Как раскрыть способности ребенка (из опыта работы учителя)
01.08.2012, 16:43
Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию.
Если раньше традиционной была задача дать ученику определенную сумму
знаний, умений и навыков, необходимых для его эффективного участия в
общественной жизни, то в настоящее время задача образования направлена
на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и
умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать
что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть
успешным в жизни.
Основной целью моей работы является гармоническое развитие
ребёнка, раскрытие его познавательных и творческих возможностей через
внеурочную и внеклассную деятельность с учётом его индивидуальных
особенностей.
Для реализации поставленной цели определила в своей педагогической деятельности следующие задачи:
изучить индивидуальные особенности ребёнка;
направить учебный процесс на общее развитие ребёнка;
содействовать раскрытию внутреннего мира школьника
(предоставлять ему возможность проявления индивидуальности, применения
накопленного личного опыта на практике, развития интересов);
способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся.
При поступлении детей в первый класс совместно с психологом провожу тестирование, беседы с детьми, анкетирование родителей.
Результаты тестирования помогают мне определиться в выборе методов и
средств обучения с учетом психофизиологических особенностей учеников.
Так, для формирования у детей младшего школьного возраста мотива к
познанию мира часто использую проведение:
экскурсий, походов;
предметных недель;
интеллектуальных конкурсов;
исследовательских работ;
викторин по различным областям знаний;
доверительных бесед как с детьми, так и с родителями;
познавательных игр.
Экскурсии формируют мировоззрение учащихся, развивают
наблюдательность, дают заряд положительной энергии. Только за этот
учебный год нами совершено 5 экскурсий в различные культурные центры.
Для повышения интереса учащихся к получению знаний, к учению провожу
предметные недели. Предметная неделя – это праздник длиною в целую
неделю. Учащиеся готовят сообщения, которые сопровождаются красочными
презентациями. В кабинете организуется выставка плакатов, рисунков,
рефератов. Имеется в классе и так называемый "стол – лаборатория", где
расположены творческие задания, логические упражнения, составленные с
учётом индивидуальных возможностей учащихся. Каждый ребёнок, выполнив
задание и получив положительный отзыв от одноклассников и от учителя,
помещает свою работу в папку достижений "Портфолио".
Развитию познавательных и творческих способностей содействует участие детей в таких конкурсах, как "Русский медвежонок", "Кенгуру",
"Почемучка", "Старт". При подготовке к участию в конкурсах проводится
большая творческая индивидуальная и групповая работа. Это и обучение
составлению и разгадыванию кроссвордов, обучение решению логических
задач и заданий. Без сомнения, такая работа влияет и на результаты
учебной деятельности.
Учащиеся с удовольствием участвуют в школьных интеллектуальных
конкурсах: "Своя игра", "Умники и умницы", "Брейн – ринг", "Эти забавные
животные", "Космические путешествия" и т. д.
Внеурочную деятельность стараюсь строить таким образом, чтобы она
захватила не только ум, но и вызывала бы у детей различные чувства,
чтобы учащиеся задавали вопросы, доказывали, отстаивали свои «открытия».
Формулирую вопросы проблемного, обобщающего характера, которые вызывают
потребность в познании, подразумевают вариативность ответов. Так, при
проведении внеклассных мероприятий по математике регулярно использую
системы специальных задач и заданий, которые направлены на
развитие познавательных интересов и способностей, на расширение
математического кругозора школьников. Опираюсь на знания, которые уже
есть у ученика. Ученик же открывает для себя что-то новое, неизведанное.
В классе есть дети с низким уровнем самооценки, испытывающие трудности в обучении.
Такие дети нуждаются в особых взаимоотношениях с учителем. Стараюсь
строить эти отношения на уважении, доверии, а также открытости,
раскованности. С целью обеспечения успеха в учебной деятельности,
повышения самооценки, использую существенный фактор – их увлечения и
достижения вне школы, которые влияют не только на их жизненную
успешность, но и на учебную и внеучебную деятельность. Совместно с этими
детьми проводила различные мероприятия: "Славим руки матери",
"Путешествие в 2011 год", "Мамочка моя – самая лучшая", "Путешествие по
неизведанным планетам".
Одним из показателей общего развития учащихся является проявление
эмоционально-волевых качеств: поведение, интересы, атмосфера в классе,
эмоциональное самочувствие. Поэтому, стараюсь создать благоприятную
среду человеческих отношений через:
спокойную обстановку в классе,
комфортные условия, приближённые к домашним,
проведение прогулок на свежем воздухе.
Ребёнок успешен тогда, когда физически здоров. Поэтому, в своей работе использую здоровьесберегающие технологии:
профилактические (ароматерапию); компенсаторно-нейтрализующие
(физминутки); стимулирующие (создание ситуация успеха);
информационно-обучающие (пропаганда здорового образа жизни).
Провожу много мероприятий содействующих сохранению и укреплению
здоровья. Прежде всего, это система классных часов, на которых
проводятся беседы о том, как заботиться о своем здоровье, беседы о
вредных привычках, встречи с медицинскими работниками школы, различные
тренинги, выполнение режима дня, беседы о правильном питании.
Первыми помощниками в этой работе являются родители, которые
активно участвуют в организации и проведении спортивных мероприятий,
походов, прогулок в лес. Традицией нашего класса стал праздник "Папа,
мама, Я – здоровая семья". Любим все вместе посещать бассейн, тренажёрный зал.
Вместе с детьми разработали основные заповеди ЗОЖ "Как быть здоровым":
Не пропускай уроков физической культуры без уважительной причины.
Участвуй во всех спортивных мероприятиях.
Оказывай помощь.
Каждый день старайся употреблять в пищу чеснок и лук.
Проветривай помещение.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения
преждевременного наступления утомления и снятия мышечного напряжения,
провожу физкультминутки через 10-15 минут от начала занятия.
Учитывая специфику предмета, часто использую музыкальное сопровождение,
элементы самомассажа и другие средства, помогающие восстановить
оперативную работоспособность.
В состав упражнений для физкультминуток включаю упражнения по
формированию осанки, укреплению зрения, мышц рук, упражнения для ног, на
самодельных ковриках, выполненных по образцу аппликатора Кузнецова.
Свою роль, как учитель, вижу в своеобразной объединяющей силе и
поддержке родителей и детей, стараюсь быть помощником и советчиком для
тех и других, направляю все усилия на создание в коллективе детей и
родителей атмосферы взаимодействия, доверия и добра. На собраниях
помогаю родителям адекватно оценивать возможности ребёнка, видеть в нём
индивидуальность, помогать ему во всестороннем развитии.
Содружество родителей и педагога приносят свои плоды. Учащиеся моего
класса инициативны, стремятся к свободному выражению своих мыслей,
творчески активны, способны рассуждать, доказывать, обосновывать свой
выбор.
Полагаясь на вышеизложенное, могу сказать, что к числу результатов можно отнести следующие:
формирование у детей высокой мотивации к обучению (1 год обучения– 60%, 2 год – 73%, 3 год – 87%)
см. Приложение.
эмоциональное развитие учащихся (1 год обучения – 54%, 2 год – 70%,
3 год – 80%)
развитие творческих и познавательных способностей (1 год – 46%, 2 год – 64%, 3 год – 83%)
сплочение детского коллектива (1 год – 60%, 2 год – 77%, 3 год – 88%)
вовлечение родителей в учебно-воспитательную работу (1 год – 40%,
2 год – 65%, 3 год – 73%)
Таким образом, наблюдается положительная динамика по всем параметрам
гармонического развития ребёнка, раскрытие его познавательных и
творческих возможностей через внеурочную и внеклассную деятельность.