С сентября 1994г. в гимназии №10 г. Белгорода в I классе мы начали
проводить эксперимент по обучению детей "чтению через письмо[1]" с
использованием открытых форм урока.
В классе — 26 учеников. Из них 14 мальчиков и 12 девочек с разным
уровнем подготовки. Все ученики знали буквы, 2 ученика читали тексты
свободно, 8 учеников — по слогам.
Познакомившись с новыми подходами в обучении чтению через семинары,
через стажировку, через общение с учителями, которые апробировали
данную технологию, начали вводить элементы швейцарского педагога
Юргена Райхена в своей школе, применяя синтез методик, т.е. ту
технологию, которая впитывает в себя положительные стороны русской и
швейцарской системы. Что привлекло нас в методе Юргена Райхена?
Ю. Райхен исходит из того, что "уроки чтения тем эффективнее, чем
более неспецифичны". Его курс обучения исходит из того, что нельзя
преподавать обучение письму и чтению как изолированные процессы. Они,
наоборот, входят в совокупность всех учебных процессов.
Ю. Райхен исходит еще из того, что каждый ребенок поступает в школу
любопытным и готовым к учению. Если его правильно стимулируют и ему
помогают, он в собственном темпе развития сам прорабатывает необходимый
материал.
Ю. Райхен выводит три требования:
1. "То, что учит Ванюша, он учит сам" — индивидуализация учения.
2. "Хотя Ванюша всегда учится сам, он не всегда учится один" — социальное учение.
3. "Ванюша больше и лучше всего учится в контексте — интеграция предметов в обучении.
Такой подход дает возможность с первого дня в школе создать
открытое, коммуникативное и самоуправляемое обучение, с помощью
которого "ученики не только учатся читать, но и учатся учиться".
Самая важная и сложная задача учителя — сохранить мотивацию письма.
Так говорит и сам Райхен. Поэтому задания по письму с первых дней
пребывания ребенка в школе должны иметь целесообразную связь, быть
естественными, необходимыми и доставлять удовольствие. Нас, учителей, радует то, что можно исключить чисто тренировочные
задания при обучении чтению, на время мы отказываемся от чтения вслух
перед классом, не заставляем ученика читать прежде, чем он начинает
читать сам, и главное — меняется сам учитель. Он должен учиться
тщательно наблюдать за учениками и их учебным процессом, помогать им, не
вмешиваясь слишком рано или слишком часто в их работу.
Что же делается по-новому? Что по-другому? Так, при обучении чтению
по данной технологии отсутствуют букварь, установленный порядок введения
букв, многообразные упражнения по технике чтения.
С первых дней используется таблица начальных звуков, "таблица картин и
букв". Дети с самого начала работают с полным составом букв, могут
писать все, что хотят. Умение "читать" получается как "автоматическое
сопутствующее явление" неоднократного письма.
Таблицу начальных звуков в своем классе я использовала недолго, так
как очень быстро необходимость в ней для учеников отпала. Основным
барьером для большинства учащихся являлось расчленение на звуки. Дети
часто делали пропуски гласных звуков. Например, слово слон — "слн", слово нож: — "нж" и т.д. По таблице начальных звуков мы проводили ряд тренировочных упражнений:
1. Придумывание различных историй. Учитель читает медленно вслух рассказ (см. приложение 1, 2) и
особенно четко при этом произносит слова, которые изображены в
таблице. Дети ищут картинку, подходящую к слову, и ставят на нее фишку.
Рассказ должен быть таким, чтобы дети могли сами его продолжить.
2. Истории-загадки.
Истории-загадки — это короткие рассказы, в которых встречаются
предметы таблицы начальных звуков в определенном порядке одного
главного (решающего) слова.
Перед детьми лежит таблица. Учитель читает рассказ. Когда в рассказе
встречается предмет, который изображен в таблице, учитель делает
короткую паузу, чтобы дети нашли предмет и записали относящуюся к нему
букву. При правильной находке получается решающее слово. Дети,
нашедшие ответ, шепчут его на ухо учителю, чтобы другие его не слышали.
Например, решающее слово: Лиза. 3. Придумывание своих текстов.
Во время занятий детям очень хочется самостоятельно составить свой
рассказ, предложение, и их игровые фишки кладутся на подходящие
картинки в таблице.
Например: "В одном доме живут кот, мышь и гусь..." и т.д.
Такое самостоятельное обучение помогает сделать шаг от письма к чтению.
4. Игра "Соотнеси, букву", "Соотнеси картинку" (см. приложение 2).
5. Игра "Бинго".
6. Игра "Домино".
Все эти тренировочные упражнения присутствовали на уроке на
протяжении всего периода обучения грамоте. Последний месяц это было как
поощрение за хорошо сделанную работу. Дети с большим удовольствием
играли на разных станционных полях в "Домино", "Лото", "Бинго" и т.д.
С первых дней дети работали на отдельных листах, которые подшивались
в скоросшиватели для каждого ученика. К Новому году можно было
определить, как развивается каждый ребенок, каковы его успехи. И я, как
учитель, всегда старалась помнить, что первые серьезные попытки письма
должны быть для ученика радостью, а ошибки, допущенные им в начале
процесса письма, не могут помешать, так как они не запоминаются.
Письмо в начале обучения не автоматизировано, а находится на уровне эксперимента. Слово каждый раз "конструируется" заново.
Например, слово яйцо дети "конструировали" каждый по-своему:
иичка — 1 чел.
