Пояснительная записка
Одной из характерных черт нашего времени является
крушение всех нравственных идеалов и деформация духовной сферы человека, в
результате чего в душе и взрослых, и детей образуется пустота. Это намного
страшнее, чем другие проблемы человечества: гонка вооружений, терроризм и даже
экологическая катастрофа. Современная Россия переживает сегодня самый глубокий
духовный кризис в своей истории. К счастью, все большее количество людей
приходят к выводу, что ни одной проблемы, включая глобальные, нельзя решить без
изменения, прежде всего, самого человека, его сознания и отношения к миру.
Поэтому важнейшее место в государственной политике многих стран мира занимают вопросы
образования и воспитания. Необходимо помнить, что сегодняшний духовно-нравственный
кризис во многом обусловлен отрывом человека от своих национальных корней, традиционной
морали. В связи с этим многие ученые признают, что главным направлением в
развитии образования должно быть направление в сторону сохранения и обогащения
национальных культур.
В ситуации российского духовно-нравственного,
экономического, политического кризисов национальное начало может стать той
основой, опираясь на которую, можно будет преодолеть любой кризис.
Для русской культуры смыслообразующим,
культурообразующим, историкообразующим ядром является Православие. Православие
сыграло важнейшую роль в становлении и жизнеустройстве русского человека, его
семьи, государства, русской культуры в целом.
Важнейшим фактором развития российской образовательной
системы является тот фактор, что православная культура, которая всегда была и
остается в каждом своем проявлении духовно, нравственно и эстетически значимой.
Это обусловливает необходимость обращения к ней в самые тяжелые и прагматичные
времена. Наш век предлагает детям в качестве образцов для подражания
низкопробное искусство, цинизм, разврат, навязывая культ золотого тельца и
разрушительной силы. В этих условиях важно обратиться к живительным истокам
русской традиционной культуры.
Воспитатель, учитель должны найти в себе силы, мудрость
овладеть духовным наследием, чтобы способствовать взращиванию личности,
раскрытию с раннего возраста духовных качеств человека. Нельзя осуществлять
воспитание ребенка на принципах относительности добра и зла. Уже с дошкольного
возраста нужно раскрывать и развивать нравственное чувство, прививать навыки
борьбы со злом, умение правильно сделать выбор, духовно и нравственно
самоопределиться, сориентироваться в жестоком мире массовой культуры и лукавых
СМИ.
Программа спецкурса «Духовное воспитание» рассчитана на
учителей начальных классов. Содержание данного курса тесно взаимосвязана с
аналогичным курсом, читаемым для педагогов дошкольных образовательных
учреждений. Преемственность осуществляется в основных темах, в содержании
курса, в предлагаемых формах и средствах обучения.
Цель курса – обеспечить овладение учителем начальной
школы методикой преподавания курса «Духовное воспитание детей младшего
школьного возраста».
Полный текст программы скачивайте вверху страницы. |