Пятница, 22.11.2024, 11:47                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ [66]
РУССКИЙ ЯЗЫК [2]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [0]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [57]
ИСТОРИЯ [66]
МАТЕМАТИКА [29]
ИНФОРМАТИКА [2]
БИОЛОГИЯ [21]
ГЕОГРАФИЯ [22]
ХИМИЯ [24]
ФИЗИКА [17]
АСТРОНОМИЯ [3]
ИЗО И МХК [7]
ФИЗКУЛЬТУРА [25]
ТЕХНОЛОГИЯ [13]

Статистика

Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА » НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ

Анализ урока
27.06.2012, 23:43

Урок — это вдохновение плюс расчет,

В. Федорова

В истории педагогики наиболее ранней системой организации коллективного обучения была классно-урочная. Теоретически она была обоснована и широ­ко популяризировалась в XVII в. Яном Амосом Коменским. В течение последующих трехсот лет класс­но-урочная система подвергалась дальнейшему совер­шенствованию с участием тысяч учителей и таких вы­дающихся педагогов-мыслителей, как И.Ф. Гербарт, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский и др.

Классно-урочная система выдержала испытания жизнью в течение нескольких столетий и, несмотря на острую критику, сохраняется до настоящего вре­мени почти во всем мире. Она имеет несомненные по­ложительные качества:

— четкая организующая структура;

— простота управления;

— экономичность;

— возможность взаимодействия детей между со­бой в процессе коллективного обсуждения проблем;

— воспитание учащихся в процессе обучения, и т. д.

Одновременно у этой системы немало негатив­ных моментов:

— недостаточный учет индивидуальных разли­чий;

— строгая организационная структура, затруд­няющая поддержание связи школы с жизнью;

— частая смена предметов в течение коротких от­резков времени, в результате чего учащиеся не могут довести начатые дела до конца, про­думать их, углубить свои знания, и т. д.

Такая противоречивость положительных и от­рицательных сторон классно-урочной системы вы­текает из того, что урок — это не только форма обу­чения, но и форма учения. Содержанием рефлексив­ной деятельности учителя после проведения урока является, прежде всего, анализ урока во всей много­плановости этого педагогического понятия: во-пер­вых, самоанализ; во-вторых, анализ урока коллега­ми и администрацией; в-третьих, анализ учителем письменных работ учащихся. Анализ — это, прежде всего, рефлексия, позволяющая оценить свои силь­ные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуаль­ного стиля деятельности. Анализ проводится с це­лью повышения качества обучения и учения. В за­висимости от целей могут быть использованы самые разные схемы анализа урока. И при этом необходи­мо помнить: умение проводить самоанализ является важнейшим показателем профессионализма учи­теля, так же как владение методикой педагогичес­кого анализа — основной критерий высокого уров­ня профессионализма администрации. По мнению В. Т. Терещенко, «управленческий труд — это про­фессия сама по себе. К ней нужно готовиться, ей нужно обучать ». Ведь анализ урока можно рассмат­ривать и как «важнейший метод осуществления на­учного контроля за эффективностью деятельности учителя» (В. Т. Симонов), и как «помощь учителю в овладении более высоким уровнем мастерства и в по­вышении результативности своего труда» (Г. И. Гор­ская), и как «средство систематического всесторон­него контроля за учебным процессом и средство внедрения выводов и рекомендаций педагогичес­кой науки в массовую практику, и средство обуче­ния будущих педагогических кадров» (М. И. Махмутов).

Если представить процесс педагогического ана­лиза урока как схему, то его метод можно предста­вить как совокупность аналитических этапов:

1. Этап предварительного ознакомления с предме­том анализа:

• уяснение проблемы, подлежащей анализу (проблему можно обнаружить в симптомах);

• знакомство с литературой, учебником, про­граммой;

• формулировка целей посещения и анализа урока;

• составление программы наблюдения.

2. Этап осуществления наблюдения за ходом уро­ка, сбор информации для анализа:

• наблюдение за ходом урока (направленность наблюдений будет меняться в зависимости от того, какой модификацией метода системы анализа урока пользуется руководитель: если использует поэтапный метод системы анали­за урока, то он сосредоточивает свое внима­ние на определении этапов урока, фиксирова­ния их содержания, соответствия, взаимодействия и воздействия их друг на друга; если же субъект анализа анализируется с опорой не на этапы, а на учебно-воспитательные моменты, направленность другая);

• запись и кодирование урока (учитывая быст­ротечность урока, количественное описание легче всего осуществлять с помощью заполне­ния заранее заготовленных таблиц и матриц, с помощью кодовой записи урока);

• беседа с учителем перед анализом урока (до урока необходимо узнать триединую цель уро­ка, после урока перед анализом хорошо бы предоставить время для самоанализа или про­вести беседу по вопросам:

а) дать характеристику классу в котором прохо­дил урок;

б)указать тему урока, охарактеризовать ее местоположение в общей системе курса;

в) указать степень трудности изучаемой темы для учеников;

г) охарактеризовать триединую цель урока, со­поставить ее с достигнутым конечным резуль­татом;

д) определить учебно-воспитательные моменты урока (или этапы) и кратко охарактеризовать их содержание и результат.

3. Этап непосредственного анализа урока, заканчи­вающийся формулировкой конкретных выводов и предложений учителю, вытекающих из ана­лиза урока и выводов. Беседа с учителем. Анализ (самоанализ) урока - обязательный мо­мент учебного процесса, и об этом необходимо по­мнить учителю: недостаточно хорошо подготовить, на высоком уровне провести урок, требуется осмыс­ление сделанного. При самоанализе можно воспользоваться любым из вариантов. Достаточно полный и всесторонний анализ урока можно провести по пред­лагаемому ниже варианту алгоритма.

 

Вариант алгоритма самоанализа урока

1. Характеристика класса: структура межличност­ных отношений, недостатки биологического раз­вития учащихся (дефекты зрения, слуха, ослабленность, особенности высшей нервной деятель­ности), недостатки психического развития (сла­бое развитие интеллектуальной сферы, волевой сферы, эмоциональной сферы), недостатки раз­вития психических свойств (отсутствие позна­вательного интереса, потребности в учении, ус­тановки на приобретение знаний); анализ недо­статков подготовленности учащихся класса (про­белы в фактических знаниях и умениях, пробе­лы в навыках учебного труда, дефекты в привыч­ках и культуре поведения, недостатки дидакти­ческих и воспитательных воздействий школы, недостатки влияния семьи, сверстников, вне­школьной среды).

2. Внешние связи урока: место и роль урока в изу­чаемой теме, характер связи урока с предыду­щими и последующими уроками.

3. Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса,

4. Характеристика замысла урока: как был по­строен урок исходя из его замысла?

5. Структурный аспект самоанализа — анализ со­ответствия в рамках учебно-воспитательных мо­ментов — содержание учебного материала, ме­тодов обучения, форм организации дел.

6. Функциональный аспект самоанализа — как мо­дель урока, действия учителя и учащихся повлияли на характер конечного результата урока (вы­деляются наиболее удачные и неудачные момен­ты в деятельности учителя и учащихся).

7. Аспект оценки конечного результата урока: оценка качества знаний, умений и навыков, по­лученных учащимися на уроке, определение разрыва между триединой целью урока и конеч­ным результатом урока, выяснение причин это­го разрыва.

Категория: НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ | Добавил: admin | Теги: конспекты уроков в начальной школе, открытый урок, учителю начальных классов, методическая страничка, иду на урок, МО учителей начальных классов
Просмотров: 7204 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru