Урок
— это вдохновение плюс расчет,
В.
Федорова
В
истории педагогики наиболее ранней системой организации коллективного обучения
была классно-урочная. Теоретически она была обоснована и широко
популяризировалась в XVII в. Яном Амосом Коменским. В течение последующих
трехсот лет классно-урочная система подвергалась дальнейшему совершенствованию
с участием тысяч учителей и таких выдающихся педагогов-мыслителей, как И.Ф.
Гербарт, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский и др.
Классно-урочная
система выдержала испытания жизнью в течение нескольких столетий и, несмотря на
острую критику, сохраняется до настоящего времени почти во всем мире. Она
имеет несомненные положительные качества:
—
четкая организующая структура;
—
простота управления;
—
экономичность;
—
возможность взаимодействия детей между собой в процессе коллективного
обсуждения проблем;
—
воспитание учащихся в процессе обучения, и т. д.
Одновременно
у этой системы немало негативных моментов:
—
недостаточный учет индивидуальных различий;
—
строгая организационная структура, затрудняющая поддержание связи школы с
жизнью;
—
частая смена предметов в течение коротких отрезков времени, в результате чего
учащиеся не могут довести начатые дела до конца, продумать их, углубить свои
знания, и т. д.
Такая
противоречивость положительных и отрицательных сторон классно-урочной системы
вытекает из того, что урок — это не только форма обучения, но и форма учения.
Содержанием рефлексивной деятельности учителя после проведения урока является,
прежде всего, анализ урока во всей многоплановости этого педагогического
понятия: во-первых, самоанализ; во-вторых, анализ урока коллегами и
администрацией; в-третьих, анализ учителем письменных работ учащихся. Анализ —
это, прежде всего, рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые
стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты
индивидуального стиля деятельности. Анализ проводится с целью повышения
качества обучения и учения. В зависимости от целей могут быть использованы
самые разные схемы анализа урока. И при этом необходимо помнить: умение
проводить самоанализ является важнейшим показателем профессионализма учителя,
так же как владение методикой педагогического анализа — основной критерий
высокого уровня профессионализма администрации. По мнению В. Т. Терещенко,
«управленческий труд — это профессия сама по себе. К ней нужно готовиться, ей
нужно обучать ». Ведь анализ урока можно рассматривать и как «важнейший метод
осуществления научного контроля за эффективностью деятельности учителя» (В. Т.
Симонов), и как «помощь учителю в овладении более высоким уровнем мастерства и
в повышении результативности своего труда» (Г. И. Горская), и как «средство
систематического всестороннего контроля за учебным процессом и средство внедрения
выводов и рекомендаций педагогической науки в массовую практику, и средство
обучения будущих педагогических кадров» (М. И. Махмутов).
Если
представить процесс педагогического анализа урока как схему, то его метод
можно представить как совокупность аналитических этапов:
1.
Этап предварительного ознакомления с предметом анализа:
•
уяснение проблемы, подлежащей анализу (проблему можно обнаружить в симптомах);
•
знакомство с литературой, учебником, программой;
•
формулировка целей посещения и анализа урока;
•
составление программы наблюдения.
2.
Этап осуществления наблюдения за ходом урока, сбор информации для анализа:
•
наблюдение за ходом урока (направленность наблюдений будет меняться в
зависимости от того, какой модификацией метода системы анализа урока пользуется
руководитель: если использует поэтапный метод системы анализа урока, то он
сосредоточивает свое внимание на определении этапов урока, фиксирования их
содержания, соответствия, взаимодействия и воздействия их друг на друга; если
же субъект анализа анализируется с опорой не на этапы, а на
учебно-воспитательные моменты, направленность другая);
•
запись и кодирование урока (учитывая быстротечность урока, количественное
описание легче всего осуществлять с помощью заполнения заранее заготовленных
таблиц и матриц, с помощью кодовой записи урока);
•
беседа с учителем перед анализом урока (до урока необходимо узнать триединую
цель урока, после урока перед анализом хорошо бы предоставить время для
самоанализа или провести беседу по вопросам:
а)
дать характеристику классу в котором проходил урок;
б)указать
тему урока, охарактеризовать ее местоположение в общей системе курса;
в)
указать степень трудности изучаемой темы для учеников;
г)
охарактеризовать триединую цель урока, сопоставить ее с достигнутым конечным
результатом;
д)
определить учебно-воспитательные моменты урока (или этапы) и кратко
охарактеризовать их содержание и результат.
3.
Этап непосредственного анализа урока, заканчивающийся формулировкой конкретных
выводов и предложений учителю, вытекающих из анализа урока и выводов. Беседа с
учителем. Анализ (самоанализ) урока - обязательный момент учебного процесса, и
об этом необходимо помнить учителю: недостаточно хорошо подготовить, на
высоком уровне провести урок, требуется осмысление сделанного. При самоанализе
можно воспользоваться любым из вариантов. Достаточно полный и всесторонний
анализ урока можно провести по предлагаемому ниже варианту алгоритма.
Вариант
алгоритма самоанализа урока
1.
Характеристика класса: структура межличностных отношений, недостатки
биологического развития учащихся (дефекты зрения, слуха, ослабленность,
особенности высшей нервной деятельности), недостатки психического развития
(слабое развитие интеллектуальной сферы, волевой сферы, эмоциональной сферы),
недостатки развития психических свойств (отсутствие познавательного интереса,
потребности в учении, установки на приобретение знаний); анализ недостатков
подготовленности учащихся класса (пробелы в фактических знаниях и умениях,
пробелы в навыках учебного труда, дефекты в привычках и культуре поведения,
недостатки дидактических и воспитательных воздействий школы, недостатки
влияния семьи, сверстников, внешкольной среды).
2.
Внешние связи урока: место и роль урока в изучаемой теме, характер связи урока
с предыдущими и последующими уроками.
3.
Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса,
4.
Характеристика замысла урока: как был построен урок исходя из его замысла?
5.
Структурный аспект самоанализа — анализ соответствия в рамках
учебно-воспитательных моментов — содержание учебного материала, методов
обучения, форм организации дел.
6.
Функциональный аспект самоанализа — как модель урока, действия учителя и
учащихся повлияли на характер конечного результата урока (выделяются наиболее
удачные и неудачные моменты в деятельности учителя и учащихся).
7.
Аспект оценки конечного результата урока: оценка качества знаний, умений и
навыков, полученных учащимися на уроке, определение разрыва между триединой
целью урока и конечным результатом урока, выяснение причин этого разрыва. |