Опыт формирования экологической культуры учащихся начальной школы
| 28.09.2012, 13:53 |
Всех ребят мы в большие походы
Звонкой песней сумеем увлечь.
Охранять зорко нашу природу –
Это Родину, значит, беречь.
М.Андронов.
Одной из составляющих основной образовательной программы начального общего образования согласно федеральному государственному образовательному стандарту является программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у младших школьников.
Наиболее эффективным путем формирования экологической культуры является направляемая и организуемая взрослыми работа школьников, формирующая представления об основах экологической
культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и
природе, безопасного для человека и окружающей среды, познавательный
интерес и бережное отношение к природе.
Формирование экологической культуры – это развитие чувственности к
природе при каждодневном общении с ней в педагогическом процессе.
Познание природы детьми, нахождение в ней способствует развитию
интеллектуальной, эмоциональной, действенно-практической деятельности, а
также психической, физической и духовной.
Сегодня процесс экологического воспитания рассматривается с позиций
целостности, единства человека и природы. В непосредственной связи с
природой решал проблемы естественного воспитания Л.Н.Толстой. К.Д.
Ушинскому принадлежит идея народности в воспитании, в отношениях
человека с его родной природой.
Таким образом, идея природособразности широко находит применение в
экологическом развитии и воспитании детей, которая включает в себя
следующие положения:
- следование природе детей,
- использование природной среды в целях развития детей, а также развития у них экологической культуры.
Непосредственное общение с природными объектами происходит во время экологических экскурсий,
цель которых заключается не в том, чтобы показать ученикам и заставить
их запомнить вид и названия живых существ, и не в том, чтобы научить
отыскивать и описывать их особенности, а в том, чтобы показать им и
научить их видеть жизнь природы, ввести их в понимание биологических
процессов. Важно научить учащихся представлять себе жизнь окружающей
природы в виде ряда тесно связанных явлений, а не в виде отдельных
существ, отличающихся теми или иными удивительными особенностями. Вместе
с учащимися выявляем последствия влияния деятельности человека на
состояние природного окружения. С другой стороны изучаем природные
явления, их свойства, т.е. развиваем у детей рационалистическое
восприятие действительности.
В процессе экскурсий учащиеся прислушиваются к звукам природы,
высказывают свои впечатления, спорят, ошибаются, обсуждают, т. е. идёт
непосредственное общение с природными объектами, интенсивное развитие
культурного человека в контакте с местной окружающей средой.
Каждая экскурсия вызывает сплетение эмоций, создает приподнятое
настроение, формирует доброжелательные отношения в коллективе, решаются
задачи эстетического воспитания.
К.Д.Ушинский писал: "А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности
городка, а эти душистые овраги и полыхающие поля, а розовая весна и
золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меня
варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое
убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное
значение в развитии молодой души, с которой трудно соперничать влиянию
педагога".
Организация во время экскурсий игр, таких как "Узнай дерево по
листу", "Что изменилось", "Назови предметы живой и неживой природы",
"Кто как издаёт звуки и передвигается", направленные на сравнение
увиденного и воспроизведение в памяти того, что впечатлило, а также
цитирование поэтических строк Ф.Тютчева, С. Есенина, А. Фета, А. Пушкина
о природе повышают познавательный интерес и решают задачи эстетического
воспитания.
На любой экскурсии вместе с детьми повторяем правила поведения в
природе. Каждый должен знать элементарные экологические запреты,
следование которым должно стать нормой поведения для всех людей. Но
встаёт вопрос: хороши ли эти правила, если они носят в основном
запрещающий характер? Ведь получается: "Не делай того, не делай этого…".
Но определенные экологические запреты абсолютно необходимо. Сомневаться
в этом – значит делать уступку потребительскому отношению к природе, от
которого ничего, кроме беды ждать не приходится. Поэтому важно
систематически вести целенаправленную, кропотливую работу,
ориентированную на то, чтобы правила поведения в природе были осознанны,
прочувствованы, стали убеждениями, а основные из правил постепенно
перешли бы в простую и естественную привычку, подобно привычке говорить
"спасибо" или вытирать ноги перед входом в дом. Эти правила оформляются в
виде красочных табличек на уроках технологии и ИЗО и используются при проведении уроков окружающего мира.
Через всё содержание работы по формированию у воспитанников
экологической культуры они подводятся к мысли, что природа – среда и
необходимое условие жизни человека: в природе мы отдыхаем, наслаждаемся
красотой природных объектов и явлений, занимаемся спортом, трудимся, из
неё получаем воздух, воду, питание, поэтому разумно подходить к
потреблению природных ресурсов, их сохранению, умножению, ощущать свою
ответственность за состояние окружающей среды, всегда помнить о том, что
мы оставим нашим потомкам?
К сожалению, многие из детей приходят в школу с очень ограниченными,
потребительскими представлениями о природе. Предстоит длительный и
нелегкий путь к детским сердцам, чтобы открыть перед ними удивительный,
разнообразный и неповторимый мир природы.
Главное, чтобы дети поняли идею единства взаимосвязи человека и природы.
Человек – составная часть природы, поэтому не следует их
противопоставлять, а необходимо рассматривать в единстве. Н.Ф.Федоров в
«Философии общего дела» в 90-х годах прошлого века, когда до
экологического кризиса в его понимании было ещё далеко, писал:
"Цивилизация, эксплуатирующая, а не восстанавливающая, не может иметь
иного результата, кроме ускоренного конца".
Основная задача школы – вооружить школьников навыками экономного,
бережного использования природных ресурсов, способствовать формированию
активной гуманной позиции по отношению к природе, ответственности за
судьбу своего общего дома – планеты Земля. Важно довести до сознания
детей мысль Антуана де Сент-Экзюпери: "Все мы дети одного корабля по
имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у
человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с
природой, то на умершей, покрытой пылью безжизненной Земле стоило бы,
пожалуй, установить надгробную плиту со скорбной надписью: «Каждый хотел
лучшего только для себя".
|
Категория: НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ | Добавил: admin
|
Просмотров: 2152 | Загрузок: 0
| Рейтинг: 5.0/1 |
|