Формирование начальных представлений
о предложении и слове
Работа по составлению рассказа по
картине, выделению предложений из текста хорошо
знакома каждому учителю. Поэтому мы не будем
подробно останавливаться на этом материале. Но
хочется обратить ваше внимание на некоторые
моменты этого этапа обучения.
Часто учителя просят учащихся на этом
самом начальном этапе обучения придумать
предложение, состоящее из определенного
количества слов. Подумайте, насколько разумно
такое задание? Ведь шестилетний ребенок не
выделяет еще ни предлогов, ни союзов, поэтому,
естественно, задание придумать предложение из
трех слов может быть выполнено так: Мы с мамой
пошли в зоопарк. Для человека, начинающего
учиться анализировать свою речь, это правильное
решение: Мы с мамой – одно слово (в лучшем
случае – два!), пошли – второе слово, в
зоопарк – третье. А вы вынуждены сказать, что
задание выполнено неверно. Вы будете намеренно
обеднять речь ваших учеников, понуждая их
придумывать предложения без предлогов, союзов,
частиц и т.д. Поэтому разведите эти два задания:
пусть дети придумывают интересные предложения, а
слова пусть считают в тех предложениях, которые
вы сами предлагаете им для анализа.
При работе со словом очень важно
показать школьникам разницу между словом и
предметом, которое это слово называет. На
простейших окружающих детей вещах покажите им,
что мяч, например, можно подбросить, кинуть,
положить и т.д., но со словом мяч всех этих
действий проделать нельзя – слово мяч можно
только сказать, услышать, написать, прочитать.
Как можно больше привлекайте своих шестилетних
учеников к этим объяснениям – пусть они сами
называют слова и показывают разницу между словом
и предметом.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Помните, что на этих уроках дети
впервые начинают относиться к словам, которые
они произносят, не как к средству общения, а как к
материалу для анализа.
Это совсем не легкая задача, ее
выполнению шестилетних детей нужно специально
учить.
Когда ваши ученики уже узнают о том,
что предложение состоит из слов, очень полезно
провести с ними игру «Живые модели». Каждый
ребенок становится словом в предложении. «Слова»
должны встать друг за другом так, чтобы
получилось предложение. Это предложение вы
вместе с классом «читаете», переставляете в нем
«слова», получаете новое предложение, добавляете
«слово» (вызываете еще одного ребенка),
«читаете», что получилось, и т.д.
Такие упражнения очень полезны –
они помогают детям понять, как важен порядок слов
в предложении, увидеть, что предложение может
стать более интересным, если добавить какое-то
слово, что слова можно поставить и так, что
предложение вообще исчезнет, а получится чепуха.
При этом можно составлять предложения
и со служебными словами, строя модели с
предлогами и союзами.
В такой игровой форме шестилетние
учащиеся, с удовольствием выполняя роли слов,
легко овладевают достаточно сложными знаниями.
Проводим звуковой анализ слов
Звуковой анализ слов – это сложнейшая
программная задача. Почему дети испытывают такие
трудности при проведении звукового анализа?
Почему в любом классе всегда есть дети, которые
этим действием так и не овладевают?
Звуковой анализ слов – это учебная
задача, состоящая из ряда учебных операций.
Из каких же операций состоит действие
звукового анализа слов?
Первая операция начинается с
того, что ребенок, ведя указкой по схеме
звукового состава слова, произносит это слово,
стараясь, чтобы указка двигалась по схеме в
соответствии с его произнесением.
Это чрезвычайно сложно для не умеющего
читать ребенка. Здесь очень важна роль учителя,
поскольку ребенку самому вначале трудно, почти
невозможно добиться такого согласования.
Учитель придерживает руку ребенка, работающего у
доски, стараясь вызвать к доске максимально
большое количество детей для такого рода
совместной работы. На этом этапе работы детям для
анализа следует давать только слова.
Вторая операция –
интонационное выделение звука в слове. Ребенок
должен произнести слово с выделением того звука,
который он затем назовет изолированно. Такое
произнесение непривычно для ребенка, а потому и
трудно. Проводя звуковой анализ слова жук,
нужно произнести слово ж-ж-ж-жук при
выделении первого звука, ж-у-у-у-к при
выделении второго звука и ж-у-к-к-к при
выделении третьего звука.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
При таком произнесении артикуляция
начинает играть совершенно новую, особую роль –
она приобретает самостоятельное значение,
начинает выполнять функцию ориентировки в слове.
Такого рода артикуляция не является для ребенка
естественной, и его нужно этому специально учить.
Третья операция –
изолированное называние звука, который был
интонационно выделен. Это тоже достаточно
сложная задача: дети часто, хорошо выделив
интонационно гласный звук, изолированно его не
называют, а присоединяют к нему предшествующий
согласный: до-о-ом, второй звук – до-о.
