Начиная решать задачи, учащиеся сталкиваются с
определёнными трудностями. Это и запись
известных данных, и установление зависимости
между компонентами, и сам ход решения. Наша цель -
научить ребят решать задачи, причём рациональным
способом, чтобы они могли сами поставить вопросы
и на них нашли ответ, умели выстроить логически
верные рассуждения.
Если рассматривать решение текстовых задач, то
мы выделяем два способа: алгебраический и
арифметический. Упор делаем в основном на
алгебраический и очень мало уделяем внимание
арифметическому способу. А именно задачи,
решаемые арифметическим способом, заставляют
продумывать каждый шаг, пояснять смысл того или
иного действия. Именно задачи, решаемые по
действиям, являются тем рычажком, который
развивает у учащихся логическое мышление,
способствует установлению
причинно-следственных связей, отвечая на
вопросы: зачем нам это? Что мы можем узнать, зная
что-то?
Рассмотрим решение таких задач на примере
задач на части, решаемых в 5 классах.
Задача 1. Для приготовления сухой компотной
смеси берут 1 часть яблок и 2 части груш, всего15 кг.
Cколько килограммов яблок и груш по отдельности
использовали для приготовления смеси?
* Яблок - 1 часть- ? кг х
кг
Груш - 2 части - ? кг
2х кг
Составляем уравнение:
х+2х=15
3х=15
х=5 (кг.) яблок
2*5=10 (кг.) груш
* А, теперь решим эту же задачу арифметическим
способом, предварительно поставив вопросы,
которые помогут нам это сделать.
- Сколько всего частей?
- Сколько килограммов приходится на эти части?
- Сколько килограммов в одной части?
- Можем узнать, сколько килограммов яблок и груш
использовали?
Отвечаем на поставленные вопросы:
1) 1+2=3 (части) - всего это 15 кг.
2) 15: 3=5 (кг) 1 часть - яблоки.
3) 5*2= 10 (кг) 2 части - груши.
Ответ: 5 кг яблок, 10 кг груш.
Задача 2. Для приготовления моющего средства
берут 3 части песка, 1 часть стирального порошка и
1 часть белизны. Сколько граммов моющего средства
получится, если песка взять на 400 граммов больше,
чем стирального порошка?
* Песок – 3 части - ? гр на 400 гр больше, чем
3 х
Стиральный порошок – 1 часть - ? гр
х
Белизна – 1 часть - ? гр
Составляем уравнение:
3х-х=400
2х=400
х=200(гр.) стирального порошка.
1) 200*3=600 (гр.) – песок
2) 200+200+600=1000(гр.) – моющего средства.
* Вновь решим задачу арифметическим способом.
Итак, вопросы:
- На сколько частей песка больше, чем стирального
порошка?
- Сколько граммов приходится на эти части?
- Сколько граммов в одной части?
- Сколько всего частей?
- Сколько всего граммов?
Отвечаем на поставленные вопросы.
1) 3-1=2 (части) песка больше, чем стирального
порошка – 400 гр.
2) 400:2=200 (гр.) в 1 части
3) 3+1+1=5 (частей) всего
4) 5*200=1000 (гр.) моющего средства.
Ответ: 1000гр. Моющего средства.
Сравнивая на уроках с ребятами эти способы
решения, приходим к выводу, что "удобнее” решать
арифметическим способом. Но это не относится к
учащимся, у которых есть затруднения по
математике, так как им более удобен и доступен
алгебраический способ. Ещё раз напомню, что мы,
учителя, призваны развивать логическое мышление,
алгоритмическую культуру, математическое
мышление и интуицию, давать творческий рост
способностям учащихся.
Хочется отметить, что большинство задач,
решаемых в 5-7 классах, можно свести к задачам на
части и, соответственно, решаемых арифметическим
способом.
Задача 3. Вася и Петя вышли на встречу друг
другу, причем Вася шёл в 3 раза быстрее Пети. Весь
путь 2км. Сколько метров прошел каждый?
Вася - ? м в 3 раза меньше, чем
|
1 часть
Петя - ? м
|
3 части
____________________________
2
км
Алгебраический способ рассматривать не будем,
так как он понятен. Рассмотрим решение данной
задачи арифметическим способом, сводящимся к
задачам на части. Вопросы, на которые нам
предстоит ответить в ходе решения:
- Сколько всего частей?
- Сколько метров на них приходится?
- Сколько в одной части?
- Какой путь каждого?
Выполним соответствующие действия.
- 3+1=4 (части) – на весь путь 2 км=2000 м
- 2000:4=500 (м) – 1 часть - Петя
- 500*3=1500 (м) прошёл Вася
Ответ: Вася-1500 м, Петя-500 м.
Задача 4. Площадь одного поля на 63 га меньше
площади другого. Какова площадь каждого поля,
если их общая площадь 249 га?
1поле – га, на 63 га меньше, чем
1 часть
2 поле - ? га
1
часть + 63 га
Кажется, что эту задачу нельзя свести к ранее
решаемым, но давайте попробуем. Что мы можем
сделать? Мы можем приравнять либо первое поле ко
второму, либо второе поле к первому. Что нам
мешает? 63 га. В зависимости от пути решения мы их
будем вычитать или прибавлять.
1 путь решения. Приравняем второе поле к
первому.
- 249-63=186 (га) - 2 поле = 1 поле
- 1+1=2 (части) 2 поле – 186 га
- 186:2=93 (га) 1 часть = 1 поле
- 93+63=156 (га) – 2 поле.
2 путь решения. Приравняем первое поле ко
второму.
- 249+63=312 (га) 1 поле = 2 полю
- 1+1=2 (части) 2 поля – 312 га.
- 312: 2=156 (га) – 1 часть – 2 поле
- 156-63=93 (га) 1 поле.
Ответ: 1 поле – 93 га, 2 поле – 156 га.
Разобраны простые задачи, решаемые
арифметическим способом, но каждый учитель,
которого заинтересует данный вопрос, может и сам
рассмотреть и более сложные. Желательно
рассматривать решение задач в школьном курсе
обоими способами. Для этого можно использовать
как индивидуальные часы, так и кружки, а также
скорректировав программу. |