Образовательная программа внеурочной деятельности учащихся 1-4 классов "Природа и мы"
[ Скачать с сервера (38.3 Kb)
]
| 29.08.2012, 22:40 |
Программа "Природа и мы" представляет вариант программы внеурочной
деятельности младших школьников. Предусмотренные программой занятия
рассчитаны на 1-4 класс и предназначены для реализации в одном отдельно
взятом классе. Всего -136 часов за 4 года. Программа рассчитана на 34
часа в год и предполагает равномерное распределение этих часов по
неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со
школьниками.
Цели программы:
- формирование у школьников знание основ экологической культуры;
- знакомство с историей родного края, с традициями жителей и разнообразием животного и растительного мира Кузбасса;
- воспитать умение оказания помощи нуждающимся животным, растениям, людям;
- сформировать умение контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Задачи программы:
- привить чувство принадлежности к малой Родине, России, к родным корням;
- научить использовать полученные знания об экологии;
- обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения;
- воспитать чувство бережного отношения к природе.
Формирование экологической культуры базируется на идеях гуманистической
педагогики, на новых технологиях развития экологического сознания.
Содержание программы носит личностно-ориентированный, деятельностный и развивающий характер.
Подведение итогов деятельности обучающихся может проводиться в форме
экскурсии, конкурса рисунков, утренников, коллективных творческих дел.
Основные разделы программы
1 класс.
№ п/п
|
Темы
|
Количество
|
Всего
|
Аудиторное
занятия
|
Внеаудиторное
занятия
|
I.
|
Введение в экологию
|
2
|
1
|
1
|
1.1
|
Законы экологии. Экология Кузбасса.
|
2
|
1
|
1
|
II.
|
Живая природа.
|
17
|
8
|
9
|
2.1
|
От динозавров до человека
|
3
|
1
|
2
|
2.2
|
Что расскажут нам деревья. Деревья Кемеровской области.
|
4
|
2
|
2
|
2.3
|
Загадки животного мира. Животные Кемеровской области.
|
4
|
2
|
2
|
2.4
|
Человек – часть живой природы
|
5
|
3
|
2
|
III.
|
Секреты неживой природы
|
11
|
5
|
6
|
3.1
|
Оранжерея на окне.
|
2
|
1
|
1
|
3.2
|
Солнце - источник жизни.
|
2
|
1
|
1
|
3.3
|
Вода, ее признаки и свойства.
|
4
|
2
|
2
|
3.4
|
Такие удивительные растения!
|
3
|
1
|
2
|
IV.
|
Охрана природы
|
4
|
1
|
3
|
4.1
|
"Красная книга”
|
4
|
1
|
3
|
|
ИТОГО:
|
34
|
15
|
19
|
Содержание программы
Курс программы 1 класса состоит из 4 разделов.
I раздел - "Введение в экологию” 2 час
1.1 Законы экологии .(2 час)
Занятие 1: Экология и мы. Законы экологии. Понятие об экологии как о
науке, которая исследует, как связаны растения и животные друг с другом,
как они приспособились к окружающей природе и как сами влияют на
природу.
Практическая работа (1 час): Экологический утренник .
II раздел – "Живая природа" 17 часов
2.1 От динозавров до человека. (3 час)
Занятие 1: Как возникли и от чего умерли динозавры. Что привело к исчезновению динозавров.
Практическая работа ( 2 часа):- просмотр презентации по теме "Динозаврики", аппликация из бумаги "Динозаврики"
2.2 Что расскажут нам деревья. ( 2 часа)
Занятие 1: Почему деревья сбрасывают листву.
"Деревья впадают в спячку"."Вечнозеленая красавица - елочка". Кто друзья ели?
Занятие 2: Охрана территории леса.
Правила поведения в лесу. Заповедники Кемеровской области.
Практическая работа ( 2 часа):- экскурсия в лес, сбор природного
материала (осенних листьев) для поделок, изготовление аппликации из
осенних листьев.
2.3 Загадки животного мира. (4 часа)
Занятие 1: Рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду.
Основные обитатели леса: белка, заяц, лось, хищники – волк и лиса.
Занятие 2: Писатели о природе. Беседа по прочитанным рассказам .
Практическая работа ( 2 часа):- просмотр презентации о животных,лепка из пластилина животного
2.4 Человек – часть живой природы. ( 5 час.)
Занятие 1: Как человек связан с природой. Могут ли они существовать друг без друга.
Занятие 2: Вредные привычки (никотин, алкоголь).
Практическая работа ( 2 часа): - оказание помощи пострадавшему
- просмотр презентации " Здоровым быть модно"
- Классный час "Лучше не пробуй" (о вреде никотина и алкоголя).
III раздел – "Секреты неживой природы" ( 11 час.)
3.1 Оранжерея на окне.(2 час)
Занятие 1: Путешествие на родину комнатных растений. Многообразие
комнатных растений. Правила ухода за комнатными растениями (протирание
листьев, рыхление почвы, полив).
Практическая работа (1 час): - посадка комнатных растений.
3.2 Солнце - источник жизни. (2 час)
Занятие 1: Солнце - источник тепла и света. Влияние солнца на жизнь
Земли. Солнце и здоровье. Памятка: «Правильно принимаем солнечные
ванны».
Практическая работа( 1 час): - исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений.
3.3 Вода, ее признаки и свойства. ( 4 часа)
Занятие 1: Познакомить со свойствами воды. Круговорот воды в природе. Способы экономного расходования воды.
Практическая работа ( 2 часа):- экскурсия на реку Шурап.
- опыты с водой (вода под микроскопом) - Рисунок: "Я и вода"
3.4 Такие удивительные растения! ( 3 часа)
Занятие 1: Многообразие растений; обратить внимание на красоту растений
и показать значение растений для человека. Обобщить представление детей
о взаимосвязи растений с окружающей средой. Правила поведения в природе
по отношению к растениям.
Практическая работа (2 часа):- изучению растений пришкольного участка. Игра: "Угадай растение по описанию".
- экскурсия, практикум: "Выявление повреждений деревьев"
IV раздел – "Охрана природы” ( 4 часа)
4.1 "Красная книга” ( 4 часа)
Занятие 1: "Почему она красная?"
"Неприкосновенные в природе". Знакомство с обитателями Красной книги.
Практическая работа ( 3 часа): - Выставка детских рисунков на экологическую тему: "Давайте сохраним планету".
- озеленение школьного двора.
- изготовление знаков к правилам поведения в природе.
Предполагаемые результаты I уровня реализации программы.
- приобретение школьниками знаний о принятых нормах отношения к природе;
- владеть основными экологическими терминами;
- умение осуществлять уход за комнатными растениями; самостоятельно
осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений;
- умение оказать простейшую первую помощь пострадавшему (измерение
температуры тела, перебинтовывание пальцев рук, головы, полоскание горла
минеральной водой);
Полный текст программы скачивайте по ссылке, размещенной вверху страницы
|
Категория: НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ | Добавил: admin
|
Просмотров: 4597 | Загрузок: 274
| Рейтинг: 5.0/1 |
|