Наилучшим способом избавления от этой очень
распространенной ошибки является игра в «Живые
модели» (см. ниже «Учимся играя»). Выполняя роль
второго звука в слове, ребенок отчетливо
понимает, что его «имя» не до, а о.
И последняя операция на начальном
этапе проведения звукового анализа слов –
фиксация выделенного и названного изолированно
звука фишкой. Пока дети не знают о гласных и
согласных звуках, они обозначают эти звуки
одинаковыми белыми или желтыми фишками.
Схема звукового состава слова
показывает ребенку, сколько звуков в
анализируемом слове, и позволяет ему проверить,
все ли звуки он определил.
В случае ошибки схема не дает ребенку
возможность узнать, какую именно ошибку он
сделал. Поэтому, зафиксировав ошибку, ребенок
должен вернуться к начальному этапу своих
действий: «прочесть» слово по схеме с указкой,
прибегая к последовательному интонационному
выделению звуков.
Рассмотрим, как проводится звуковой
анализ слова на уроке в начале обучения этому
действию.
Возьмем слово мак. На доске висит
таблица, на которой нарисован цветок мак, под
рисунком – схема звукового состава этого слова
– три одинаковые клеточки. У доски подготовлен
набор одинаковых белых фишек, которые будут
обозначать звуки слова. Точно такой же набор
дидактических материалов – у каждого ученика.
Итак, учитель начинает проводить
звуковой анализ слова мак. Вызвав к доске
ребенка, учитель работает все время вместе с ним:
"Давай «прочтем» слово мак, ведя указкой по
домикам для звуков. Читать будем так, чтобы
каждый звук очень точно попадал в свой домик.”
Взяв ребенка за руку с указкой, учитель
его рукой ведет указку и медленно в соответствии
со схемой звукового состава слова произносит: ммаакк.
Молчит ли при этом ученик или повторяет вслед за
учителем – неважно. В любом случае, прочтя
слово, учитель обращается к классу: «Вы видели и
слышали, как хорошо Сережа "прочел” слово, как
правильно двигалась его указка – он не спешил,
внимательно смотрел на домики, и каждый звук
попадал в свой домик. Послушайте, Сережа прочтет
еще раз». Теперь уже учитель активнее привлекает
Сережу к работе, просит его «читать» громче,
чтобы услышал весь класс. А Сережа уже получил
точный образец действия, ему легче работать. Но и
при повторном «чтении» учитель не оставляет
ребенка одного: он так же руководит движением его
указки, так же сам вслух «читает» слово, но уже
прислушивается к Сереже, ведет его за собой.
Это можно повторить 2–3 раза, каждый
раз одобряя ученика и предлагая ему повторить
свое «чтение», чтобы все слышали, как он
замечательно это делает. Затем можно вызвать
желающих для «чтения», которое проходит точно
так же.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Помните: дети усваивают сложнейшее
действие – они учатся управлять своей
артикуляцией, соотносить свою речь с точным
движением указки. Только после неоднократного
повторения этой учебной операции на доске (а
чтобы не было скучно классу, хвалите детей,
радуйтесь их успехам) вы можете предложить детям
взять собственные указочки и по своим учебникам
так же вслух «прочитать» слово мак.
Ученики «читают», а учитель ходит
между рядами и радуется тому, как хорошо его дети
«читают». Конечно, почти все «читают»
неправильно: указка либо быстро проскакивает всю
схему, либо надолго застревает в одной клеточке,
но это неважно. Вы не делаете никому замечаний.
Как можно большему числу
детей помогите точно так же, как вы это делали у
доски: возьмите руку ребенка, вместе с ним тихо
«прочтите» слово по его схеме и похвалите. |
Затем учитель возвращается к
доске и обращается к классу: «А теперь
послушайте, как я "прочту” слово мак
по-другому. Я "прочту” так, чтобы все вы хорошо
услышали, какой в нем первый звук». И, ведя
указкой по схеме, надолго задерживая ее в первой
клеточке, учитель «читает»: м-м-м-ак. Обратите
внимание: долго тянется только первый звук,
указка задерживается только в первой клеточке,
быстро проходя остальные. Дети должны ясно
увидеть и услышать разницу между Вашим «чтением»
в первом случае и теперь, при выделении первого
звука. «Кто из вас услышал, – обращается учитель
к классу, – какой звук живет в первом домике,
какой первый звук в слове м-м-м-ак?» Дети не
обязательно ответят вам м-м. Чем моложе ваши
воспитанники, тем больше неправильных ответов.
Вы услышите: и ма, и мэ, и мак, и мммак.