яйцо — 4 чел.
яецо — 3 чел. и т.д.
Слово эскалатор только один ученик в начале учебного года написал верно. Были самые различные варианты написания:
эскалатар
эсколатор
экскалатар и т.д.
Сначала первые пробы — полные ошибок. Но как только появляются
первые правила написания той или иной орфограммы, ошибки постепенно
уходят. А как же быть с ошибками?
Указанием для исправления ошибок должно быть сохранение мотивов и
радости письма. Ученика можно исправлять ровно столько, сколько он в
состоянии перенести. Это значит, что исправлять следует только в
индивидуальном порядке.
С каких видов работы начинали?
— Рассмотри картинку и подпиши.
— Нарисуй в рамках.
— Прочти! Нарисуй! (См. приложение 1.)
Творить, побуждать, замечать и подхватывать мотивированные
возможности письма — это одна из самых важных и трудных задач учителей в
методе "чтение через письмо".
Исходя из психологических мотивов, необходимо как можно чаще ставить
письменные задания в определенный порядок, а не просто так. При этом
необходимо давать ученикам как можно больше свободы.
Очень важно иметь параллельный класс в другой школе, в другом городе, стране, чтобы писать друг другу письма.
В нашем классе работает такая "почта". С I класса дети пишут письма
друг другу, учителю, ученикам параллельного класса, учащимся гимназии №
38 г. Белгорода, детям школ г. Дортмунда и г. Верл (Германия). Один раз
в неделю достаем почту и читаем, обсуждаем. Важно то, что письма пишут
конкретному лицу и обязательно отвечают друг другу.
Очень нравится детям такая работа, когда они пишут о своих каникулах,
о походе в лес, о посещении театра, выставки. Часто они изготавливали
свои собственные книжечки. В этой книжечке наклеивали картинки, писали
свои впечатления и дополняли их собственным рисунком.
У каждого ученика есть личный дневник, в который раз в неделю он
вносит свои впечатления, наблюдения и т.д. Никто не имеет права без
разрешения взять и почитать, не имеет права исправлять ошибки.
"Закончи рисунок" (например, космический корабль, иллюминатор...).
— Что ты видишь?
— Напиши и дорисуй.
Можно вести классный дневник. Например, можно по очереди писать: — Что тебя разозлило?
— Что было интересного? И т.д. Каждый ученик пишет целую неделю.
Здесь же можно рисовать, наклеивать картинки.
Создаем мы в классе и фотомонтаж о жизни класса, о проведенном
празднике, о походе и т.д. В своем кругу дети обговаривают
целесообразность той или иной фотографии, а потом наклеивают и
подписывают ее.
"Картинки могут говорить".
Учитель, родители собирают различные картинки. Дети рассматривают
их, сами пишут, фантазируют. Работы крепятся на стену. Дети читают друг
другу, анализируют.
Во II — III классах предлагаю более сложные виды письменных творческих работ.
1. Творческое письмо — письмо без текста, когда дети набирают
наибольшее количество слов, словосочетаний, предложений на определенную
тему. Например, на тему "Школа".
2. Путешествие в "фантазию". Тихо-тихо звучит музыка. Учитель так же тихо читает рассказ.
— А теперь представьте себе, что вы маленькая розовая точка, и вот она улетает...
Учитель замолкает, а музыка продолжает тихо играть, дети начинают писать...
— Представьте себе, что на чердаке живет привидение. Напишите ему дружеское письмо.
Очень любят дети писать стихи. С I класса мы пользовались разными вариантами сочинения стихов.
"Буриме" — это игра, в которой участники придумывают стихи на заданные рифмы.
I класс
_______Мила
________разбила
________Иван
________ стакан
Маленькая Мила
Чашечку разбила.
А брат ее Иван
Разбил свой любимый стакан. (Д. Пешкова.)
________дедушка У меня есть
дедушка,
________седой Мой дедушка
седой.
________дедушка Милый мой
дедушка
________с бородой С длинной бородой. (Л. Харчепко.)
________с холма Мы вернулись
с холма.
________зима Ах! От пас ушла
зима.
________Вдали Что же там вдали?
________Журавли Да там же
журавли! (К. Однорал.)
II класс
Иней лёг на ветви ели.
Иглы за ночь побелели.
Ели холодно в лесу,
Она застыла вся в снегу.
(О. Брусенская.)
В III классе дети все чаще обращаются к стихотворной форме. Здесь учитель уже не предлагает одну из форм, дети сами рифмуют.
1 сентября на уроке, посвященном родному городу, дети писали такие строки:
Белгород!
Если б могла я тебя описать.
Лес твой широкий, родные края,
Горы большие, реки родные.
О, как люблю я тебя!
(Н. Качурова.)
Приложение 1
Жил-был маленький робот, который больше всего на свете любил есть
ананас. Хотя он очень любил находиться на свежем воздухе, на обед он шёл
в дом, потому что иначе прилетали осы. Если на улице слишком жарко, то
может случиться, что его второе любимое блюдо — торт с шоколадом —
растает.
Вчера он проведал своего друга. Они сидели вместе в саду. Там
стояла ванна под тенистой пальмой. Его друг был индейцем и поэтому не
любил сидеть на солнце, потому что боялся сгореть. Вдруг что-то
зашуршало. Что это было? Ничего опасного, это только мышь, шуршащая
между елей.
Вечером он поехал домой и записал -как всегда — впечатления в компьютер. |