 2 + 2 = 8. Затем
дается задача: "На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц
надо пришить на 970 рубашек?" - практическое задание, не выполнимое
второклассниками вообще.
2. Русский язык, 3 класс.
Учитель: Продолжаем работать с
существительными, образованными суффиксальным способом. Прочитайте слова
и образуйте от них существительные с помощью суффикса -ник-.
(Выполнимое задание. Обучающиеся образуют существительные: пожар -
пожарник, сапог - сапожник, чай -чайник, соус - соусник, ель - ельник.)
Проделайте то же самое с другим столбиком слов. (Слова: шкаф, пол,
портрет. Невыполнимое задание. Обучающие испытывают затруднение.) В чем
затруднение?
Ученики: От этих слов нельзя образовать существительные с помощью суффикса -ник-.
Учитель: Какой возникает вопрос?
Ученики: Почему от некоторых
слов нельзя образовать существительные с помощью суффикса -ник-? (В
результате выявленных закономерностей после выполнения заданий
обучающиеся формулируют тему урока "Существительные с суффиксом -ник-".)
Прием 5. Учитель дает практическое задание, с которым ученики до
настоящего момента не сталкивались, т. е. задание, не похожее на
предыдущее.
1. Математика, 2 класс.
Учитель: На доске дан ряд
чисел. Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте
их на 7. (Обучающиеся легко справляются с заданием, способ выполнения
которого уже известен.) Выпишите в другой столбик двузначные числа и
тоже умножьте их на 7. (Обучающиеся испытывают затруднение.) Вы смогли
выполнить мое задание? Почему же это задание не получилось? Чем оно
отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какова
же будет тема нашего урока?
Ученики: Умножение двузначного числа на однозначное.
2. Английский язык, 4 класс.
Учитель: Скажите по-английски,
который сейчас час? (Показывает на часы над доской, время на которых
12.13. Обучающиеся затрудняются ответить.) В чем затруднение? Ученики: Мы этого не проходили. Учитель: Значит, какая будет тема урока? Ученики: Который час?
Прием 6. Самый сложный, т. к.
выполняется (как и прием 3) в два шага. Сначала (шаг 1) учитель дает
задание, похожее на предыдущее. Ученики, не замечая подвоха, выполняют
его, применяя уже имеющиеся у них знания. Затем (шаг 2) учителю
требуется аргументированно доказать, что задание школьниками все-таки не
выполнено. После этого у ребят и возникает затруднение. Прием 6 похож
на прием 3. В каждом по два шага. Причем первый шаг заставляет ученика
ошибиться, а второй разоблачает эту оплошность. Разница в том, что в
приеме 3 ошибка допускается из-за житейского представления ребенка, а в
приеме 6 - из-за применения школьником уже имеющихся научных знаний не в
той ситуации.
1. Русский язык, 4 класс.
Учитель: Какую тему мы проходили на прошлом уроке? Ученики: Спряжение глаголов.
Учитель: Поупражняемся в
определении спряжения глаголов... (Обучающиесялегко выполняют ряд
заданий, применяя известное правило. Далее - шаг 1.) А теперь определите
спряжение глаголов "смотреть" и "стелить". (Смотреть - глагол первого
спряжения, стелить - глагол второго спряжения. Далее - шаг 2.) Давайте
проверим. Я проспрягала эти глаголы на доске. Что вы замечаете?
Ученики: Смотреть - глагол второго спряжения, а стелить - первого.
Учитель: Итак, что вы хотели
сделать? Какое правило применили? Получилось выполнить задание?
(Побуждение к осознанию противоречия.) Значит, что это за глаголы? Какой
будет тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.)
Ученики: Глаголы-исключения.
2. Математика, 3 класс.
Учитель: Сравните углы. (На
доске изображение прямого, острого и тупого углов. Обучающиеся легко
выполняют задание.) А каким способом вы сейчас сравнивали углы? (Ответ:
на глаз. Далее -шаг 1. На доске два примерно равных угла - практическое
задание, сходное с предыдущим.) Теперь сравните такие углы.
Ученики: Они одинаковые. (Выполняют задание, применив известный способ.)
Учитель: Каким способом
сравнивали? (Ответ: на глаз.) Можете ли вы утверждать, что это точный
способ? (Ответ: нет.) Тогда можно ли утверждать, что эти углы равны?
(Ответ: нет. Далее -шаг 2. Обучающиеся осознают, что задание не
выполнено, возникает реакция затруднения.) Итак, что вы хотели сделать?
Ученики: Сравнить углы.
Учитель: Какой способ
применили? (Ответ: визуальный.) Получилось выполнить задание? Ученики:
Выполнили, но не можем утверждать, что этот способ точный. (Побуждение к
осознанию противоречия.)
Учитель: Какой будет тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.)
Ученики: Сравнение углов.
Приложение 2
Примеры использования педагогом в работе приема "яркое пятно"
1. Литературное чтение, 3 класс. Тема: "Пьеса".
Учитель: (Зачитывает фрагмент
текста, сквозным героем которого является девочка Настя.) Настя с папой в
воскресенье побывали в детском театре, где посмотрели спектакль
"Тили-бом" по пьесе-сказке Самуила Яковлевича Маршака "Кошкин дом".
Спектакль был музыкальный, яркий, красочный, и Настя вернулась в хорошем
настроении. По дороге домой она рассказала папе, что в классе они
решили поставить к новогоднему празднику сказочный спектакль.
- Пап, а любую сказку можно поставить на сцене? - спросила Настя.
- Да, любую, но для этого она должна быть написана как пьеса.
- А что значит "как пьеса"?
Ребята! Давайте поможем Насте разобраться, что такое пьеса.
2. Русский язык, 1 класс. Тема: "Согласные звуки [л], [л'], [м], [м']".
Учитель: Послушайте стихотворения, которые я вам приготовила. Определите, какие звуки произносятся чаще?
Лохматый лев увидел сон:
Летит с горы на лыжах он.
Луна и снег - быстрей, быстрей.
Вот это лев - краса зверей. Ученики: Чаще слышатся звуки [л], [л']. Учитель: Мяч летает полосатый.
В мяч играют медвежата.
- Можно мне? - спросила мышка.
- Что ты, ты еще малышка! Ученики: Чаще слышатся звуки [м], [м']. Учитель: Так какая тема сегодняшнего урока?
Ученики: Согласные звуки [л], [л'], [м], [м']. (Учитель фиксирует тему на доске.)
3. Окружающий мир, 2 класс. Тема: "Австралия".
Учитель: Мы путешествуем по материкам. Догадайтесь, о каком материке пойдет речь?
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
Они в пустыне пропадают где-то *...
Что вас удивило в стихотворении? Что интересного заметили?
Ученики: Здесь все наоборот: в январе лето, реки без воды.
Учитель: Какой возникает вопрос? Ученики: Что это за материк, где все наоборот?
Учитель: Это Австралия. Так какой материк (и страну) будем изучать?
Ученики: Австралию. (Учитель фиксирует тему на доске.)
4. Математика, 1 класс. Тема: "Числовой отрезок".
Учитель: В одном
большом-пребольшом городе жил-был маленький Паровозик. Дома все его
любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна была у него беда - он не
умел считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый
Умный Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и пронумеровать
станции, которые Паровозик будет проезжать. "Ты построишь, -сказал Умный
Паровоз, - волшебный отрезок, который называется "числовым отрезком"
(тема урока). Он станет твоим верным другом и помощником и научит решать
даже самые трудные примеры".
|