Это естественно: ваши ученики впервые проводят
звуковой анализ слова. Но вы сразу узнаете, кто
как думает, сможете выбрать для громкого ответа
правильный и вызвать к доске ученика, который
верно справился с заданием. Вместе с ребенком еще
раз «прочтите» слово по схеме: мммак – и он
сам назовет первый звук. Вы возьмете фишку,
покажете классу, скажете, что она будет
обозначать звук [м], и попросите детей взять такую
же фишку из их набора, поднять вверх, всем вместе
сказать: м-м – и поставить фишку в первую
клеточку.
Обязательно пройдите по классу и
проверьте, как дети выполнили задание. Вполне
может оказаться, что кто-то поставил фишку не в
первую, а в последнюю клеточку. Не делайте
замечаний! Возьмите такого ребенка за руку и
вместе с ним прочтите слово, ведя указкой по его
схеме: мммак – вот место звука [м]! И
переставьте вместе фишку в первую клеточку.
Затем точно так же найдите звуки [а] и
[к] и завершите проведение звукового анализа
слова мак.
Вы видите, какая это скрупулезная
работа. На звуковой анализ слова вы потратите
почти целый урок.
А ведь хотелось бы еще закрепить эти умения,
повторить еще раз, чтобы все малыши запомнили.
Давайте повторим все, но по-другому в игре. И тут
нам на помощь придет игра «Живые модели».
Подробно с методикой проведения игр вы
можете познакомиться в книге «Беседы с учителем.
1 класс» под ред. Л.Е. Журовой («Вентана–Граф». 2005
г.)
Конечно, с каждым уроком вы все больше
будете уступать инициативу ученикам, постепенно
передавая им проведение всех учебных операций.
Одни дети усвоят это очень быстро, другие –
значительно медленнее. Не пугайтесь и не
расстраивайтесь. Вы точно знаете, какие учебные
операции вы должны сформировать у своих учеников
для того, чтобы они научились решать учебную
задачу проведения звукового анализа. И вы умеете
их этому учить.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Важно только помнить, что в каждом
классе обязательно есть дети, путь усвоения
которыми этих операций долог. Эти дети требуют
постоянного руководства учителя и напоминания
последовательности операций. Заметьте: именно не
в их проведении, а в напоминании их
последовательности.
После ознакомления с гласными,
твердыми и мягкими согласными состав учебной
задачи по проведению звукового анализа
дополняется рядом умственных операций.
Выделив интонационно и назвав звук
изолированно, ученик должен определить, гласный
он или согласный, артикуляционно проверив себя
(как выходит воздух при произнесении звука,
встречает ли он преграды во рту). Если звук
согласный, то следующая операция – определить
его твердость или мягкость. При этом в начале
обучения каждый раз важно, чтобы ребенок,
произнеся выделенный согласный звук, тут же
называл его мягкую (твердую) пару и при сравнении
двух звуков определял качество анализируемого.
Следующая операция – выбор фишки для
фиксации на схеме звукового состава слова
выделенного звука. Предметная деятельность с
фишками, позволяющая любую фишку переставить,
убрать и т.д., дает ребенку возможность понять,
что и звуки в слове можно переставлять,
действовать с ними, как с фишками, и что при
перестановке одного звука (фишки) меняется и все
слово.
Итак, даже простое перечисление
операций при проведении звукового анализа
показывает, какую огромную мыслительную
аналитическую работу проделывает ребенок при
решении этой учебной задачи. Важно, что
последовательность операций всегда одна и та же,
благодаря чему все учащиеся (хотя и в разное
время) выучиваются решению этой учебной задачи,
одновременно целенаправленно продвигаясь в
своем умственном развитии.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Построение моделей и работа с ними
дает возможность формировать у первоклассников
важнейшие компоненты учебной деятельности –
развернутые действия контроля и самоконтроля за
правильностью выполнения каждой операции, а
затем оценку и самооценку выполненного действия.
Зная о том, что учащиеся в разном темпе
овладевают умственными операциями, учитель
должен строить урок очень гибко, ориентируясь на
знания и умения каждого своего воспитанника.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
И тогда (для педагога это особенно
важно!) у малыша не создается никакого
комплекса неполноценности: он ошибся, потому что
это трудно, но он сам и исправил свой ответ с
помощью учителя – все в порядке, можно
продолжать отвечать. Создание такой
эмоционально комфортной обстановки на уроке для
каждого, даже самого неумелого и незнающего
ученика, – задача первостепенной важности, в
значительной степени определяющая успешность
всего последующего обучения, ибо она создает
условия для формирования положительной
мотивации учения в школе.
Проводя звуковой анализ, работая с
фишками, обозначающими различные признаки
звуков родного языка, дети получают и
существенное лингвистическое развитие, усваивая
элементарные языковые представления и знания.
При этом первоклассники осознают такие свойства
речи, усвоение которых закладывает фундамент
развития широкой ориентировки в языке. |